Актуальные требования к образовательным программам дополнительного образования
консультация на тему
Материал содержит рекомендации по разработке образовательной программы, рассказывает о структуре и содержании программы. К материалу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_trebovaniya.rar | 943.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Актуальные требования
к образовательным программам дополнительного образования.
(Волкова А.В.)
В Федеральном государственном стандарте общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Содержательное наполнение свободного времени поможет защитить современного ребёнка от разрушительного воздействия большинства компьютерных игр, телевидения, бесполезного времяпровождения.
Возможность выбора учителем и учащимся того или иного вида деятельности создаёт дополнительные предпосылки для индивидуализации познавательного и воспитательного процесса во внеурочное время.
Путь к ней – через создание в каждой школе целостного образовательного пространства, в котором базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику Законом Российской федерации «Об образовании».
Образовательная программа для педагога дополнительного образования детей - это инструмент организации педагогического процесса, способ осуществления замысла.
Образовательная программа дополнительного образования детей это нормативный документ педагога, который отражает:
- целевые установки учебного курса;
- объём курса;
- содержательную характеристику курса;
- порядок изучения и преподавания данного курса
- условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат.
Важно различать ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПЕДАГОГА. Образовательная программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включённых в учебный план, реализующий заявленные цели. Поэтому педагог дополнительного образования должен осознавать, что его образовательная программа является составной частью образовательной программы учреждения. Педагог должен учитывать направления деятельности учреждения.
В учреждениях дополнительного образования детей реализуются виды образовательных программ:
- по уровню реализации (дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
- по гендерному подходу (смешанные, для девочек, для мальчиков)
- по срокам реализации (одногодичные, двухгодичные и другие)
- по формам реализации (групповые, индивидуальные)
Классификация программ по степени авторства
Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.
Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространенной в дополнительном образовании детей классификации образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.
Модифицированная (адаптированная) программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Модифицированная программа должна обсуждаться на методическом совете и утверждаться руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе, К экспериментальной деятельности педагога ведет неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа — это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа — это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:
1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.
2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства — основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
3. Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической
деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.
Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования. В термин интеграция в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы — соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учетом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой — в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а также программа «Одаренный ребенок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,
военно- патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного метода обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.)
- методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура и содержание
дополнительной образовательной программы
№ | Структура программы | Содержание структурных компонентов программы |
Обложка |
| |
Титульный лист |
| |
Пояснитель ная записка | В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. В пояснительной записке к программе дополнительного образования следует раскрыть:
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами. Описывая особенности программы, следует отразить:
Вид программы (модифицированная, авторская). Связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ; В пояснительной записке отмечаются:
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Формы и режим занятий. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:
Формы подведения итогов реализации программы.
Показателями сформированности знаний могут являться: - владение понятиями, - владение фактами, - владение научной проблематикой, - владение теориями, - владение закономерностями и правилами, - владение методами и процедурами. Показателями сформированности умений обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Объективные показатели сформированности умений: - построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения; - моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение; - выполнение комплекса действий, составляющих данное умение; - самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно ещё и время его выполнения. | |
Учебно-тематичес кий план по годам обучения. | Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При подготовке программы педагог должен предусмотреть все практические занятий с детьми (походы, экскурсии, дальние путешествия, соревнования, конференции и т.п.), иначе мероприятия, не прописанные в программе, должны проходить вне сетки часов, в журнал не вносятся, часы на них не списываются. Количество часов, отводимых на практические занятия, должно составлять не менее 70% от общего учебного времени. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы должен включать:
| |
Содержание программы по годам обучения. | В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем (теория и практика). Раскрывать содержание следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:
Изложение содержания программы ведётся в именительном падеже. | |
Методичес- кое обеспечение программы |
Если программа рассчитана на несколько лет обучения, имеет смысл включить в методическое обеспечение программы информацию по каждому году обучения.
Словарь терминов составляется в алфавитном порядке. | |
Список литературы | Список литературы составляется в алфавитном порядке и в соответствии с «Общими требованиями и правилами составления …». |
Оформление списка литературы
Список литературы строится в алфавитном порядке.
Оформляется список литературы в соответствии с требованиями Госстандарта (ГОСТ 7.1 – 2003).
- Список литературы рекомендуется располагать следующим образом:
– при указании нескольких работ одного автора источники располагаются по алфавиту заглавий;
– при совпадении первых слов в названиях источников их записывают по алфавиту вторых слов и т.д.;
– указывается количество страниц документа (источника), если он полностью изучен (36с.);
– указывается количество страниц документа (источника), если рассматривается несколько страниц (С. 36-38).
В список литературы в квадратных скобках могут быть включены [Электронный ресурс], [Видеозапись], [Звукозапись], [Карты] и др.
2.При описании электронных ресурсов следует пользоваться следующей схемой. Основное заглавие [Электронный ресурс] / Первые сведения об ответственности; последующие сведения. – Сведения об издании, дополнительные сведения. – Обозначение вида ресурса (Объем ресурса). – Первое место издания; Имя издателя, дата издания (Место изготовления: Имя изготовителя, дата изготовления). – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц: Другие физические характеристики; Размер + ведения о сопроводительном материале. – Условия доступности и цена (подробнее см. приложение 6).
Другое оформление библиографического списка считается неправильным.
Рецензия на дополнительную образовательную программу
Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке.
К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии:
1. «Внутренняя» - обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия «внутренней» экспертизы.
2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.
3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения — органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.
4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.
Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции.
Основными принципами экспертизы программ являются:
- открытость;
- гласность;
- единство требований;
- соблюдение педагогической этики;
- направленность на развитие учреждения.
При оценке программы учитываются:
- соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
- политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
- технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
- профессиональная подготовка руководителя программы;
- адресность (учет особенностей обучающихся);
- практическая значимость содержания программы для ребенка;
- соответствие документа заявленному виду продукции.
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.
Программа – это основной документ, согласно которому строится весь учебно-воспитательный процесс в любом образовательном учреждении. Программа готовится не менее чем в двух экземплярах, авторская – в трех.
- Авторские программы дополнительного образования.
(Ширманова Е.А.)
Для развития интеллектуальных способностей детей в рамках дополнительного образования в нашей школе Ширмановой Е.А. составила и разработала программу по курсу:
Путешествие в страну «Грамматика».
г. Малоярославец
2009 год
Рецензент:
О. В. Цируль (кандидат педагогических наук, директор школы № 2
г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской обл.)
Составитель:
Е. А. Ширманова., учитель начальных классов высшей категории, МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева
«Путешествие в страну «Грамматика» - методическое пособие для учащихся 2 класса (из опыта работы).
Цель данного курса: научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции (сравнение, анализ, классификацию, синтез, обобщение); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, находить закономерности, делать выводы. А если сказать короче: грамотно общаться с информацией. Ребёнок на таком уроке проявляет себя как исследователь, активный деятель, творец.
Данный курс оказывает положительное влияние на развитие учащихся:
- повышают мотивацию к учению;
- помогает развивать мыслительную деятельность каждого ребенка индивидуально;
- развивает речь, делает её более грамотной, логичной, научной;
- дети учатся слушать друг друга, учатся быть самостоятельными;
- воплощается в жизнь принцип «учусь учиться»;
- заставляет самого учителя развивать его творческий потенциал, использовать нестандартные методы обучения
Оглавление:
Занятие 1. В мире звуков и букв. ………………………………………………………… 5 - 9
Занятие 2. Фонетика – наука очень строгая. Зачем нужны звуки языка. ……. 10 - 15
Занятие 3. Всегда вместе (гласные и согласные). …………………………………. 16 - 19
Занятие 4. Волевые твёрдые и покладистые мягкие. …………………………….. 20 - 23
Занятие 5. Звонкие и глухие « двойняшки». ………………………………………….. 24 - 29
Занятие 6. Звонкие и глухие «одиночки». ……………………………………………. 30 -31
Занятие 7. То, что слышим, - это звук. То, что говорим, - фонема, разучить
их не проблема! …………………………………………………………………………… 32 - 34
Занятие 8. В сочетаниях «жи» – «ши» только и всегда пиши. ………………. 35 - 39
Занятие 9. В государстве сочетаний («ча» – «ща»). ……………………………. 40 - 43
Занятие 10. В государстве сочетаний («чу» – «щу»). ……………………………. 44 - 47
Занятие 11. История о том, как «ци» спорило с «цы». …………………………… 48 - 51
Занятие 12. Загадочные перевёртыши пиши без «ь» («нч» - «чн»; «нщ» – «щн»;
«чк» – «кч»; «чр» – «рч»; «рщ» - «щр». ……………………………………………… 52 - 56
Занятие 13.Прапрадедовской порой, стали буквы в чёткий строй. Он
зовётся Алфавит, всюду путь ему открыт. ……………………………………….. 57 - 61
Занятие 14. Дружат гласные с согласной составляя вместе слог. Из чего
строятся слова. ………………………………………………………………………….. 62 - 68
Занятие 15. Интервал – не пустое место. ………………………………………… 69 - 71
Занятие 16 - 17. Здесь порядок очень строгий, делим все слова на слоги.
Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам. ……………………………….. 72 - 75
Занятие 18. Добрый «волшебник» - Ударение. ……………………………………. 76 - 79
Занятие 19. Ударение над гласной может сделать букву ясной.
( Безударные гласные в корне слова, проверяем ударением). ………………….. 80 - 83
Занятие 20. Весёлые «двойняшки» ( удвоенные согласные). …………………. 84 - 86
Занятие 21. Мягкий знак – въезд запрещён, но … не всегда! ………………… 87 - 89
Занятие 22. Превращения маленькой буквы». ……………………………………. 90 -93
Занятие 23. Приключения в стране « Имя существительное». ………………… 94 - 97
Занятие 24 - 25. Здравствуй, глагол! ………………………………………………… 98 - 102
Занятие26. Приключения в стране « Имя прилагательное». ………………… 103 - 107
Занятие 27. Дружба имени существительного с именем прилагательным. .. 107 -111
Занятие 28. Слова – друзья. ………………………………………………………….. 112 - 115
Занятие 29. Слова-спорщики. …………………………………………………………. 116 - 120
Занятие 30. Слова – «родственники». ……………………………………………… 121 - 125
Занятие 31. Слова – двойники. ……………………………………………………….. 126 - 132
Занятие 32. Переносное значение слов. Фразеологические обороты. ……… 132 - 136
Занятие 33. Многозначные слова. …………………………………………………. 136 - 140
Занятие 34. Олимпиада. …………………………………………………………….. 140 -142
Приложение. ………………………………………………………………………….. 143 - 180
Используемая литература. ………………………………………………………… 181
Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основные умения и навыки учебной деятельности – это те технологические цепочки, которые помогают школьникам осуществлять познавательную деятельность.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на первый план сейчас выходит задача – обучая и развивая, научить детей учиться.
Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – кружок «Путешествие в страну «Грамматика».
Курс «Путешествие в страну «Грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения «Путешествие в страну «Грамматика» для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Путешествие в страну «Грамматика».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Путешествие в страну «Грамматика» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Путешествие в страну «Грамматика» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Путешествие в страну «Грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Путешествие в страну «Грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ПРОГРАММА
2-й класс (34 ч)
№ | Тема занятия |
1 | В мире звуков и букв |
2 | Фонетика – наука очень строгая. Зачем нужны звуки языка? |
3 | Всегда вместе (гласные и согласные) |
4 | Волевые твёрдые и покладистые мягкие |
5 | Звонкие и глухие « двойняшки» |
6 | Звонкие и глухие «одиночки» |
7 | То, что слышим, - это звук, То, что говорим, - фонема, разучить их не проблема! |
8 | В сочетаниях «жи» – «ши» только «и» всегда пиши. |
9 | В государстве сочетаний ( «ча» – «ща») |
10 | В государстве сочетаний («чу» – «щу») |
11 | История о том, как «ци» спорило с «цы» |
12 | Загадочные перевёртыши пиши без «ь» ( «нч» - «чн»;»нщ» –« щн»; «чк» – «кч»; «чр» – «рч»; «рщ» – «щр») |
13 | Прапрадедовской порой, стали буквы в чёткий строй. Он зовётся Алфавит, всюду путь ему открыт |
14 | Дружат гласные с согласной составляя вместе слог. Из чего строятся слова? |
15 | Интервал – не пустое место |
16 - 17 | Здесь порядок очень строгий, делим все слова на слоги. Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам |
18 | Добрый «волшебник» - Ударение |
19 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяем ударением) |
20 | Весёлые «двойняшки» ( удвоенные согласные) |
21 | Мягкий знак – въезд запрещён, но … не всегда! |
22 | Превращения маленькой буквы. |
23 | Приключения в стране «Имя существительное» |
24-25 | Здравствуй, глагол! |
26 | Приключения в стране «Имя прилагательное» |
27 | Дружба имени существительного с именем прилагательным |
28 | Слова – друзья |
29 | Слова-спорщики |
30 | Слова – «родственники» |
31 | Слова – двойники |
32 | Переносное значение слов. Фразеологические обороты |
33 | Многозначные слова |
34 | Олимпиада |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Названия букв русского алфавита;
- Признаки гласных и согласных звуков;
- Гласные ударные и безударные;
- Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- Правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.
Делить сплошной текс на предложения.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Писать изложение по вопросам текста.
Употреблять при записи текста красную строку.
Отгадывать загадки, ребусы, кроссворды и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. Док. И материалы. — М.: Просвещение, 2008.
2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. Пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. Доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004.
7. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. Проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
8. Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И. Аттестация педагогов дополнительного образования. Учебно-методическое пособие/ - М: Планета, 2011. -144с.
9. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекоммендации / Под ред. Проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
10. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. — М., 1995.
Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....