Программа внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги" для 1-4 классов
рабочая программа на тему
Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, повышение эффективности их обучения в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_bumagi.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные: - Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Содержание программы внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Содержание программы внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги» связано с уроками математики и технологии.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Программа «Чудеса из бумаги» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Занятия проводятся один раз в неделю. 1 класс (35 минут), 2 – 4 класс (45 минут).
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
В результате изучения программы ученик получит возмжность:
К концу обучения обучающиеся должны | |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Планируемые результаты
В результате занятий в студии «Чудеса из бумаги» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Универсальные учебные действия | |||
Личностные УУД | |||
У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; - представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности; - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности; - интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знания основных моральных норм поведения; - знания о гигиене учебного труда и организации рабочего мести. | У ученика будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успехов в учёбе; - ориентация на оценку результатов собственной деятельности; - умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков собственных и своих одноклассников; - интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | У ученика будут сформированы: - ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; - ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; - осознание своей ответственности за общее дело; - ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; - уважение к чужому труду и результатам труда; - уважение к культурным традициям своего народа; - представление о себе как гражданине России; - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - понимание чувств окружающих людей; - готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения. | У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - осознание своего «Я» как гражданина России; - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - знания основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; - этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; - эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой. |
Ученик получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; ‐ первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ‐‐ познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью; ‐ представление о ценности природного мира для практической деятельности человека. | Ученик получит возможность для формирования: ‐ первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности; ‐ понимания значения предметно-практической деятельности в собственной жизни; ‐ ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи; ‐ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ‐ представления о себе как гражданине России; ‐ уважения к культурным традициям своей страны, своего народа; ‐ готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; ‐ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ‐ понимания чувств одноклассников и учителей. | Ученик получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; ‐ широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения; ‐ учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; ‐ способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ‐ сопереживания другим людям; ‐ следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ‐ осознания себя как гражданина России; ‐ чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии. | Выпускник получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; ‐ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; ‐ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ‐ адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; ‐ адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; ‐ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ‐ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; ‐ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные УУД | |||
Ученик научится: ‐ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; ‐ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ‐ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; ‐ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; ‐ первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане. | Ученик научится: ‐ принимать и сохранять учебную задачу; ‐ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ‐ принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ‐ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; ‐ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; ‐ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; ‐ принимать роль в учебном сотрудничестве; ‐ умению проговаривать свои действия после завершения работы. | Ученик научится: ‐ следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; ‐ контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ‐ отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; ‐ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ‐ действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | Выпускник научится: ‐ принимать и сохранять учебную задачу; ‐ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ‐ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ‐ следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ‐ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; ‐ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других; ‐ различать способ и результат действия; ‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; ‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. |
Ученик получит возможность научиться: ‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; ‐ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; ‐ осуществлять констатирующий контроль по результату под руководством учителя. | Ученик получит возможность научиться: ‐ контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ‐ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ‐ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ‐ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия. | Ученик получит возможность научиться: ‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ‐ осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; ‐ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно‐ логическом уровнях; ‐ адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом. | Ученик получит возможность научиться: ‐ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; ‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ‐ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ‐ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; ‐ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ‐ адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по её завершению. |
Познавательные УУД | |||
Ученик научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; ‐ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; ‐ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ‐ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов труда по заданным основаниям; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. | Ученик научится: ‐ пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе; ‐ строить сообщение в устной форме; ‐ находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ‐ ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания; ‐ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. ‐ осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки; ‐ устанавливать причинно‐ следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать ‐ выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; ‐ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Ученик научится: ‐ осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; ‐ владеть общим приёмом решения задач; ‐ работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; ‐ ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; ‐ находить информацию, заданную в тексте в явном виде; ‐ передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию; ‐ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; ‐ находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; ‐ умению смыслового восприятия познавательных текстов; ‐ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать на основе выделения сущностной связи; ‐ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Выпускник научится: ‐ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве; ‐ использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ‐ ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; ‐ строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое; ‐ воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; ‐ работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа; ‐ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям; ‐ обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов; ‐ подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза; ‐ устанавливать аналогии; ‐ владеть рядом общих приёмов решения задач. |
Ученик получит возможность научиться: ‐ основам смыслового восприятия познавательных текстов; ‐ выделять существенную информацию из познавательных текстов; ‐ на основе полученной информации принимать несложные практические решения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ‐ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. | Ученик получит возможность научиться: ‐ строить небольшие сообщения в устной форме; ‐ выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; ‐ проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям; - описывать по определённому алгоритму объект наблюдения. | Ученик получит возможность научиться: ‐ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; ‐ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; ‐ строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях; ‐ осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. ‐ делать выписки из используемых источников информации. | Ученик получит возможность научиться: ‐ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ‐ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ‐ осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ‐ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ‐ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ‐ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Коммуникативные УУД | |||
Ученик научится: ‐ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ‐ понимать важность коллективной работы; ‐ контролировать свои действия при совместной работе; ‐ допускать существование различных точек зрения; ‐ договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. | Ученик научится: ‐ договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов; ‐ строить понятные для партнёра высказывания; ‐ контролировать действия партнёров в совместной деятельности; ‐ воспринимать другое мнение и позицию; ‐ формулировать собственное мнение и позицию; ‐ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения; ‐ проявлять инициативу в коллективных работах. | Ученик научится: ‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения; ‐ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ‐ продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; ‐ ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ‐ учитывать другое мнение и позицию; ‐ оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения; ‐ адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Выпускник научится: ‐ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; ‐ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ‐ учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве; ‐ контролировать действия партнёра; ‐ формулировать собственное мнение и позицию; ‐ строить понятные для партнёра высказывания; ‐ задавать вопросы; ‐ использовать речь для регуляции своего действия. |
Ученик получит возможность научиться: - проявлять инициативу в коллективных творческих работах; - следить за действиями других участников совместной деятельности; - принимать другое мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания. | Ученик получит возможность научиться: - учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения; - адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач. | Ученик получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - стремиться к координации позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Ученик получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | Перечень УУД обучающихся | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Знакомство с оригами | 1 | 1 | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
2. | Квадрат - основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение; |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 | Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; |
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 | |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 | |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | ||
7. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | ||
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
9. | Впереди - лето! | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 3 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
ИТОГО: | 7 | 26 | 33 |
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№п\п | Тема | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения |
Знакомство с оригами 1 ч. | ||||
1 | Знакомство с оригами | 1 | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. | |
Квадрат – основная форма оригами. 4 ч. | ||||
2 | Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | 1 | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | |
3 | Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | 1 | ||
4 | Кармашек (кошелек) | 1 | ||
5 | Композиция «Кораблики в море» | 1 | ||
Базовая форма: «Треугольник» 5 часов | ||||
6 | Стилизованный цветок. | 1 | Знакомство с «базовой формой» - треугольник. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Складывание игрушек на основе изученной базовой формы. | |
7 | Лисёнок и собачка. | 1 | ||
8 | Яхта и пароход. | 1 | ||
9 | Стаканчик. | 1 | ||
10 | Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | 1 | ||
Базовая форма: «Воздушный змей» 5 ч. | ||||
11 | Кролик и щенок. | 1 | Знакомство с «базовой формой» - «воздушный змей». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Складывание игрушек на основе изученной базовой формы. | |
12 | Курочка и петушок. | 1 | ||
13 | Сова. | 1 | ||
14 | Сказочные птицы. | 1 | ||
15 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | ||
Базовая форма: «Двойной треугольник» 4 ч. | ||||
16 | Рыбка и бабочка. | 1 | Знакомство с «базовой формой» - «двойной треугольник». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Складывание игрушек на основе изученной базовой формы. | |
17 | Рыбка и бабочка. | 1 | ||
18 | Головастик и жук. | 1 | ||
19 | Лилия. | 1 | ||
Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч. | ||||
20 | Жаба. | 1 | Знакомство с «базовой формой» - «двойной квадрат». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Складывание игрушек на основе изученной базовой формы. | |
21 | Яхта. | 1 | ||
22 | Композиция «Островок в пруду». | 1 | ||
Базовая форма «Конверт» 3 ч. | ||||
23 | Пароход и подводная лодка. | 1 | Знакомство с «базовой формой» - «конверт». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Складывание игрушек на основе изученной базовой формы. | |
24 | Пароход и подводная лодка. | 1 | ||
25 | Композиция «В море». | 1 | ||
Цветы к празднику 8 Марта 3 ч. | ||||
26 | Открытка «Букет гвоздичек». | 1 | 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | |
27 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 1 | ||
28 | Подснежник | 1 | ||
Впереди – лето! 2 ч. | ||||
29 | Парусный кораблик. | 1 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | |
30 | Соревнования «Гонки на столе». | 1 | ||
Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. 3 ч. | ||||
31 | Диагностика по итогам года. | 1 | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. | |
32 | Конкурс «Самые умелые руки». | 1 | ||
33 | Чему мы научились на занятиях? | 1 |
Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
1. Знакомство с оригами (1 час)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
2. Квадрат - основная фигура оригами (4 часа).
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс
складывания.
3. Базовые формы:
«Треугольник» (5 часов),
«Воздушный змей» (7 часов),
«Двойной треугольник» (4 часа),
«Двойной квадрат» (3 часа),
«Конверт» (2 часа)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
4. Цветы к празднику 8 марта (3 часа)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
5. Впереди – лето! (2 часа)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
6. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ. (3 часа)
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».
Тематический план
2 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | Перечень УУД обучающихся | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; |
2. | Простые базовые формы оригами | 2 | 2 | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
3. | Осенние композиции | 2 | 2 | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 3 | 3 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 2 | ||
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 | 2 | ||
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | ||
8. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | ||
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 3 | 4 | |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 3 | 4 | |
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | 3 | 3 | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
13. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№п\п | Тема | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения |
Вводные занятия. 2 ч. | ||||
1 | Правила техники безопасности. | 1 | Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты. | |
2 | Диагностика обученности учащихся. | 1 | ||
Простые базовые формы оригами. 2 ч. | ||||
3 | Базовые формы оригами. | 1 | Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | |
4 | Базовые формы – основа любого изделия | 1 | ||
Осенние композиции. 2 ч. | ||||
5 | Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). | 1 | Складывание цветов. Оформление композиций. | |
6 | Оформление композиций «Осенний букет». | 1 | ||
Базовая форма «Треугольник». 3 ч. | ||||
7 | Домик с крыльцом, домик с трубой. | 1 | Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. | |
8 | Домик с верандами. Деревья и травы. | 1 | ||
9 | Голубь. Композиция «Голубь мира». | 1 | ||
Базовая форма: | ||||
10 | Лебеди (2 способа). | 1 | Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. | |
11 | Утка с утёнком. | 1 | ||
Базовая форма: «Двойной треугольник» 2 ч. | ||||
12 | Тропическая рыбка. | 1 | Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. | |
13 | Тропическая рыбка. Отделка модели. | 1 | ||
Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч. | ||||
14 | Золотая рыбка. | 1 | Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. | |
15 | Краб. | 1 | ||
16 | Композиция «Аквариум». | 1 | ||
Базовая форма: «Конверт» 3 ч. | ||||
17 | Рыбка-бабочка. | 1 | Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. | |
18 | Водоросли и камешки. | 1 | ||
19 | Оформление аквариума. | 1 | ||
Новые базовые формы. Базовая форма: «Рыба». 4 ч. | ||||
20 | Царевна-Лебедь. | 1 | Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций. | |
21 | Композиция «Закат солнца над лебединым озером». | 1 | ||
22 | Пингвин (2 способа). | 1 | ||
23 | Композиция «Пингвины на льду». | 1 | ||
Базовая форма: «Дверь» 4 ч. | ||||
24 | Мышь и поросёнок. | 1 | Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций. | |
25 | Бурёнка. | 1 | ||
26 | Композиция «В деревне». | 1 | ||
27 | Декоративные рыбки. | 1 | ||
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта. 3 ч. | ||||
28 | Поздравительная открытка «Роза» | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций. | |
29 | Оформление поздравительной открытки. | 1 | ||
30 | Конкурс «Я люблю свою маму». | 1 | ||
Итоговое занятие. 2 ч. | ||||
31 | Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Подведение итогов работы за год. | |
32 | Подведение итогов работы за год. | 1 | ||
Оформление выставочных работ. 2 ч. | ||||
33 | Выставка моделей, изготовленных в течение года. | 1 | Оформление тематических выставок. Выставка моделей, изготовленных в течение года. | |
34 | Выставка моделей, изготовленных в течение года. | 1 |
Содержание программы
2 год обучения (34 часа)
1. Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. (2 часа)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
2. Простые базовые формы оригами. (2 часа)
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
3. Осенние композиции (2 часа)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
4. Базовые формы:
«Треугольник» (3 часа),
«Воздушный змей» (2 часа),
«Двойной треугольник» (2 часа),
«Двойной квадрат» (3 часа),
«Конверт» (3 часа)
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:
«Рыба» (4 часа),
«Дверь» (4 часа)
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
5. Поздравительная открытка к празднику 8 марта (3 часа)
Оформление поздравительной открытки.
6. Итоговое занятие (2 часа)
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год.
7. Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Тематический план
3 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | Перечень УУД обучающихся | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
2. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | ||
3. | Чудесные превращения бумажного листа | 5 | 5 | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
4. | Модульное оригами | 1 | 4 | 5 | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - моделирование; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - контроль и коррекция; - волевая саморегуляция; |
5. | Оригами на праздничном столе | 1 | 5 | 6 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; |
6. | Валентинки из оригами | 1 | 1 | ||
7. | Цветы к празднику 8 Марта | 3 | 3 | ||
8. | Оригами - почта! | 3 | 3 | ||
9. | Базовая форма «Дом» | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
10. | Впереди – лето! | 3 | 3 | ||
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
12. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№п\п | Тема | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения |
Вводное занятие. 2 ч. | ||||
1 | История развития искусства оригами. | 1 | Беседа по охране труда. Рассказ об истории развития искусства оригами. | |
2 | Входная диагностика. | 1 | ||
Чудесные превращения бумажного листа. 5 ч. | ||||
3 | Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей) | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций. | |
4 | Простые коробки (2 варианта) | 1 | ||
5 | Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги. | 1 | ||
6 | Коробки для подарков. Базовая модель. | 1 | ||
7 | Коробки для подарков. Различные варианты. | 1 | ||
Модульное оригами. 5 ч. | ||||
8 | Бусы для елки. Новогодняя гирлянда. | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций. | |
9 | Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. | 1 | ||
10 | Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. | 1 | ||
11 | Ветка ели. | 1 | ||
12 | Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | 1 | ||
Оригами на праздничном столе. 6 ч. | ||||
13 | Правила этикета. Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», «Лилия» и «Петушиный гребень» | 1 | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | |
14 | Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо» | 1 | ||
15 | Вазочка «Не увлекайся конфетами». | 1 | ||
16 | Приглашение-открытка с летящей птицей и рамочкой для карточки гостя | 1 | ||
17 | Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка с декоративными углами. | 1 | ||
18 | Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола | 1 | ||
Валентинки из оригами. 1 ч. | ||||
19 | Изготовление валентинок. | 1 | Складывание валентинок на основе изученных базовых форм. | |
Цветы к празднику 8 Марта. 3 ч. | ||||
20 | Василек и гвоздика. Композиция «Букет гвоздик». | 1 | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | |
21 | Объемные тюльпаны и колокольчики. | 1 | ||
22 | Оформление выставки «Цветы для наших мам». | 1 | ||
Оригами – почта. 3 ч. | ||||
23 | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. | 1 | Различные виды конвертов для писем. | |
24 | Датское и английское письмо. | 1 | ||
25 | Оригинальный конверт (2 варианта). | 1 | ||
Базовая форма «Дом». 2 ч. | ||||
26 | Знакомство с новой базовой формой. | 1 | Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций. | |
27 | Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | 1 | ||
Впереди – лето! 3 ч. | ||||
28 | Складывание самолетов и истребителей. | 1 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций | |
29 | Складывание самолетов и истребителей. | 1 | ||
30 | Летные соревнования моделей. | 1 | ||
Итоговое занятие. 2 ч. | ||||
31 | Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами | 1 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций | |
32 | Оригамская сказка о четырех братьях. Диагностика по итогам года. | 1 | ||
Оформление выставочных работ. 2 ч. | ||||
33 | Оформление тематической выставки: «На лесной полянке». | 1 | Оформление тематических выставок. | |
34 | Оформление тематической выставки: «Мы встречаем Новый год» | 1 |
Содержание программы
3 год обучения (34 часа)
1. Вводные занятия (2 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Входная диагностика.
3. Чудесные превращения бумажного листа (5 часов)
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
4. Модульное оригами (5 часов)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
5. Оригами на праздничном столе (6 часов)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
6. Валентинки из оригами. (1 час)
Изготовление валентинок.
7. Цветы к празднику 8 марта (3часа)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
8. Оригами – почта (3 часа)
Различные виды конвертов для писем.
9. Базовая форма «Дом» (2 часа)
Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
10. Впереди – лето! (3 часа)
Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
11. Итоговое занятие (2 часа)
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами.
12.Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Тематический план
4 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | Перечень УУД обучающихся | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводные занятия. | 1 | 1 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; |
2. | Оригами в Интернете | 1 | 2 | 3 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
3. | Изделия из складки | 4 | 4 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 1 | 4 | 5 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
5. | Новогодние украшения | 4 | 4 | Познавательные - моделирование; - анализ, синтез, классификация; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
6. | Базовая форма «Птица» | 4 | 4 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
7. | Цветы и вазы оригами | 4 | 4 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; | |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 | 2 | ||
9. | Творческие работы | 2 | 2 | ||
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; Личностные - самоопределение; - смыслообразование. |
11. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Календарно-тематическое планирование. 4 класс
№п\п | Тема | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения |
Вводные занятия. 2 ч. | ||||
1 | Беседа по охране труда. | 1 | Беседа по охране труда. Рассказ об истории развития искусства оригами. | |
2 | Входная диагностика обученности. | 1 | ||
Оригами в Интернете. 3 ч. | ||||
3 | Знакомство с сайтами оригами в интернете. | 1 | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. | |
4 | Знакомство с сайтом Омского центра оригами. | 1 | ||
5 | Защита проектов «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. | 1 | ||
Изделия из складки. 4 ч. | ||||
6 | Гвоздика. Роза. | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций. | |
7 | Цветок в уголок. Декоративная композиция. | 1 | ||
8 | Китайская ваза. | 1 | ||
9 | Оформление композиции «Ваза с цветами». | 1 | ||
Базовая форма «Катамаран». 5 ч. | ||||
10 | Знакомство с базовой формой «Катамаран». | 1 | Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций. | |
11 | Модульное оригами. Закладки. | 1 | ||
12 | Орнамент из модулей. | 1 | ||
13 | Кусудама. | 1 | ||
14 | Кусудама. | 1 | ||
Новогодние украшения. 4 ч. | ||||
15 | Звезда из 8 модулей. | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание модульных изделий на основе базовых форм форм. Оформление композиций. | |
16 | Двухцветная звезда из 8 модулей. | 1 | ||
17 | Объемная ёлка. | 1 | ||
18 | Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | 1 | ||
1 | ||||
Базовая форма «Птица». 4 ч. | ||||
19 | Журавлик на гнезде. | 1 | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | |
20 | Японский журавлик. Праздничный журавлик. | 1 | ||
21 | Журавлик, машущий крыльями. | 1 | ||
22 | Ваза «Два журавля». | 1 | ||
Цветы и вазы оригами. 4 ч. | ||||
23 | Игольчатая астра. Космея. | 1 | Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. | |
24 | Крокус с листом. Фуксия. | 1 | ||
25 | Объемный нарцисс. | 1 | ||
26 | Высокая ваза для цветов. | 1 | ||
Базовая форма «Лягушка». 2 ч. | ||||
27 | Знакомство с базовой формой «Лягушка». | 1 | Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций. | |
28 | Складывание объемного цветка ирис. | 1 | ||
Творческие работы. 2 ч. | ||||
29 | Композиция «Букет цветов». | 1 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций | |
30 | Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». | 1 | ||
Итоговое занятие. 2 ч. | ||||
31 | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». | 1 | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Диагностика по итогам года. | |
32 | Диагностика по итогам года | 1 | ||
Оформление выставочных работ. 2 ч. | ||||
33 | Оформление тематической выставки: «Цветочные композиции» | 1 | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. | |
34 | Защита проектов, презентаций | 1 |
Содержание программы
4 год обучения (34 часа)
1. Вводное занятие (2 часа)
Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.
2. Оригами в Интернете (3 часа)
http://www.origami-school.narod.ru – сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».
3. Изделия из складки (4 часа)
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
4. Базовая форма «Катамаран» (5 часов)
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
5. Новогодние украшения (4 часа)
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
6. Базовая форма «Птица» (4 часа)
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
7. Цветы и вазы оригами (4 часа)
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
8. Базовая форма «Лягушка» (2 часа)
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы (2 часа)
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие (2 часа)
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
11. Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Материально – техническое обеспечение программы
- музыкальный центр;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике
Специфическое оборудование:
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:
|
Литература
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
- Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
• Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей
и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...
Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы
Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо" для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....