Программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами". Курс рассчитан на 2 года для детей с 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебный мир оригами»
для детей с 7 до 10 лет
срок реализации программы 2 года
2013
Содержание:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6.МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ
7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9.ПРИЛОЖЕНИЕ (ПАПКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной адаптированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Учебные занятия по оригами преследует цель формирования представлений учеников о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания (способа познания )мира, характерного для искусства. Осмысления значения искусства для жизни людей должно происходить в процессе активной деятельности учеников.
Учитывая специфику художественного искусства оно должно стать проводником в большой и разнообразный окружающий мир. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- Наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Цель программы
Формирование в процессе создания изделий способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная программа рассчитана на два года обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
Особенности реализации программы
Обучение строится на применении принципа «расширяющейся и углубляющейся спирали», то есть освоение курса идет с применением основных методов обучения: словесных, наглядных и практических и на каждом витке освоения идет осознание и углубление знаний о предмете деятельности.
Большее внимание уделяется практическому освоению тем.
Воспитательный аспект
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Формы деятельности:
- участие в творческой деятельности;
- выполнение и презентация творческих проектов.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы деятельности:
- праздники труда, ярмарки, конкурсы;
- презентация творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда;
- участие в разработке и реализации различных проектов.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Формы деятельности
- знакомство с лучшими изделиями по учебным фильмам.
- посещение конкурсов, фестивалей тематических выставок.
ІІ. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Изучение оригами должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с культурой оригами;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
первый год обучения
БАЗОВЫЕ ФОРМЫ -20 часов
Теория -1 час
Занятие № 1 Вводное занятие. Беседа по охране труда.
Задачи: обучение технике оригами.
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Рассказ об истории развития искусства оригами.
Практические занятия- 19 часов
Задачи: воспитание восприимчивости к окружающему миру, постараться сделать его прекрасней.
- развитие умений владеть различными техниками украшений.
Практические рекомендации. Практическое занятие по изготовлению фигур и деталей оригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Занятие № 2 «Стаканчик»
Занятие № 3 «Собачка»
Занятие № 4 «Щенок»
Занятие № 5 «Пес»
Занятие № 6 «Ворон»
Занятие № 7 «Рыбки»
Занятие № 8 -9 «Аквариум»
Занятие №10 «Кораблик»
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Занятие № 11 «Цветок»
Занятие № 12 «Сова»
Занятие № 13 «Поросята»
Занятие № 14 «Лягушата»
Занятие № 15 «Ваза»
Занятие № 16 «Ракета»
Занятие № 17 «Курочка»
Занятие № 18 -19 «Самолет»
Занятие № 20 «Лягушка»
СРЕДНИЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ – 20 часов
Теория -1 час
Занятие № 1 Базовые формы.
Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия.
Практические занятия- 19 часов
Задачи: развитие смекалки, творческого воображения;
- обучение технике оригами, украшению изделий.
Практические рекомендации. Практическое занятие по изготовлению фигур и деталей оригами.
Занятие № 2-3 «Тюльпан»
Занятие № 4 -5«Ирис»
Занятие № 6 -7 «Вазы»
Занятие № 8 – 9 «Голубь»
Занятие № 10 -11 «Журавлик»
Занятие № 12- 13 «Лебедь»
Занятие № 14 -15 «Змей»
Занятие № 16 -17 «Корова»
Занятие № 18 -19 «Белка»
Занятие № 20 «Поросята»
СЛОЖНЫЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ -20 часов
Теория -1 час
Занятие № 1 Куклы наших бабушек.
Задачи: воспитание ответственности за то, что делаешь, за все свои произведения.
Детская игрушка - первые жизненные и культурные ориентиры. Механические игрушки Древних греков. Куклы шарманщика. Музыкальная шкатулка. Оловянные солдатики. Традиционная японская кукла. Игрушечные города. Игрушки из фарфора. Ярмарочная самоделка. Творчество мастеров - игрушечников. Коллекции музеев страны.
Практические занятия- 19 часов
Задачи: развитие эстетического вкуса, чувства стиля.
Изготовление и объединение отдельных деталей в единое целое.
Занятия № 1-4 Изготовление деталей для куклы. Шляпка. Квадраты 6х6.
Занятие № 4 -8 Изготовление деталей для куклы. Платье. Квадраты 30х30.
Занятие № 9-12 Изготовление деталей для куклы. Рукава. Квадраты 6х6.
Занятие № 13-16 Изготовление деталей для куклы. Воротник. Квадраты 8х8.
Занятие № 17-18 Сборка куклы.
Занятие № 19 Декоративное оформление куклы.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА – 12 часов
Задачи: обучение приёмам работы по словесной установке педагога, т.е. конструировать по представлению, опираясь на образы памяти.
Подбор и объединение отдельных героев, фигур и деталей в единое целое. Литературная основа для театра бумажной пластики. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Занятие № 1-3 «Подводный мир»
Занятие № 4-6 «Космос»
Занятие № 7-9 «Цветник»
Занятие № 10-12 «Зоопарк»
второй год обучения
ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ -20 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2 Азбука оригами.
Задачи: обучение приёмам работы с бумагой и способам обработки.
Теоретическое занятие. Повторение. Базовые формы. Средние базовые формы. Сложные базовые формы.
Практические занятия- 18 часов
Занятие 1№ 1-2 Разминка для рук.
Задачи: развитие видения образов прекрасного в простых вещах.
Цикл упражнений. Гармонический переход от одного простого к сложному. Сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов. Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы. Каждая форма имеет свое название.
Занятие № 3-6 Секреты оригами.
Задачи: воспитание чувства меры, бережного отношения к материалам.
История искусства оригами, его традиции и новшества. Разнообразие сортов бумаги, основные виды складок.
Занятие № 7-8 Оригами от А до Я.
Задачи: воспитание терпеливости, сосредоточенности, и т.д.
Пара листов бумаги разных цветов, несколько движений пальцами рук , и в результате у вас получается… Шаги в познании искусства оригами. Возможность реализовать различные модельки из бумаги.
Занятие № 9-10 Международные условные знаки и приемы складывания оригами.
Занятие №11-12 Термины, используемые в оригами.
Для описания последовательности действий в процессе складывания фигур в оригами принято использовать специальные названия.
Занятие № 13-14 Базовой формой «Дом».
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Занятие № 15-18 Чудесные превращения бумажного листа.
Задачи: воспитание эстетических чувств, умения применять правильно украшения.
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Занятие № 19-20 Щенок с секретом
В оригами придумать новое несложное, но занятное изделие гораздо труднее, чем изобрести сложное. Фигурка щенка делается из двух квадратов, один немного меньше другого
СКАЗКА ИЗ ЛИСТА -20 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2 Приемы складывания.
Задачи: развитие нестандартного мышления, цветоведения;
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Практические занятия- 18 часов
Занятие № 3-4 Сказка оригами. «Братья».
Задачи: обучение свойствам используемых материалов, знанию симметрии и асимметрии.
В одном сказочном городе у одного бедного мужчины родилось четверо сыновей.
1. Сложите все углы листа к центру базовой формой «Блин». Переверните заготовку и вновь сложите все углы к центру. Еще раз переверните. Братья были большими лодырями, а потому отец решил отправить их в город на заработки. Он купил им билет на пароход…
Занятие № 5-6 Сказка оригами. «Спаситель цветов».
Милый друг. Вот перед тобой белый чистый лист. Представь, что неожиданно он превратился в огромную поляну. В одном конце этой поляны вырос Нарцис, а в другом Роза.
1. Пометьте противоположные углы каким-либо значком. Однажды, поднялся сильный ветер. Он вырвал с корнем Розу и перенес ее к Нарцису…
Занятие № 7-9 Животные.
Используя фигурки, ребенок сможет разыграть маленький спектакль или придумать свои истории с героями.
Занятие № 9-12 Теремок.
Задачи: обучение свойствам бумаги, её структуре, вариантам применения.
Занятие № 13-14 Оригамская сказка о четырех братьях.
Задачи: развитие гибкости мышления, нестандартного применения самых обычных вещей.
Занятие № 15-16 Курочка ряба.
Занятие № 17-20 Игры с оригами.
Задачи: развитие образного мышления и пространственного воображения.
ИГРУШКИ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ – 20 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2 Композиция.
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Практические занятия- 18 часов
Занятие № 1-2 Техника.
Занятие № 3-4 Детское оригами - делаем фотоаппарат.
Занятие № 5-6 Украшение .
Для этого украшения потребуется десять квадратных листов бумаги. Сколько работы, скажете вы, но надо сделать всего лишь семь сгибов, чтобы у вас получился элемент оригами.
Занятие № 7-10 Поздравительная открытка.
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Занятие № 11-15 Снежинки.
Изготовление снежинок из бумажных лоскутков , а правильнее из скрученных полосок, очень похоже мозаику с очень большим количеством вариантов. Полученные детали можно склеить между собой и затем украсить ёлочку этими удивительно красивыми кружевными украшениями.
Занятие № 15-18 Елочка к Новому году из модулей.
Задачи: обучение технике изготовления украшений, как для себя, так и для помещений.
Занятие № 19-20 Звезда.
Задачи: формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно – преобразующей деятельности.
С ПЛОСКОСТИ В ОБЪЕМ -20 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2 Объем в оригами.
Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Практические занятия- 18 часов
Занятие № 1-4 Модульное оригами.
Задачи: планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с особенностями выполняемого задания.
Занятие № 5 -8 Модуль треугольник оригами.
Задачи: организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
Этот модуль пригодится для изготовления различных оригами из модулей (например елочка, снежинка и т.д.)
Занятие № 9-12 Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Задачи: выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Занятие № 12-15 Базовая форма «Катамаран».
Задачи: воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Занятие № 16-20 Бумажный конструктор.
Задачи: планировать последовательность практических действий для реализации замысла.
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
ЦВЕТОЧНЫЕ ШАРЫ -18 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2 Схемы.
Задачи: воспитание терпеливости, усидчивости, кропотливости.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Практические занятия- 18 часов
Занятие № 1-2 Волшебный цветок.
Задачи: развитие логического мышления, памяти, масштабного видения. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Занятие № 3-4 Нарцисс.
Задачи: развитие логического мышления, правильного и точного подбора цветов.
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Занятие № 5-8 Полевые цветы.
Задачи: моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Занятие № 9-10 Хризантема.
Задачи: конструировать объекты с учетом технических и декоративно – художественных условий.
Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
Занятие №11-12 Роза.
Задачи: проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно – художественные образы.
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Занятие № 13-14 Ирис.
Задачи: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложные проектов.
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис
Занятие № 15-16 Букет цветов.
Задачи: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Занятие № 17-20 Лесные цветы.
Задачи: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ -10 часов
Теория -2 часа
Занятие № 1-2
Задачи: обучение конструированию по собственному замыслу, изготовлять образы по собственному замыслу.
Несколько новых сгибов напоминают новый поворот в лабиринте — что ждет нас там, за углом? Какие новые открытия и изобретения?
Практические занятия- 8 часов
Занятие № 1-4 Я – изобретатель.
Задачи: воспитание чувств взаимовыручки, понимания друг друга;
- развитие произвольности, трудоспособности и внимания.
Нужна только дешевая бумага, чтобы дети, не ограничивая себя, с удовольствием могли делать фантастические модели. Оригами как, наверно, никакая другая область человеческой деятельности открыто для самостоятельного творчества.
Занятие № 5-6 Работа из дух квадратов.
Задачи: развитие навыков групповой работы, конструирования - соответствия образу, настроению.
Дети — прекрасные созидатели. Две детали. Этот невероятно элегантный и в то же время простой цветок оригами сделан из двух листов бумаги, один — для цветка, другой — для стебля.
Занятие № 7-8 Свободная, тематическая, коллективная работа .
Задачи: воспитание навыков коллективного общения.
Выбор творческой группы (по настроению, совместности характера, особым отношениям и т. д.). Разработка темы. Поиск ключевой детали.. Определение во времени и пространстве. Участие в выставке.
Занятие № 9-10 Тема 5. Выступление с авторским проектом.
Задачи: развитие интереса к работам других мастеров ( профессионалов и детей );
- формирование у детей целостного видения мира, представления о взаимосвязи объектов окружающей действительности.
Показ самостоятельных работ. Подготовка к выставке и выступлению перед родителями, учащимися школы, другой аудиторией. Подведение итогов самостоятельного творчества. Создание банка идей.
ІV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы
1 год обучения
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».
2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2 год обучения
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные универсальные учебные действия
1 год обучения
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
2 год обучения
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Познавательные универсальные учебные действия
1 год обучения
1.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
2 год обучения
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
2. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном плану.
3.Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 год обучения
1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Участвовать в паре.
2 год обучения
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты освоения программы
1 год обучения
1.Различным приемам работы с бумагой.
2.Различать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
3.Следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
4.Овладеет навыками культуры труда.
5.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
6.Создавать мысленный образ конструкции.
7.Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии.
2 год обучения
1.Создавать мысленный образ конструкции.
2.Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии.
3.Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
4.Выполнять инструкции при решении учебных задач.
5.Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.
6.Научаться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районных выставках детского прикладного и технического творчества.
V. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Базовые формы | 20 | 1 | 19 | Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами. Планировать и осуществлять работу, на основе технологических карт, сопоставлять эти виды планов. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. |
Средние базовые формы | 20 | 1 | 19 | |
Сложные базовые формы | 20 | 1 | 19 | |
Коллективные работы | 12 | - | 12 | |
ИТОГО: | 72 часов | 3 часа | 69 часов |
второй год обучения
Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Волшебный мир бумаги | 2 | 1 | 1 | Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, ипользовать технику оригами. Использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников |
Сказка из листа | 20 | - | 20 | |
Игрушки для праздников | 20 | 2 | 18 | |
С плоскости в объем | 20 | 2 | 18 | |
Цветочные шары | 18 | 2 | 16 | |
Творческие формы оригами | 10 | 2 | 8 | |
Итого | 108 часов | 10 часов | 98 часов |
VІ. МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ
№ | Критерии | Показатели | Диагностические средства, инструментарий | Год реализации программы | Сроки проведения |
Личностные | Понимание базовых ценностей: «добро», «терпение». | ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341) Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс) | 1 год | Ноябрь | |
Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341) Методика «Что мы ценим в людях» | 1 год | декабрь | ||
Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | 1 год | февраль | |||
Понимание и принятие базовых ценностей: «добро», «терпение», «настоящий друг». | ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341) Методика «Закончи историю» | 2 год | ноябрь | ||
Уважение к своему народу, к своей Родине. | ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341) Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) | 2 год | декабрь | ||
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 2 год | февраль | |||
Метапредметные | |||||
Регулятивные универсальные учебные действия | |||||
Умение работать по плану | Прием «Проверь себя» | 1 год | На каждом занятии | ||
Оценка своего задания (самооценка) | Линеечки успеха (для взаимооценки) | 2 год | На каждом занятии | ||
Познавательные универсальные учебные действия | |||||
Сравнение предметов, объектов. Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Тест №1 | 1год | Январь | ||
Поиск необходимой информации для выполнения задания. | Тест № 2, 3 | 2 год | Ноябрь март | ||
Коммуникативные универсальные учебные действия | |||||
Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Наблюдение | 1 год | На каждом занятии | ||
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе. | Словесная оценка | 2 год | Во время групповой работы | ||
Предметные | 1. Владение различными приемами работы с бумагой. | Наблюдение Выполнение практического задания | 1год | На каждом занятии апрель | |
1.Умение осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. 4.Выполнение инструкции при решении учебных задач. 5.Соблюдение последовательности технологических операций при изготовлении и сборке изделия. 6.Умение принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты. | Выполнение практического задания Самостоятельное выполнение изделий по схемам Вносить в изделия изменения | 2 год | На каждом занятии Декабрь Март Апрель |
VІІ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов материально-технического обеспечения |
Печатные пособия |
Технология. Обработка бумаги. Технология. Организация рабочего места Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции "Бумага и картон» Раздаточные материалы (справочные) |
Технические средства обучения |
Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Персональный компьютер с принтером. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. |
VІІІ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для родителей и детей:
1.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
6.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
7.Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
8.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
9.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
10.Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)
11.Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (http://www.origami-do.ru/index.htm)
Список литературы для педагога:
1.Дик Н.Ф. Личный подход воспитании. Ростов- на – Дону, 1994.
2.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., Педагогика, 1983.
3.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: 1998.
4.Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. – Знание, 1986, №8
5.http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
6.http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
7.«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55780.jpg)
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-147807-1357658215.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"
Программа внеурочной деятельности «Чудеса оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической нап...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"
Программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"
Программа по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014970-1519318843.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство оригами".
Рабочая программа во внеурочной деятельности "Искусство оригами" для учащихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...