Особенности адаптации современных первоклассников
статья (1 класс) на тему

Как бы ни старались учителя, как  бы ни готовили родители детей, поступление в школу всегда стресс для ребёнка. Меняется вся  привычная жизнь, её ритм, окружение, отношение  к ребёнку взрослых, появляются  новые непривычные обязанности. Это требует перестройки  организма на работу в изменившихся условиях, то есть адаптации.

Адаптация  в школе имеет две стороны:  психологическую и физиологическую. О возрастных психологических особенностях  первоклассников  много написано. Мне хотелось бы остановиться на физиологических изменениях, происходящих у детей  в  первые  месяцы их школьной жизни. Физиологическая адаптация – это привыкание организма работать в новом режиме. Здесь можно выделить несколько этапов:

1.       Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» ( или острой адаптацией). Это самое тяжёлое время для ребёнка. На все новые воздействия  организм ребёнка  отвечает значительным  напряжением всех своих систем, в результате, в сентябре многие первоклассники  болеют.

2.       Далее наступает неустойчивое приспособление – организм ребёнка находит приемлемые варианты реакций на новые условия.

3.       За тем наступает период  относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

 В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Организму ребёнка трудно перестроится на школьную жизнь.  По данным врачей 60% детей к концу  1 четверти худеют. У многих снижается артериальное давление ( признак утомления), у некоторых – повышается (признак  настоящего переутомления). Родители наблюдают головные боли, плохой сон, снижение аппетита и т.д. Таким  образом, можно сделать вывод: детям трудно даётся адаптация к школе.

Организм  6-7 летних детей ещё незрел, он находится в развитии. На определенных  этапах развития находятся его мышечная, гормональная, зрительная и слуховая системы, разные психические функции ( память, внимание, восприятие, способность к произвольным действиям, эмоционально-волевая сфера), а это значит, что не сформирован мозг.

Когда нас учителей спрашивают о том, какие проблемы есть у первоклассников  в  первые  месяцы обучения, мы все отвечаем:  быстрая утомляемость, рассеянность внимания и даже часто не подозреваем, что за этим может стоять нездоровье ребёнка.  Оказывается, повышенная утомляемость может быть вызвана нарушением осанки, ЛОР заболеваниями и даже больные зубы могут быть причиной того, что ребёнок быстро устаёт, следовательно,  ему трудно удерживать внимание. А если учесть, что только 20 – 25% детей приходят в школу здоровыми, то многое становится понятным.

 Ещё к проблемам мы всегда относим низкий уровень функционирования мелкой моторики. Очень интересные исследования были проведены в 415 школе Петродворцового района города Санкт-Петербурга. В результате наблюдений установили, что наибольшие проблемы с  мелкой моторикой  руки имеют дети, родившиеся летом и осенью.  Почему? Можно  порассуждать.

А ещё учёные установили, что девочки быстрее адаптируются к школе. Они более «речевые»,  более « контактные»,  старше по «биологическому возрасту», их мозг более надёжен, многие функции дублируются в одном и другом полушарии.  Организм девочек более пластичен. Они легче подстраиваются под те условия, в которые попадают. У мальчиков адаптация проходит сложнее. Они при одном и том же так называемом «паспортном»  возрасте по своему биологическому возрасту обычно младше девочек. Коммуникативная сторона речи ( речевое общение) у них развита  хуже. Их мозг более раним,  более уязвим, функции не дублируются и разнесены более чётко по двум полушариям. Мальчики хуже адаптируются к любым изменениям в их жизни, а значит и к переходу от дошкольного детства к школьному. У мальчиков больше индивидуальных вариантов развития мозга и психики, а значит и учителю часто трудно подстроиться под  особенности формирования их психики.  Всякие нарушения, дефекты, отклонения в развитии у мальчиков, к сожалению, тоже встречаются чаще.

 А также отмечается то, что адаптация лучше проходит у тех детей, которые воспитываются в благополучных семьях. Среди благоприятных факторов социальной микросреды  на первое место выходят правильные методы  воспитания  и  отсутствие конфликтной ситуации в семье,  высокий уровень образования отца и матери. Не менее важно адекватное осознание  своего положения  в группе сверстников и благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс. И, конечно, большую роль играет доброжелательный стиль отношения к детям учителей первого класса.

К благополучной адаптации можно отнести динамику работоспособности и её улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие изменений показателей здоровья,  хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса  адаптации является поведение учащихся.

В заключении мне хотелось бы сказать, что, несмотря на все сложности  адаптации, задача учителя: сохранить радость познания. Как сказал Анатоль Франс «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Особенности адаптации современных первоклассников

Как бы ни старались учителя, как  бы ни готовили родители детей, поступление в школу всегда стресс для ребёнка. Меняется вся  привычная жизнь, её ритм, окружение, отношение  к ребёнку взрослых, появляются  новые непривычные обязанности. Это требует перестройки  организма на работу в изменившихся условиях, то есть адаптации.

Адаптация  в школе имеет две стороны:  психологическую и физиологическую. О возрастных психологических особенностях  первоклассников  много написано. Мне хотелось бы остановиться на физиологических изменениях, происходящих у детей  в  первые  месяцы их школьной жизни. Физиологическая адаптация – это привыкание организма работать в новом режиме. Здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» ( или острой адаптацией). Это самое тяжёлое время для ребёнка. На все новые воздействия  организм ребёнка  отвечает значительным  напряжением всех своих систем, в результате, в сентябре многие первоклассники  болеют.
  2. Далее наступает неустойчивое приспособление – организм ребёнка находит приемлемые варианты реакций на новые условия.
  3. За тем наступает период  относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

 В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Организму ребёнка трудно перестроится на школьную жизнь.  По данным врачей 60% детей к концу  1 четверти худеют. У многих снижается артериальное давление ( признак утомления), у некоторых – повышается (признак  настоящего переутомления). Родители наблюдают головные боли, плохой сон, снижение аппетита и т.д. Таким  образом, можно сделать вывод: детям трудно даётся адаптация к школе.

Организм  6-7 летних детей ещё незрел, он находится в развитии. На определенных  этапах развития находятся его мышечная, гормональная, зрительная и слуховая системы, разные психические функции ( память, внимание, восприятие, способность к произвольным действиям, эмоционально-волевая сфера), а это значит, что не сформирован мозг.

Когда нас учителей спрашивают о том, какие проблемы есть у первоклассников  в  первые  месяцы обучения, мы все отвечаем:  быстрая утомляемость, рассеянность внимания и даже часто не подозреваем, что за этим может стоять нездоровье ребёнка.  Оказывается, повышенная утомляемость может быть вызвана нарушением осанки, ЛОР заболеваниями и даже больные зубы могут быть причиной того, что ребёнок быстро устаёт, следовательно,  ему трудно удерживать внимание. А если учесть, что только 20 – 25% детей приходят в школу здоровыми, то многое становится понятным.

 Ещё к проблемам мы всегда относим низкий уровень функционирования мелкой моторики. Очень интересные исследования были проведены в 415 школе Петродворцового района города Санкт-Петербурга. В результате наблюдений установили, что наибольшие проблемы с  мелкой моторикой  руки имеют дети, родившиеся летом и осенью.  Почему? Можно  порассуждать.

А ещё учёные установили, что девочки быстрее адаптируются к школе. Они более «речевые»,  более « контактные»,  старше по «биологическому возрасту», их мозг более надёжен, многие функции дублируются в одном и другом полушарии.  Организм девочек более пластичен. Они легче подстраиваются под те условия, в которые попадают. У мальчиков адаптация проходит сложнее. Они при одном и том же так называемом «паспортном»  возрасте по своему биологическому возрасту обычно младше девочек. Коммуникативная сторона речи ( речевое общение) у них развита  хуже. Их мозг более раним,  более уязвим, функции не дублируются и разнесены более чётко по двум полушариям. Мальчики хуже адаптируются к любым изменениям в их жизни, а значит и к переходу от дошкольного детства к школьному. У мальчиков больше индивидуальных вариантов развития мозга и психики, а значит и учителю часто трудно подстроиться под  особенности формирования их психики.  Всякие нарушения, дефекты, отклонения в развитии у мальчиков, к сожалению, тоже встречаются чаще.

 А также отмечается то, что адаптация лучше проходит у тех детей, которые воспитываются в благополучных семьях. Среди благоприятных факторов социальной микросреды  на первое место выходят правильные методы  воспитания  и  отсутствие конфликтной ситуации в семье,  высокий уровень образования отца и матери. Не менее важно адекватное осознание  своего положения  в группе сверстников и благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс. И, конечно, большую роль играет доброжелательный стиль отношения к детям учителей первого класса.

К благополучной адаптации можно отнести динамику работоспособности и её улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие изменений показателей здоровья,  хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса  адаптации является поведение учащихся.

В заключении мне хотелось бы сказать, что, несмотря на все сложности  адаптации, задача учителя: сохранить радость познания. Как сказал Анатоль Франс «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации первоклассников

материал для родительского собрания или выступления на рмо и шмо...

"Особенности адаптации первоклассника"

Адаптация к  школе - процесс привыкания к новым школьным условиям которые каждый первоклассник переживает и осознает по - своему.......

Родительское собрание по теме "Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников", познакомит родителей первоклассников с особенностями адаптации детей к первому году обучения в ш...

Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"

Родительское собрание проводится по результатам ди­агностики адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе....

Консультация для родителей первоклассников на тему: "Особенности адаптации первоклассников"

Материал консультации будет интересен как родителям, так и педагогам....