дошкольная подготовка
календарно-тематическое планирование на тему

Рабочая программа для проведения курса подготовки дошколоьников по развитию фонематического слуха и развития мелкой моторики руки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolenok.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучения детей дошкольного возраста по образовательным программам:

 подготовка к обучению грамоте,  развитие мелкой моторики руки.

Ступень обучения  - предшкольное образование

Количество занятий  24.

 Программа составлена учителем начальной школы Юшковец О.А.

Программа разработана на основе « Комплексной программы развития и воспитания дошкольников» (Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна . Москва. Баласс, 2008г.)

Пояснительная записка

        Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.

Направленность образовательной программы.

        Образовательный процесс в группах по подготовке детей к школе направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

        Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.

        Актуальность.

        Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

Педагогическая целесообразность.

        В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

        Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

        Переход от дошкольного образования к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа в его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно остаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирование его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Целью курса является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.

Задачи:

  • Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
  • Развитие устной речи.
  • Знакомство с буквами русского алфавита
  • Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.

Данные цели и задачи реализуются путём решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе ( внимание, мышление…)
  • развитие речи и фонетического слуха;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие творчески активной личности;
  • овладение необходимыми навыками ручного труда.

Отличительные особенности программы.

        За основу взята « Комплексная программа развития и воспитания дошкольников» (Под научн.редакцией Д.И.Фельдштейна М.Баласс, 2008г.)

        Настоящая программа рассчитана на детей 5-6 лет, занимающихся в группах не более 20 человек. Срок реализации программы с 1 октября по 26 марта. Режим занятий два раза в неделю (по три занятия для каждой группы). Продолжительность занятия- 20 минут, включая физминутки. Между занятиями перемены в 10 минут.

        Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

        Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

        Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

        Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

        В программе занятий по подготовке детей к школе уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

  • игры с мелкими предметами, крупой, палочками;
  • шнуровки;
  • изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
  • графические упражнения

        В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

        Обязательными условиями проведения занятий является:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося.

        Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных тематических встреч с педагогами и родительских собраний.

Для реализации этих задач на занятиях используется:

Сайт «Весёлые уроки» раздел Обучение чтению

Сайт «Раскраски для развития мелкой моторики руки детей»

Программа «Перво Лого» MacBook

В.И.Ковалев «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» Москва «Просвещение»2000

Н.Красильников «Разноцветные снежинки» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010

Основные знания и умения детей по окончанию курса.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса дети должны уметь:

·выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданными свойствами;

·разбивать множество на подмножества с общим свойством;

·сопоставлять части целое для предметов и действий;

·применять какие-либо действия по отношению к разным предметам;

·приводить примеры истинных и ложных высказываний;

·пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

·находить похожее у нескольких предметов;

·переносить свойства одних предметов на другие;

·слушать и слышать художественный текст;

·эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

·отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста;

·выражать своё отношение к прочитанному;

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте и развитию речи

Пояснительная записка

        Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:

  • внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
  • определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);
  • понимать причинно- следственные связи повествования;
  • внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
  • развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

  • предвосхищать смысловое содержание высказывания;
  • использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами(сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);
  • развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Содержание курса:

- определение последовательности событий в тексте;

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно-следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование умения объяснить , аргументировать свой ответ;

--запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.

Базовые ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия.

Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст;

- выполнять инструкцию взрослого при самостоятельной работе, при просмотре иллюстраций к тексту;

- отвечать на вопросы;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему;

- находить и исправлять свои ошибки;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

-выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

( 24 часа) с 01.10.14 по 26.03.15

№№

дата

Тема занятия

1

Знакомство (игра с мячом «Что я люблю и чего не люблю»).  Вводное занятие ( дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Весёлые ошибки (замена одного звука другим)

2

Знакомство с гласными звуками букв А- Я. (т. 25.09) Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Артикуляционная гимнастика «Забор».  Сайт «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами.

3

Знакомство с гласными звуками букв О — Ё. (т. 4.11) Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох счет до 10». Артикуляционная гимнастика «Забор» и «Окно». «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

4

Знакомство с гласными звуками букв  У- Ю. (т. 14.11) Дыхательная гимнастика «Лесенка». Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно» и «Улыбка». «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

5

Гласный звук букв Ы — И. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно», «Улыбка» и «Хоботок». Образование множественного числа слов, обозначающих предметы. «Один — много» (т. 23.09). Заучивание  наизусть считалки. Сайт «Веселые уроки» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.

6

Звуки  букв Е — Э. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно», «Улыбка», «Хоботок» и «Трубочка». «Весёлый урок.»- Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами.

7

Повторение изученных букв и звуков. Артикуляционная гимнастика. Весёлые ошибки - «Найди ошибки». Введение понятия СЛОГ. Введение понятия СЛОВО. Подскажи словечко. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Чтение слогов

8

Согласные звуки букв Б -П. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной с поворотом головы». Развитие слухового внимания (узнавание неречевых звуков — КАССЕТА). Работа с текстом — стихотворение о данных буквах. Выделение главной мысли текста. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

9

Согласные звуки букв В — Ф. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной». Пространственные представления (т. 16.09). Составление рассказа по картинке. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

10

Согласные звуки букв К — Г. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной». «Кто как голос подаёт» (т. 20.09). Составление ответов на поставленный вопрос к картинкам и текстам. «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

11

Согласный звук букв Т — Д. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Работа по развитию речи (т. 23.10). Подскажи словечко. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.

12

Согласный звук букв Ш - Ж. Дыхательная гимнастика «Шарик», «Шмель», «Гусь». «Угадай про кого скажу» (т. 20.11) .Сравнение согласных звуков букв Ш и Ж. Сайт «Веселый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). Скороговорки. Чистоговорки.  

13

Согласные звуки букв З — С. Дыхательная гимнастика «Комарик», «Шарик».Придумывание слов с данными звуками. Узнавание звуков на слух. Сравнение звуков букв З-С в слове. Деление слов на слоги. Чтение слогов (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Один — одна» (т. 9.01). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря. Раскраска с буквами.

14

Согласный звук буквы Н. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). Деление слов на слоги.  «Что может быть высоким, низким...» (т. 17.01). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

15

Согласные звуки буквы М. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Придумывание слов с данными звуками. Узнавание звуков на слух. Деление слов на слоги. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Что может быть...» (т. 7.02). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

16

Согласный звук буквы Л. Дыхательная гимнастика «Лесенка».Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными звуками (ТАБЛИЦА СЛОГОВ).  «Мой и моя» (т. 19.02)«Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

17

Согласный звук буквы Р. Дыхательная гимнастика «Улетающий самолет». Определение места изученных звуков в слове. Деление слов на слоги. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Кто у кого» (т. 26.02). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

18

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Согласный звук буквы Й. Деление слов на слоги.  Относительные прилагательные «Какой сварим суп» (т. 19.03). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

19

Согласный звук буквы Х. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания после предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Ответь одним словом» (т. 23.04). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

20

Знакомство со звуками буквы Ц. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Знакомство с правилами дорожного движения. Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания после предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Наоборот» (т. 7.05). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

21

Согласный звук буквы Ч. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Составление небольшого текста по картинкам. Вопросительные предложения. Вопросительный знак в конце предложения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Назови первый звук в слове» (т. 26.05). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

22

Знакомство со звуком буквы Щ. Дыхательная гимнастика «Выдох-вдох счет до 10».Знакомство с правилами дорожного движения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

23

Знакомство со звуками буквы Ф. Дыхательная гимнастика «Повтори за мной».Знакомство с правилами дорожного движения. Чтение слогов с изученными буквами (ТАБЛИЦА СЛОГОВ). «Весёлый урок» - Обучение грамоте – Букварь (Азбука) – Перейти к упражнениям Букваря.. Раскраска с буквами.

24

Ь — Ъ знаки. Обозначение мягкости согласного звука при помощи Ь. Работа с текстом. Развивающие игры сайта «Веселый урок»

Рабочая программа по развитию мелкой моторики руки.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся.

В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит  упражнений для развития мелкой моторики рук.

  • Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
  • Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
  • Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
  • Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
  • Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
  • Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).

В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики рук». Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже  на первой неделе обучения ребенка в школе.

К ним относятся:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
  • Трудности с овладением навыкам письма.
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Очень медленный темп письма.
  • Недостаток интеллектуального развития.
  • Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
  • Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Возникающие трудности, которые неизбежны вследствие того что дети поступают в школу с низким уровнем подготовленности к обучению,  так как они в основном все испытали на себе синдром «социальной ситуации»,  описанной выше, необходимо предотвратить или преодолеть, потому что ребенку, не имея элементарных навыков развития, тяжело пройти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения.

Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Наиважнейшей проблемой системы образования,  является  преемственность между начальной и основной школами. Немаловажную роль в её решении играет развитие мелкой моторики рук. Чтобы помочь ребёнку хорошо учиться, необходимо преодолеть проблемы  раннего развития, описанные выше. А для этого надо создать условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

Цели и задачи программы.

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной  системы, а не средством достижения какой- либо цели.

Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:

  • Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  • Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
  • Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.     
  • Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
  •  Формирование у  учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.

Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.

Данная программа реализует следующие принципы:

  • единства диагностики и коррекции;
  • коррекционно-развивающей направленности процесса;
  • индивидуализации ребенка;
  • комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья детей;
  • самоутверждения и самореализация ребенка. 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ.

(24 часа)

№№

дата

Тема занятия

1

Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке»

2

Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке»

3

Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Изображение линии «Путешествие по дорожке».

4

Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение по образцу.

5

Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигур по точкам.

6

Пальчиковые игры «Пять лунатиков». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение зигзагов.

7

Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение зигзагов.

8

Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение дорожек по точкам.

9

Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Выполнение штриховки по контуру «Лесенка».

10

Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру «Зарядка».

11

Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигур по контуру и штриховка.

12

Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру.

13

Пальчиковые игры «Четыре брата», «Кулачки - ладошки», «Пять лунатиков» и  «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra)   Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 44 «Пудель»)

14

Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру.

15

Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка по контуру.

16

Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Обведение фигуры по контору и раскрашивание.

17

Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Путешествие в АКВАРИУМ.

18

Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) ) Обведение фигуры по контору и раскрашивание.

19

Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) )   Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 54 «Паровоз»)

20

Пальчиковые игры «Как живешь». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) В путь на вертолете. Дорожные знаки.

21

Пальчиковые игры «Пальчики в лесу». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Строим дом. Обводим кирпичики.

22

Пальчиковые игры «Четыре брата». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Игра «Для чего нужен светофор?» Обведение рисунка светофора.

23

 Пальчиковые игры «Кулачки-ладошки». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra).  Движение карандаша вправо, влево, вверх, вниз по клеточкам. (В.И.Ковалёв «Развивающие игры. 10 шагов к успеху» с. 21 «Кораблик»)

24

Пальчиковые игры «Капуста». Зарядка «Послушный карандаш» (используем счетную палочку из пособия Spectra) Штриховка нарисованных фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дошкольной подготовки по математике

Данная  программа рассматривает психолого-педагогические  и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6-7лет не посещающих детский сад. Программа составлена на ос...

Программа курсов дошкольной подготовки "Буратино"

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Программа по дошкольной подготовке.

Прогамма по дошкольной подготовке по программе "Школа России"....

Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки

Рабочая программа для будущих первоклассников...

Математика. Дошкольная подготовка по программе "Школа 2000..." Занятие 21. Число и цифра 3

Цель:1. Познакомить с образованием и составом числа 3;2. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам....