III. А)
Б)
В)
IV.
V.
А) | Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы. Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить тему урока, определить средства достижения, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные 1.Работа с текстом до чтения . Цель, которую ставит перед собою учитель: создать условия для формирования познавательного интереса к произведению до чтения. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: проявить интерес к произведению, уметь высказывать свои собственные мнения.
Работа с текстом во время чтения Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для формирования умений работать с текстом, понимать содержание текста и авторский замысел, выделять главную мысль, озаглавливать текст, пополнять активный словарь учащихся. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: познакомиться с новым произведением, учиться вести диалог с автором, выделять основную мысль пользуясь сплошным и выборочным чтением.
Физминутка Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.
\ Первичное закрепление Работа с текстом после чтения. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, развивать творческие способности учащихся; развивать умение высказывать свои мысли в устной форме, развивать устойчивое внимание и воображение. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: умение делить текст на смысловые части по заданному плану, составлять цитатную характеристику главного героя, умение работать в парах и группах Метод: самостоятельная работа в парах, группах |
- Знакомо ли вам имя Николая Некрасова? - Кто из Вас ранее читал его стихотворения? Давайте познакомимся с Н Некрасовым и его творчеством.
Слайд 3, 4. - Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации определить, о чем пойдет речь в стихотворении?
Ваши ответы верны. Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в тоже время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали. - Но прежде ответьте на вопрос: Как может звучать сегодня тема нашего урока? - На какой главный вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая основная мысль прослеживается в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”)
Слайд 5. - А чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, я предлагаю вам сначала рассмотреть репродукцию картины Исаака Ильича Левитана и прослушать отрывок из произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель». Художник-живописец очень точно описал то время года и природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении. Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». - Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему? Вот о таком природном явлении и о своем спутнике, таком же страстном охотнике, как сам Некрасов – старом Мазае мы и будем сейчас читать. Итак, давайте знакомиться – «дедушка Мазай и зайцы» Чтение учащимися 1 части 1 Комментированное чтение 1-й части. – С какой картины начинается стихотворение? – Прочитайте описание летнего дождя. – Почему дождь Некрасов назвал «жестоким»? – Как автор подчеркивает силу дождя? – Прочитайте, чем замечательна деревенька Мазая. - Что вы узнали о Мазае? Найдите и прочитайте. - А знаете ли вы сколько примерно км. Мазаю приходилось «бегать» в Кострому? (Нет) Попробуйте посчитать. Слайд 6 . (примерно 42 км) – А чем еще занимается старый Мазай? Прочитайте. – Прочитайте рассказы Мазая про деревенских «охотников славных». - Каким вы увидели главного героя в этой части? - Как можно озаглавить первую часть? Поработайте в парах и представьте свои заголовки.
2.Комментированное чтение и обсуждение. – Что наболело на душе Мазая? Прочитайте. – Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? – Нарисуйте словами картину половодья. – Прочитайте, где Мазай обнаружил бедных зайцев. –Расскажите, как вы представляете себе этот островок? – Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? – Прочитайте, как дед Мазай спасал зайцев. Сколько раз останавливалась его лодка? Какую находку было жаль бросать Мазаю? – Прочитайте, как Мазай расстался с зайчишками. – Всерьез ли предупреждает Мазай зайцев: «А чур, зимой не попадайся!». - Как бы вы озаглавили 2 часть? (Работа в парах Варианты ответов) - Оцените свою работу в парах.
Физкультминутка. Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Под веселые напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, и плавно вниз! Вверх! И тихо наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! 3,4,5, и 6 все на место тихо сесть.
1. Словарная работа. Работа в парах. - Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Я предлагаю поработать в парах. Объяснить значение этих слов опираясь на подсказку. Слайд 7
1 | разболтался в сарае | 1 | шумливая группа | 2 | гурьба | 2 | шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство | 3 | лопочут ушами | 3 | разговорился | 4 | гуторить | 4 | тот с кем случилась беда- бедняжка | 5 | горемыка | 5 | разговаривать | 6 | тягота | 6 | забава, веселье | 7 | потеха | 7 | всходы озимого посева (засеянные осенью); | 8 | озимь | 8 | тяжесть, груз |
2. Работа в группах «Язык произведения» Повторить правила работы в группе. А сейчас поработаем в группах. Девиз у нас такой: 1 группа и 2 группа(по тексту 1 части стихотворения) Вспомните что такое – цитата. Слайд 8.(Задание) Составить цитатную характеристику деда Мазая.
З группа работает с учителем. – Прочитайте 2 часть текста выразительно по-цепочке. – К какой картине относится этот отрывок? Слайд 9. - До слов: «…Я раз за дровами…»
- До слов: «Этак гуторя…»
- До слов: «Только что начал работать веслом…»
- До слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»
- До слов: «Было потехи…»
- До слов: «Мы за деревней…»
- До конца.
Проверка групповой работы по эталонам Слайд 10. |
Рассказ ученика о биографии Н. А. Некрасова
- О природе и наверно, о том, как дедушка спасал зайцев.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Что до нас хотел донести Н. Некрасов(Какая основная мысль прослеживается в стихотворенн)
Сараи или бани. Строили на берегу речки.
Читают подготовленные учащиеся.
В августе, около малых Вежей…
Сравнивает с прутьями В землю вонзались… Вся она тонет… Любит до страсти свой край, бездетен, «бегает» в Кострому. Нет. (высчитывают расстояние, 106 х 40 =42)
(дня не проводит Мазай …)
(зачитывают)
(Добрый, заботливый, трудолюбивый,интересный рассказчик…) Работают в парах, предлагают свои варианты.
Андрей Гусев – рассказывает наизусть - В пятеро больше бы дичи велось… - их много с реки… Учащиеся дают ответы. - Вижу один островок ….
Ответы детей Мазай их называет «бедные зверьки»
Спасал 4 раза (островок, пенек, под кустом, на бревне) …жаль вас однако, да жаль и находку
«С Богом!»-сказал. Ответы детей. Работают в парах, предлагают свои заголовки ко 2 части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных. Оценивают работу своей пары.
Дети выполняют упражнения за учителем
Сравнивают по образцу. Самооценка.
« Все помогают каждому, а каждый помогает всем».
Цитата - часть текста, произвед. или чьих- либо слов, дословно приведенных для подтвержд или опроверж. 1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край» 2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука» 3. «Торной дорогой ходить ему - скука» 4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочём» 5. «Дня не проводит Мазай без охоты» 6. «Начал частенько Мазай пуделять» 7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит» 8. «Знает он много рассказов забавных» Дети делят стихотворение на смысловые части, пользуясь планом.
Внимательно следят за чтение товарища.
Оцените свою работу. |