дошкольная подготовка
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа для проведения курса подготовки дошколоьников по развитию фонематического слуха и развития мелкой моторики руки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolenok.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения детей дошкольного возраста по образовательным программам:
подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики руки.
Ступень обучения - предшкольное образование
Количество занятий 24.
Программа составлена учителем начальной школы Юшковец О.А.
Программа разработана на основе « Комплексной программы развития и воспитания дошкольников» (Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна . Москва. Баласс, 2008г.)
Пояснительная записка
Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.
Направленность образовательной программы.
Образовательный процесс в группах по подготовке детей к школе направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.
Педагогическая целесообразность.
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
Переход от дошкольного образования к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа в его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно остаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирование его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Целью курса является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Цели и задачи образовательной программы:
Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.
Задачи:
- Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
- Развитие устной речи.
- Знакомство с буквами русского алфавита
- Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.
Данные цели и задачи реализуются путём решения следующих задач:
- формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
- формирование учебной мотивации;
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе ( внимание, мышление…)
- развитие речи и фонетического слуха;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творчески активной личности;
- овладение необходимыми навыками ручного труда.
Отличительные особенности программы.
За основу взята « Комплексная программа развития и воспитания дошкольников» (Под научн.редакцией Д.И.Фельдштейна М.Баласс, 2008г.)
Настоящая программа рассчитана на детей 5-6 лет, занимающихся в группах не более 20 человек. Срок реализации программы с 1 октября по 26 марта. Режим занятий два раза в неделю (по три занятия для каждой группы). Продолжительность занятия- 20 минут, включая физминутки. Между занятиями перемены в 10 минут.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
В программе занятий по подготовке детей к школе уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения
В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Обязательными условиями проведения занятий является:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных тематических встреч с педагогами и родительских собраний.
Для реализации этих задач на занятиях используется:
Сайт «Весёлые уроки» раздел Обучение чтению
Сайт «Раскраски для развития мелкой моторики руки детей»
Программа «Перво Лого» MacBook
В.И.Ковалев «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» Москва «Просвещение»2000
Н.Красильников «Разноцветные снежинки» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
Основные знания и умения детей по окончанию курса.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса дети должны уметь:
·выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданными свойствами;
·разбивать множество на подмножества с общим свойством;
·сопоставлять части целое для предметов и действий;
·применять какие-либо действия по отношению к разным предметам;
·приводить примеры истинных и ложных высказываний;
·пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
·находить похожее у нескольких предметов;
·переносить свойства одних предметов на другие;
·слушать и слышать художественный текст;
·эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
·отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста;
·выражать своё отношение к прочитанному;
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте и развитию речи
Пояснительная записка
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);
- понимать причинно- следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
- развёрнуто отвечать на вопрос.
Формировать у дошкольников умения:
- предвосхищать смысловое содержание высказывания;
- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами(сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);
- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.
Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Содержание курса:
- определение последовательности событий в тексте;
- составление устного рассказа по рисункам к тексту;
- понимание причинно-следственных связей повествования;
- говорение с опорой на речевые образцы;
- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;
- соблюдение нужной интонации высказывания;
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование умения объяснить , аргументировать свой ответ;
--запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.
Базовые ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия.
Ребёнок должен уметь, знать и научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст;
- выполнять инструкцию взрослого при самостоятельной работе, при просмотре иллюстраций к тексту;
- отвечать на вопросы;
- обсуждать со взрослым возникшую проблему;
- находить и исправлять свои ошибки;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
-выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
( 24 часа) с 01.10.14 по 26.03.15
№№ | дата | Тема занятия |
1 | Знакомство (игра с мячом «Что я люблю и чего не люблю»). Вводное занятие ( дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Весёлые ошибки (замена одного звука другим) | |
2 | Знакомство с гласными звуками букв А- Я. (т. 25.09) Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Артикуляционная гимнастика «Забор». Сайт «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами. | |
3 | Знакомство с гласными звуками букв О — Ё. (т. 4.11) Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Артикуляционная гимнастика «Забор» и «Окно». «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
4 | Знакомство с гласными звуками букв У- Ю. (т. 14.11) Дыхательная гимнастика «Лесенка». Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно» и «Улыбка». «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
5 | Гласный звук букв Ы — И. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно», «Улыбка» и «Хоботок». Образование множественного числа слов, обозначающих предметы. «Один — много» (т. 23.09). Заучивание наизусть считалки. Сайт «Веселые уроки» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. | |
6 | Звуки букв Е — Э. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно», «Улыбка», «Хоботок» и «Трубочка». «Весёлый урок.»- Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами. | |
7 | Повторение изученных букв и звуков. Артикуляционная гимнастика. Весёлые ошибки - «Найди ошибки». Введение понятия СЛОГ. Введение понятия СЛОВО. Подскажи словечко. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Чтение слогов | |
8 | Согласные звуки букв Б -П. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной с поворотом головы». Развитие слухового внимания (узнавание неречевых звуков — КАССЕТА). Работа с текстом — стихотворение о данных буквах. Выделение главной мысли текста. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
9 | Согласные звуки букв В — Ф. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной». Пространственные представления (т. 16.09). Составление рассказа по картинке. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
10 | Согласные звуки букв К — Г. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной». «Кто как голос подаёт» (т. 20.09). Составление ответов на поставленный вопрос к картинкам и текстам. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
11 | Согласный звук букв Т — Д. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Работа по развитию речи (т. 23.10). Подскажи словечко. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. | |
12 | Согласный звук букв Ш - Ж. Дыхательная гимнастика «Шарик», «Шмель», «Гусь». «Угадай про кого скажу» (т. 20.11) .Сравнение согласных звуков букв Ш и Ж. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). Скороговорки. Чистоговорки. | |
13 | Согласные звуки букв З — С. Дыхательная гимнастика «Комарик», «Шарик».Придумывание слов с данными звуками. Узнавание звуков на слух. Сравнение звуков букв З-С в слове. Деление слов на слоги. Чтение слогов (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Один — одна» (т. 9.01). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами. | |
14 | Согласный звук буквы Н. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). Деление слов на слоги. «Что может быть высоким, низким...» (т. 17.01). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
15 | Согласные звуки буквы М. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Придумывание слов с данными звуками. Узнавание звуков на слух. Деление слов на слоги. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Что может быть...» (т. 7.02). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
16 | Согласный звук буквы Л. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными звуками (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Мой и моя» (т. 19.02)«Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
17 | Согласный звук буквы Р. Дыхательная гимнастика «Улетающий самолет». Определение места изученных звуков в слове. Деление слов на слоги. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Кто у кого» (т. 26.02). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
18 | Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Согласный звук буквы Й. Деление слов на слоги. Относительные прилагательные «Какой сварим суп» (т. 19.03). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
19 | Согласный звук буквы Х. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания после предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Ответь одним словом» (т. 23.04). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
20 | Знакомство со звуками буквы Ц. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Знакомство с правилами дорожного движения. Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания после предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Наоборот» (т. 7.05). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
21 | Согласный звук буквы Ч. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Составление небольшого текста по картинкам. Вопросительные предложения. Вопросительный знак в конце предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Назови первый звук в слове» (т. 26.05). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
22 | Знакомство со звуком буквы Щ. Дыхательная гимнастика «Выдох-вдох счет до 10».Знакомство с правилами дорожного движения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
23 | Знакомство со звуками буквы Ф. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Знакомство с правилами дорожного движения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами. | |
24 | Ь — Ъ знаки. Обозначение мягкости согласного звука при помощи Ь. Работа с текстом. Развивающие игры сайта «Веселый урок» |
Рабочая программа по развитию мелкой моторики руки.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся.
В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук.
- Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
- Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
- Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
- Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
- Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
- Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).
В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики рук». Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе.
К ним относятся:
- Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
- Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
- Трудности с овладением навыкам письма.
- Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
- Очень медленный темп письма.
- Недостаток интеллектуального развития.
- Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
- Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Возникающие трудности, которые неизбежны вследствие того что дети поступают в школу с низким уровнем подготовленности к обучению, так как они в основном все испытали на себе синдром «социальной ситуации», описанной выше, необходимо предотвратить или преодолеть, потому что ребенку, не имея элементарных навыков развития, тяжело пройти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения.
Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.
В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Наиважнейшей проблемой системы образования, является преемственность между начальной и основной школами. Немаловажную роль в её решении играет развитие мелкой моторики рук. Чтобы помочь ребёнку хорошо учиться, необходимо преодолеть проблемы раннего развития, описанные выше. А для этого надо создать условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.
Цели и задачи программы.
В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не средством достижения какой- либо цели.
Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:
- Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
- Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
- Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.
- Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
- Формирование у учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.
Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.
Данная программа реализует следующие принципы:
- единства диагностики и коррекции;
- коррекционно-развивающей направленности процесса;
- индивидуализации ребенка;
- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья детей;
- самоутверждения и самореализация ребенка.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ.
(24 часа)
№№ | дата | Тема занятия |
1 | Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке» | |
2 | Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке» | |
3 | Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке». | |
4 | Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение по образцу. | |
5 | Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигур по точкам. | |
6 | Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение зигзагов. | |
7 | Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение зигзагов. | |
8 | Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение дорожек по точкам. | |
9 | Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Выполнение штриховки по контуру «Лесенка». | |
10 | Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру «Зарядка». | |
11 | Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигур по контуру и штриховка. | |
12 | Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру. | |
13 | Пальчиковые игры «Четыре брата», «Кулачки - ладошки», «Пять лунатиков» и «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 44 «Пудель») | |
14 | Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру. | |
15 | Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру. | |
16 | Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигуры по контору и раскрашивание. | |
17 | Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Путешествие в АКВАРИУМ. | |
18 | Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) ) Обведение фигуры по контору и раскрашивание. | |
19 | Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) ) Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 54 «Паровоз») | |
20 | Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) В путь на вертолете. Дорожные знаки. | |
21 | Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Строим дом. Обводим кирпичики. | |
22 | Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Игра «Для чего нужен светофор?» Обведение рисунка светофора. | |
23 | Пальчиковые игры «Кулачки-ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra). Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 21 «Кораблик») | |
24 | Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка нарисованных фигур. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дошкольной подготовки по математике
Данная программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6-7лет не посещающих детский сад. Программа составлена на ос...
Программа курсов дошкольной подготовки "Буратино"
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Программа по дошкольной подготовке.
Прогамма по дошкольной подготовке по программе "Школа России"....
Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
Рабочая программа для будущих первоклассников...
Математика. Дошкольная подготовка по программе "Школа 2000..." Занятие 21. Число и цифра 3
Цель:1. Познакомить с образованием и составом числа 3;2. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам....