12. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников.
статья по теме

Шмелёва Валентина Анатольевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_analiz_osobennostey.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

В последнее время становится все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы психолог выявляет при индивидуальном обследовании, а. также в ходе беседы с учителем и родителями. Беседа с учителем очень важна, поскольку именно учитель имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его деятельности. К сожалению, полная картина поведения ребенка из беседы с учителем получается не всегда. Часто учителю трудно дать развернутую характеристику ребенку, и все сводится к замечаниям типа «Ничего не понимает!», «Срывает уроки!».

Одним из авторов — Л. М. Ковалевой был разработан опросник, который помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один — участия родителей в воспитании. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке. Эти сведения могут быть положены в основу более углубленного обследования.

Опросник для учителя.

1.Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2.При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.)

3.  Не знает многое из того, что известно  большинству детей его возраста (например,  дни недели, времена года, сказки и т. п.).

4.  Плохо   развиты   мелкие    мышцы   рук (трудности с письмом,  неравномерные буквы,

     тремор и т. п.).

          5. Пишет   правой   рукой,    но    со    слов  родителей является переученным левшой.

6.  Пишет левой рукой.

7.  Бесцельно двигает руками.

8.  Часто моргает.

9.  Сосет палец или ручку.

10.  Иногда заикается.

11.  Грызет ногти.

12.  У     ребенка     хрупкое     телосложение,маленький рост.

13.  Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14.  Очень любит играть, играет даже на уроках.

15.  Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16.  Речь инфантильная, напоминает речь 4—5-летнего ребенка.

7. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18.  Быстро примиряется с неудачами.

19.  Любит  шумные,   подвижные   игры  на переменах.

20.  Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21.  После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

         22.Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном    вопросе    учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24.  Очень долго выполняет любое задание.

25.  Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26.  Очень долго перестраивается  с  одной деятельности на другую.

27.  Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

28.  Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т. п.

29.  Допускает много ошибок при списывании.

30.  Чтобы отвлечь его от задания, достаточно    малейшей    причины:    скрипнула

дверь, что-то упало и т. д.                                  ч

31.  Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32.  Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.                                                                                                                                                                                     33.  Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.                                                                                    34.  Такое впечатление, что на уроках ему  плохо, оживает только на переменах.                                                              35. Не    любит    никаких    усилий,     если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т. п.                                                                                                                                                               36. Не   совсем   здоровый   вид   (бледный, худенький).                                                                                                  37.  К  концу  урока  работает  хуже,   часто  отвлекается, сидит с отсутствующим видом.                                      38.  Если что-то не получается, раздражается, плачет.                                                                                                         39.  Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.                                                                                                                                    40.  Часто жалуется на усталость, головную боль.                                                                                                                              41.  Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.                                                                                                                                                42.  Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т. п.).      43.  После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.                                                         44.  Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.                                                                                                                                                                   45.  Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.                                                                          46.  Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Бланк   ответов

                        1                                                                             РО

 2                      3        4                                           НГШ

               5     6                                                                             Л

                                           7        8     9                     10      11                                          НС

                                          12     13    14                    15      16                                          И

                                          17     18    19                    20      21                                          ГС

                                                   22    23                    24      25        26                              ИНС

                                                           27                    28      29        30                              НП

                                          31     32    33                    34      35                                          НМ

36                    37      38        39           40               АС

                                                    41   42                    43      44        45            46              НИД

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму

баллов набрал ребенок, можно переделить его коэффициент дезадаптации: К=п  : 100, где п — количество баллов, набранных ребенком.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определённым образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

1.  РО — родительское отношение.

2.  НГШ — неготовность к школе.

3.  Л — леворукость.

4.  НС — невротические симптомы.

5.  И — инфантилизм.

6.  ГС    —    гиперкинетический   синдром, чрезмерная расторможенность.  

7.  ИНС — инертность нервной системы,

8.  НП   —   недостаточная   произвольность психических функций.

9.  НМ   —   низкая   мотивация   учебной деятельности.

10.  АС — астенический синдром.

11.  НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.

По результатам опроса  выделяются три группы детей:

первая группа — коэффициент дезадаптации от 0 до 14 %, в эту группу входят хорошо адаптированные дети;

вторая группа — коэффициент дезадаптации от 15 до 30 %, .средняя степень дезадаптации;                                                   

третья группа — коэффициент дезадаптации выше 30 %, «группа риска», в ней  выделяются  две подгруппы: А — К=31—40; Б — К=41 и выше.

Первоклассники, относящиеся к первой группе легко включается в школьную жизнь. Как правило, эти дети из благополучных семей, где родители уделяют внимание их развитию, читают книги, играют, разговаривают, в школе поддерживают контакт с учителем. Дети первой группы хорошо подготовлены к школе (что согласуется и с результатами психодиагностического обследования), обладают широким кругом познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием отвечают на уроках. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию.

Во вторую группу (средняя дезадаптация) входят  дети, которые отличаются некоторой неравномерностью развития. Например, при высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения, проявляется инфантилизм. На уроках они отвлекаются, поэтому не успевают вовремя ответить, выполнить задание, требуют к себе постоянного внимания учителя. К концу года они уже были нормально адаптированы.

Во вторую  группу часто попадают и застенчивые  дети, которые не ходили в детский сад и тяжело привыкали к новым людям. Доброжелательное, тактичное отношение учителя помогло их адаптации. В этой группе могут оказаться дети с плохим развитием тонкой моторики при хорошем развитии устной речи и мышления, их родителям необходимо рекомендовать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, мелкими предметами, штриховкой, играть, прописывая пальцем буквы на ладошке, и т. п.

Во второй группе могут быть и медлительные дети, учителю рекомендуется подбирать задания таким образом, чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достигать успеха.

В этой группе могут оказаться дети, у которых по данным психодиагностики  плохо развито мышление (вербальное мышление — тест Керна и Йирасека, невербальное — сокращенный вариант матриц Равена).  Первично здесь именно то, что мышление развито недостаточно, требуется опора при решении задач, которые другие дети решают уже во внутреннем плане, поэтому времени затрачивают больше, устают быстрее, труднее достигают успеха, у них снижается мотивация учебной деятельности, что также отмечают учителя. Родителям этих детей еще в начале года на консультациях нужно предложить задания, способствующие развитию теоретического мышления и внутреннего плана   действий.  

         Третью группу можно назвать «группой риска». У детей «группы риска» наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Без целенаправленной работы с ребенком учителя и психолога в контакте с родителями, иногда еще и логопеда или психоневролога, практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.

Особо тяжело складывается ситуация обучения у детей, входящих в подгруппу Б «группы риска», поэтому на анализе индивидуальных особенностей и развития у них познавательной деятельности остановимся подробно.

         Много детей приходит в школу с плохо развитой тонкой моторикой, почти каждый второй. Следовательно, в первой четверти учитель должен уделять особое внимание моторике — заниматься с учениками штриховкой, рисованием, писать графические диктанты. Современные же методики обучения письму предполагают сразу учить детей безотрывному письму, что практически недоступно, если моторика развита плохо. В психологической литературе неоднократно писали о том, что методика безотрывного письма не соответствует возрастным особенностям семилетнего ребенка, однако ничего не меняется. Особенно вредна методика безотрывного письма для детей «группы риска», когда к плохой моторике (100 % — подгруппа Б) добавляется ГС, НП, АС.

В «группе риска» больше ,семей, где родители воспитанием ребенка не занимаются, имеют низкий образовательный уровень.

         В психолого-педагогической литературе часто пишут, что школьная зрелость может наступать и в 8 лет, поэтому вопрос о начале обучения должен решаться конкретно в каждом случае. На наш взгляд, при этом необходимо учитывать отношение родителей к развитию ребенка. Если родители будут выполнять рекомендации психолога, врача, учителя, заниматься с ребенком, есть смысл отложить обучение на год. Если очевидно, что заниматься с ребенком родители не будут, лишний год ничего не даст, ребенок и в 8 лет придет неподготовленным.

        Рекомендуется не спрашивать детей этой группы на уроке, если сами не изъявляют желания отвечать, чаще поощрять, разговаривать на перемене об интересующих ребенка вещах, письменные задания позволять выполнять в своем темпе, не торопить. Родителям необходимо бережнее относиться к своим детям, если что-то не получается — подбадривать, а не ругать, следить за режимом, питанием, проконсультироваться у психоневролога.

Какие выводы можно сделать из этого исследования?

        При записи в школу следует особое внимание обращать на развитие тонкой моторики. Поскольку развитие тонкой моторики тесно связано с развитием головного мозга, ее несформированности часто сопутствуют нарушения произвольности поведения, инфантилизм, гиперкинетический синдром, что приводит к дезадаптации. Коррекция указанных трудностей должна начинаться как можно раньше.

        Недостаточная интеллектуальная готовность к школе при хорошем развитии произвольности и тонкой моторики, как правило, проявляется только во втором полугодии, но корригирующая работа должна начинаться с первых дней.

        Дети с невротической симптоматикой, высоким уровнем тревожности могут казаться неготовыми к школе, работать очень медленно, не отвечать. Они требуют к себе особенно бережного, щадящего отношения со стороны учителя. Если учителю удается завоевать их доверие, раскрываются сильные стороны и степень дезадаптации резко снижается. Часто в семьях у таких детей неблагополучно, поэтому требуется вести соответствующую работу с родителями. В особо тяжелых случаях (заикание, тики и т. п.) необходима консультация психоневролога.

       Если ребенку свойственна инертность нервной системы, нужно снизить объем нагрузки на уроках, чтобы он мог достигнуть успеха, работая в своем темпе. Помнить, что таких детей, а также тревожных, астеничных нельзя торопить, в условиях ограничения времени они работают очень плохо.

      Применение опросника дезадаптации помогает учителю получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребенка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребенка и в соответствии с этим построить программу помощи. Повторное заполнение бланка позволяет проследить динамику адаптации ученика, оценить, насколько успешной была проведенная корригирующая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание ...

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую....

Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"

В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....

Консультация для родителей первоклассников на тему: "Особенности адаптации первоклассников"

Материал консультации будет интересен как родителям, так и педагогам....

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....