Программа внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги" для 1-4 классов
рабочая программа на тему

Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  повышение эффективности их обучения в средней школе.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_iz_bumagi.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы: 
Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
    Воспитательные:
  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Содержание программы внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Содержание программы внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги» связано с уроками математики и технологии.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
        •
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)


        Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
        Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


         Программа  «Чудеса из бумаги» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.

Занятия проводятся один раз в неделю. 1 класс (35 минут), 2 – 4 класс (45 минут).

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

           Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

          Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

         Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.


В результате изучения программы ученик получит возмжность:

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Планируемые результаты

В результате занятий в студии «Чудеса из бумаги» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности;

- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

- знания основных моральных норм поведения;

- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего мести.

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- ориентация на оценку результатов собственной деятельности;

- умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков собственных и своих одноклассников;

- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.

У ученика будут сформированы:

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

- осознание своей ответственности за общее дело;

- ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- уважение к культурным традициям своего народа;

- представление о себе как гражданине России;

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- понимание чувств окружающих людей;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения.

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своего «Я» как гражданина России;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- знания основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

 первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

‐‐ познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

 представление о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Ученик получит возможность для формирования:

 первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

 понимания значения предметно-практической деятельности в собственной жизни;

 ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

 самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 представления о себе как гражданине России;

 уважения к культурным традициям

своей страны, своего народа;

 готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

 ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

 понимания чувств одноклассников и учителей.

Ученик получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

 широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

 учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

 способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 сопереживания другим людям;

 следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 осознания себя как гражданина России;

 чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии.

Выпускник получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;

 адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

 понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

 понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

 первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Ученик научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

 вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 принимать роль в учебном сотрудничестве;

 умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Ученик научится:

 следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

 контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

 вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

 действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Выпускник научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других;

 различать способ и результат действия;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

 в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 осуществлять констатирующий контроль по результату под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

 контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Ученик получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях;

 адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Ученик получит возможность научиться:

 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по её завершению.

Познавательные УУД

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

Ученик научится:

 пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе;

 строить сообщение в устной форме;

 находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

 ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

 устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать  выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

 подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик научится:

 осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях;

 владеть общим приёмом решения задач;

 работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

 находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

 передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

 строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

 находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

 умению смыслового восприятия познавательных текстов;

 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать на основе выделения сущностной связи;

 подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник научится:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;

 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;

 воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

 работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;

 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;

 обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;

 подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;

 устанавливать аналогии;

 владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

 основам смыслового восприятия познавательных текстов;

 выделять существенную информацию из познавательных текстов;

 на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Ученик получит возможность научиться:

 строить небольшие сообщения в устной форме;

 выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

 проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- описывать по определённому алгоритму объект наблюдения.

Ученик получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

‐ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

‐ строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

‐ осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

‐ делать выписки из используемых источников информации.

Ученик получит возможность научиться:

‐ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

‐ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

‐ осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

‐ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

‐ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

‐ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

‐ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

‐ понимать важность коллективной работы;

‐ контролировать свои действия при совместной работе;

‐ допускать существование различных точек зрения;

‐ договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

Ученик научится:

‐ договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов;

‐ строить понятные для партнёра высказывания;

‐ контролировать действия партнёров в совместной деятельности;

‐ воспринимать другое мнение и позицию;

‐ формулировать собственное мнение и позицию;

‐ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения;

‐ проявлять инициативу в коллективных работах.

Ученик научится:

‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

‐ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

‐ продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

‐ ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

‐ учитывать другое мнение и позицию;

‐ оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

‐ адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Выпускник научится:

‐ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

‐ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

‐ учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

‐ контролировать действия партнёра;

‐ формулировать собственное мнение и позицию;

‐ строить понятные для партнёра высказывания;

‐ задавать вопросы;

‐ использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

- следить за действиями других участников совместной деятельности;

- принимать другое мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в  библиотеке.

Оценка  результатов  образовательной деятельности

        Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

Тематический план

1 год обучения

(33 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1

1

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

2.

Квадрат - основная фигура оригами

1

3

4

Познавательные

- знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- самоопределение;

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

3

7.

Базовая форма «Конверт»

3

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9.

Впереди - лето!

2

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;

ИТОГО:

7

26

33

Календарно-тематическое планирование. 1 класс

№п\п

Тема

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Знакомство с оригами 1 ч.

1

Знакомство с оригами

     1

       Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.

Квадрат – основная форма оригами. 4 ч.

2

 Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

      1

Знакомство с понятием «базовые формы».

        Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

3

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

1

4

Кармашек (кошелек)

1

5

Композиция «Кораблики в море»

1

Базовая форма: «Треугольник»  5 часов

6

Стилизованный цветок.

1

        Знакомство с  «базовой формой» - треугольник.

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

 Складывание игрушек на основе изученной  базовой формы.              

7

Лисёнок и собачка.

1

8

Яхта и пароход.

1

9

Стаканчик.

1

10

Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

1

Базовая форма: «Воздушный змей»  5 ч.

11

Кролик и щенок.

1

Знакомство с  «базовой формой» - «воздушный змей».

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

 Складывание игрушек на основе изученной  базовой формы.              

12

Курочка и петушок.

1

13

Сова.

1

14

Сказочные птицы.

1

15

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

1

Базовая форма: «Двойной треугольник» 4 ч.

16

Рыбка и бабочка.

1

Знакомство с  «базовой формой» - «двойной треугольник».

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

 Складывание игрушек на основе изученной  базовой формы.              

17

Рыбка и бабочка.

1

18

Головастик и жук.

1

19

Лилия.

1

Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч.

20

Жаба.

1

        Знакомство с  «базовой формой» - «двойной квадрат».

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

 Складывание игрушек на основе изученной  базовой формы.          

21

Яхта.

1

22

Композиция «Островок в пруду».

1

Базовая форма «Конверт» 3 ч.

23

Пароход и подводная лодка.

1

Знакомство с  «базовой формой» - «конверт».

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

 Складывание игрушек на основе изученной  базовой формы.          

24

Пароход и подводная лодка.

1

25

Композиция «В море».

1

Цветы к празднику  8 Марта 3 ч.

26

Открытка «Букет гвоздичек».

1

8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).             Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

27

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

1

28

Подснежник

1

Впереди – лето! 2 ч.

29

Парусный кораблик.

1

Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

30

Соревнования «Гонки на столе».

1

                                                    Итоговые занятия.

Оформление выставочных работ. 3 ч.

31

Диагностика по итогам года.

1

Подведение  итогов  работы  за  год.

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.


32

Конкурс «Самые  умелые  руки».

1

33

Чему  мы  научились  на занятиях?

1

Содержание программы

1 год обучения (33 часа)

1. Знакомство с оригами (1 час)

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
2. Квадрат - основная фигура оригами (4 часа).     

Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).  Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс

складывания.

3. Базовые формы:

«Треугольник» (5 часов),

«Воздушный змей» (7 часов),

«Двойной треугольник» (4 часа),


«Двойной квадрат» (3 часа),

«Конверт» (2 часа)

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

4. Цветы к празднику 8 марта (3 часа)

8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

5. Впереди – лето! (2 часа)

Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

6. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ. (3 часа)

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»  Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки».

Тематический план

2 год обучения

 (34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1

1

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

2.

Простые базовые формы оригами

2

2

Познавательные

- знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

3.

Осенние композиции

2

2

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

4.

Базовая форма «Треугольник»

3

3

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

- волевая саморегуляция;

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

2

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

2

2

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

3

8.

Базовая форма «Конверт»

3

3

9.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

3

4

10.

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

11.

Поздравительная открытка к празднику 8 марта

3

3

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

12.

Итоговое занятие

1

1

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;

13.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34

Календарно-тематическое планирование. 2 класс

№п\п

Тема

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Вводные занятия. 2 ч.

1

Правила техники безопасности.

1

Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.

Заполнение диагностической карты.

2

Диагностика обученности учащихся.

1

Простые базовые формы оригами. 2 ч.

3

Базовые формы оригами.

1

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

4

Базовые формы – основа любого изделия

1

Осенние композиции.  2 ч.

5

Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие).

1

Складывание цветов.

Оформление композиций.

6

Оформление композиций «Осенний букет».

1

Базовая форма «Треугольник».  3 ч.

7

Домик с крыльцом, домик с трубой.  

1

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

8

Домик с верандами. Деревья и травы.

1

9

Голубь. Композиция «Голубь мира».

1

Базовая форма:
«Воздушный змей»  2 ч.

10

Лебеди (2 способа).

1

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

11

Утка с утёнком.

1

Базовая форма: «Двойной треугольник» 2 ч.

12

Тропическая рыбка.

1

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

13

Тропическая рыбка.

Отделка модели.        

1

Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч.

14

Золотая рыбка.

1

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

15

Краб.

1

16

Композиция «Аквариум».

1

Базовая форма: «Конверт» 3 ч.

17

Рыбка-бабочка.

1

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

18

Водоросли и камешки.

1

19

Оформление аквариума.

1

 Новые базовые формы. Базовая форма:

«Рыба». 4 ч.

20

Царевна-Лебедь.

1

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

21

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

1

22

Пингвин (2 способа).

1

23

Композиция «Пингвины на льду».

1

Базовая форма: «Дверь» 4 ч.

24

Мышь и поросёнок.

1

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

25

Бурёнка.

1

26

Композиция «В деревне».

1

27

Декоративные рыбки.

1

Поздравительная открытка к празднику 8 Марта. 3 ч.

28

Поздравительная открытка «Роза»

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций.

29

Оформление поздравительной открытки.

1

30

Конкурс «Я люблю свою маму».

1

Итоговое занятие. 2 ч.

31

Изготовление мобиля  «Бабочки и цветы».

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Подведение  итогов  работы  за  год.

32

Подведение  итогов  работы  за  год.

1

Оформление выставочных работ. 2 ч.

33

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

1

Оформление тематических выставок. Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

34

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

1

Содержание программы

2 год обучения (34 часа)

1.  Вводное занятие.  Диагностика обученности учащихся. (2 часа)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.

2. Простые базовые формы оригами.  (2 часа)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

3. Осенние  композиции (2 часа)

Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.

4. Базовые формы:

«Треугольник» (3 часа),

«Воздушный змей» (2 часа),

«Двойной треугольник» (2 часа),

«Двойной квадрат» (3 часа),

«Конверт» (3 часа)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:

«Рыба» (4 часа),

«Дверь» (4 часа)

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
5. Поздравительная открытка к празднику  8 марта (3 часа)

Оформление поздравительной открытки.

6. Итоговое занятие (2 часа)

Изготовление мобиля  «Бабочки и цветы». Подведение  итогов  работы  за  год.

 7. Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок. Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

Тематический план

3 год обучения

(34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

2.

Диагностика обученности учащихся

1

1

3.

Чудесные превращения бумажного листа

5

5

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

4.

Модульное оригами

1

4

5

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

5.

Оригами на праздничном столе

1

5

6

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

6.

Валентинки из оригами

1

1

7.

 Цветы к празднику 8 Марта

3

3

8.

Оригами - почта!

3

3

9.

Базовая форма «Дом»

2

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

10.

Впереди – лето!

3

3

11.

Итоговое занятие

1

1

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;

12.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34

Календарно-тематическое планирование. 3 класс

№п\п

Тема

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Вводное занятие. 2 ч.

1

История развития искусства оригами.

1

Беседа по охране труда. Рассказ об истории развития искусства оригами.
Входная диагностика.

2

Входная диагностика.            

1

Чудесные превращения бумажного листа. 5 ч.

3

Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей)

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций.

4

Простые коробки (2 варианта)

1

5

Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.

1

6

Коробки для подарков. Базовая модель.

1

7

Коробки для подарков. Различные варианты.

1

Модульное оригами. 5 ч.

8

Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций.

9

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.

1

10

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.

1

11

Ветка ели.

1

12

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

1

Оригами на праздничном столе. 6 ч.

13

Правила этикета. Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», «Лилия» и «Петушиный гребень»

1

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

14

Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо»

1

15

Вазочка «Не увлекайся конфетами».

1

16

Приглашение-открытка с летящей птицей и рамочкой для карточки гостя

1

17

Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка с декоративными углами.

1

18

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола

1

Валентинки из оригами. 1 ч.

19

Изготовление валентинок.

1

Складывание валентинок на основе изученных базовых форм.

Цветы к празднику 8 Марта. 3 ч.

20

Василек и гвоздика. Композиция «Букет гвоздик».

1

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

21

Объемные тюльпаны и колокольчики.

1

22

Оформление выставки «Цветы для наших мам».

1

Оригами – почта. 3 ч.

23

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

1

Различные виды конвертов для писем.

24

Датское и английское письмо.

1

25

Оригинальный конверт (2 варианта).

1

Базовая форма «Дом». 2 ч.

26

Знакомство с новой базовой формой.

1

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

27

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

1

Впереди – лето! 3 ч.

28

Складывание самолетов и истребителей.

1

Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций

29

Складывание самолетов и истребителей.

1

30

Летные соревнования моделей.

1

Итоговое занятие. 2 ч.

31

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

1

Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций

32

Оригамская сказка о четырех братьях. Диагностика по итогам года.

1

Оформление выставочных работ. 2 ч.

33

Оформление тематической выставки: «На лесной полянке».

1

Оформление тематических выставок.

34

Оформление тематической выставки: «Мы встречаем Новый год»

1

Содержание программы

3 год обучения (34 часа)

1. Вводные занятия (2 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Входная диагностика.

3. Чудесные превращения бумажного листа (5 часов)

Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

4. Модульное оригами (5 часов)

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
5. Оригами на праздничном столе (6 часов)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

6. Валентинки из оригами. (1 час)

Изготовление валентинок.

7. Цветы к празднику 8 марта (3часа)

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

8. Оригами – почта (3 часа)

Различные виды конвертов для писем.

9. Базовая форма «Дом» (2 часа)

Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

10. Впереди – лето! (3 часа)
Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
11. Итоговое занятие (2 часа)
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами.    

12.Оформление выставочных работ (2 часа)

Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

Тематический план

4 год обучения

(34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия.

1

1

2

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- смыслоопределение;

- смыслообразование;

Коммуникативные

-постановка вопросов;

Регулятивные

- контроль и оценка;

2.

Оригами в Интернете

1

2

3

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

3.

Изделия из складки

4

4

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

4.

Базовая форма «Катамаран»

1

4

5

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

5.

Новогодние украшения

4

4

Познавательные

- моделирование;

- анализ, синтез, классификация;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

6.

Базовая форма «Птица»

4

4

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

7.

Цветы и вазы оригами

4

4

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

8.

Базовая форма «Лягушка»

2

2

9.

Творческие работы

2

2

10.

Итоговое занятие

1

1

2

Познавательные

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- оценка и коррекция;

Личностные

- самоопределение;

- смыслообразование.

11.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34

Календарно-тематическое планирование. 4 класс

№п\п

Тема

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Вводные занятия. 2 ч.

1

Беседа по охране труда.

1

Беседа по охране труда. Рассказ об истории развития искусства оригами.
Входная диагностика.

2

Входная диагностика обученности.

1

Оригами в Интернете. 3 ч.

3

Знакомство с сайтами оригами в интернете.

1

http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.

4

Знакомство с сайтом Омского центра оригами.

1

5

Защита проектов «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.

1

Изделия из складки. 4 ч.

6

Гвоздика. Роза.

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций.

7

Цветок в уголок. Декоративная композиция.

1

8

Китайская ваза.

1

9

Оформление композиции «Ваза с цветами».

1

Базовая форма «Катамаран». 5 ч.

10

Знакомство с базовой формой «Катамаран».

1

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

11

Модульное оригами. Закладки.

1

12

Орнамент из модулей.

1

13

Кусудама.

1

14

Кусудама.

1

Новогодние украшения. 4 ч.

15

Звезда из 8 модулей.

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание модульных изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций.

16

Двухцветная звезда из 8 модулей.

1

17

Объемная ёлка.

1

18

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

1

1

Базовая форма «Птица». 4 ч.

19

Журавлик на гнезде.

1

Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.

Ваза «Два журавля».

20

Японский журавлик. Праздничный журавлик.

1

21

Журавлик, машущий крыльями.

1

22

Ваза «Два журавля».

1

Цветы и вазы оригами. 4 ч.

23

Игольчатая астра. Космея.

1

Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм.

24

Крокус с листом. Фуксия.

1

25

Объемный нарцисс.

1

26

Высокая ваза для цветов.

1

Базовая форма «Лягушка». 2 ч.

27

Знакомство с базовой формой «Лягушка».

1

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

28

Складывание объемного цветка ирис.

1

Творческие работы. 2 ч.

29

Композиция «Букет цветов».

1

Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций

30

Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

1

Итоговое занятие. 2 ч.

31

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

1

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Диагностика по итогам года.

32

Диагностика по итогам года

1

Оформление выставочных работ. 2 ч.

33

Оформление тематической выставки: «Цветочные композиции»

1

Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.

34

Защита проектов, презентаций

1

Содержание программы

4 год обучения (34 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.

2. Оригами в Интернете (3 часа)
http://www.origami-school.narod.ru –  сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».
3. Изделия из складки (4 часа)

Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
4. Базовая форма «Катамаран» (5 часов)

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

5. Новогодние украшения (4 часа)

Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

6. Базовая форма «Птица» (4 часа)

Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».

7. Цветы и вазы оригами (4 часа)

Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
8. Базовая форма «Лягушка» (2 часа)

Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы (2 часа)

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие (2 часа)

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

11. Оформление выставочных работ (2 часа)

Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.

Материально – техническое обеспечение программы

  • музыкальный центр;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;

Экранно-звуковые пособия: 

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике

Специфическое оборудование:

- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

 - инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

  • Линейки
  • Треугольники
  • Бумага для оригами
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Ластики
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки

Литература

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

     •    Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей

           и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы

Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо"  для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....