Использование информационных технологий в начальном образовании школьников.
статья на тему
Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_inf-kom_tehnologiy.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
информационно – коммуникативных технологий
в начальном образовании школьников.
Меркурьева И.М.,
учитель начальных классов.
Методическое объединение.
В настоящее время 85 % учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. В элитных (частных) учебных заведениях, гимназиях, лицеях этот процент выше. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. В ходе опроса 40 % респондентов отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.
Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
Презентации — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования; объективность, простота, массовость.
Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.
«Мультимедиа» в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа — это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио-и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50 %.
Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого_ для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: с помощью слайдов можно рименять разнообразные формы организационной познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.).
При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
- образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
- развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
При разработке уроков учителя могут использовать программу Роwег Роint, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации.
Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока.
При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
В перспективе в школьной практике будут шире применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников; поиск мультимедиаресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевыс игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, — между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет учителю значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усилит эмоциональную составляющую учебного процесса, позволит по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся сделать ее для них более привлекательной.
Систематизируем возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.
1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.
2. Использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц — для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.
3. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.
4. Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.
5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.
6. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.
7. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, выведение его на распечатку.
Рекомендую: для повышения дидактических и личностно-ориентированных параметров учебного процесса использовать в работе компьютерные программы, но для этого необходимо оснастить кабинеты начальных классов мультимедийной техникой.
Материалы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...
Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.
Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....
Использование информационных технологий в начальной школе
Выступление на районной конференции...
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
Методический материал для учителя и родителей ....
Использование информационных технологий в современном образовании.
Публикация об использовании ИКТ в современном образовании....
Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования
Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования...
К вопросу об использовании информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
Из опыта работы учителя начальных классов...