Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников", познакомит родителей первоклассников с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Задачи собрания:

- познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

- физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.

- психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.

- система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Вы купили ребенку школьную форму, ранец, огромный букет и пустили слезу умиления на торжественной линейке? Не спешите расслабляться, все только начинается…

Игра «Корзина чувств».

Уважаемые мамы и папы!
У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать
человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в
вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование.

        Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.

        Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Мало того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис. Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет.

        Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста».

В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере.

Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

        Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

Продолжительность адаптации 5-6 недель, психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

Обратите внимание

Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Организация правильного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

«Психологические условия адаптации ребенка к школе». 

Создание благоприятного психологического климата  в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд )

- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми

                                 Английский писатель Уайльд Оскар

Главная цель школы научить ребенка учиться.

Желание учиться приходит только с успехом в учении. Нежелание учиться – следствие неумения работать. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание –лень.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха, Нежелание учиться – следствие неумения работать.

                                                    Сухомлинский

Школа – это союз учителя, родителей, ученика. Он должен быть основан на взаимном доверии и уважении.

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете работа. Она требует сверхтерпения, сомообуздания, пересиливания усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Дети – это строгая оценка, выставляемая родителям самой Жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...

родительское собрание "Адаптация первоклассников".

Собрание проводится в виде консультативной беседа, рассматриваются вопросы , которые волнуют многих родителей в первые дни обучения ребенка в школе....