Профилактика правонарушений у младших школьников
материал по теме

Филатова Наталья Анатольевна

 

     Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает осо­бенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко  писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитатель­ного процесса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pedsoveta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Профилактика   правонарушений у младших школьников.

     Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко  писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса.  

      Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители  не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего «чада», а  заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

      Уже  в  младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.   

     Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.  Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая  подражаемость,  любознательность. В этом  возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых , но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.

      Нарушениями поведения называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в проявлении социально- неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги.

   Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере :

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

   Такие дети, есть в каждом классе. Выявление таких детей, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили  выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
  • Влияние дурной компании, окружения,
  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

             Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители.

      Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках.  Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они часто  являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся  сигаретой.
Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.
   Также  важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).
Причины  гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось бы понятная — загруженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят о том, что на общение с собственным ребенком они могут «выделить» 20—30мин.           Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.
       В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять с самого начала поступления ребёнка в школу.

       Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.   Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся.     

     Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.  Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

     Если у ребёнка возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформировался комплекс неполноценности, который может привести тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего.
Основной задачей в работе с проблемными детьми  есть и остаётся тесное сотрудничество с семьёй и взаимопомощь.

В этом году я  набрала 1 класс. На первом собрании проводилось анкетирование родителей, для составления соц. паспорта класса Социальный паспорт класса

Класс: 1А

Классный руководитель: Филатова Наталья Анатольевна

Количество учащихся: 26

На начало уч. года: 26

Возрастная категория учащихся:

Возраст

Количество

девочек

Количество мальчиков

2005-2007 г.

12 чел.

14 чел.

2005г.

1

2006г.

8

9

2007г.

3

5

Состав семей:

Полные семьи -  с  1 ребёнком –   2 (Башинский Данил,  Ефремова Алина)

                                2 ребёнка-       16

Многодетные семьи -    3 (Бражников Ярослав, Шевченко Иван,  Макаров Дмитрий)

Неполные семьи – 4 (Деменская Валерия,  Карпенко Алина,  Матвеев Саша,  Сгонник Юлия)

Опекунские семьи -1 (Реусов Данил)

Детей- сирот – нет

Контингент родителей:

Безработные-  2 (в декретном отпуске)  

Пенсионеры-

Работающие- 25

Жилищные условия учащихся:

Проживают в отдельных квартирах

Проживают в частных домах

Снимают жильё

19 учеников

6 учеников

1ученик

Образовательный уровень родителей:

Родители с высшим образованием

Родители со средним специальным образованием

Родители со средним профессиональ-ным образованием

Родители со средним образовани-ем

Родители с неполным средним образованием

9

7

8

2

Материальное состояние семей:

Обеспеченные семьи - 4

Средний достаток - 21

Малообеспеченные (по справкам) - 1

Количество учащихся, входящих в

«группу риска» (на классном учёте)-3

(Баюра Максим, Гусев Юрий, Матвеев Саша)

Состояние здоровья учащихся:

Количество учащихся, имеющих 2 (основную) группу здоровья- 23

Количество учащихся, имеющих 3 (подготовительную) группу здоровья- 3

Количество учащихся, имеющих хронические заболевания- 2

Внешкольная деятельность учащихся:

Обучаются в музыкальной школе  - 2 ученика

Танцевальный кружок при ДК – 6 человек

Кружковая деятельность при школе – 21 ученик

Выяснилось, что  4  детей из неполных семей (родители в разводе),  3 детей требующих повышенного педагогического внимания, 1 опекаемый ребёнок. В целом это – 8 человек, таким образом, 31%  детей составляют потенциальную группу риска.
Избежать больших проблем в обучении учащегося поможет социально- педагогическая диагностика, проводимая совместно с учителем.

Этап диагностики предполагает наблюдение. Анализируются поведенческие отклонения учащегося, его отношение к замечаниям, требованиям учителя, его настроение во время уроков, занятость на переменах, взаимоотношения со сверстниками.


Карта наблюдения.

Фамилия имя отчество учащегося:  Баюра Максим

Год рождения: 12 ноября  2006 г.

Класс: 1 класс.

Характерные поведенческие отклонения

Степень усвоения учебного материала

Реакция на замечания учителя

Внешний вид и готовность к урокам

Роль семьи в воспитании и обучении

Мальчик агрессивен, несдержан. С трудом высиживает урок, часто отвлекается, задаёт вопросы не по теме, Частая смена настроения, бывает отказ от контактов.

Память кратковременная, внимание рассеянное, читает быстро, но часто неправильно, с трудом пересказывает прочитанное. Трудно заинтересовать на уроке, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Неусидчив.

Пытается оправдать свои поступки, часто обвиняет других в своих неудачах, обидчив, агрессивен.

Иногда не готов к урокам, не приучен к порядку и аккуратности.

Пассивная, семья группы риска, Взаимоотношения между членами семьи недоброжелательные. Воспитанием занимался старший брат.

Итог заполнения карты позволяет выявить наиболее проблемные зоны у учащегося, ознакомить родителей с полученными наблюдениями, порекомендовать консультирование у психолога, психиатра, либо наладить сотрудничество с семьей по исправлению негативных проявлений у учащегося.

В течение учебного года проводятся профилактические беседы с родителями, родительские собрания на правовую тематику

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Возрастные особенности младшего школьника.
  • Роль родителей в воспитании и обучении учащегося.
  • Наказания и поощрения в семье.
  • Сотрудничество – один из способов нормальной адаптации учащегося в школе.
  • Роль отца в воспитании детей.
  • Психологический климат в семье как условие успешного воспитания.
  • Вера и безверие.
  • Как не идти на поводу у ребёнка.
  • Родительский эгоизм.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Причины агрессии у ребёнка.
  • Ложь и её последствия.
  • Возрастные особенности ученика.
  • Причина бродяжничества детей.
  • Пагубные привычки в семье.
  • Тяжкие последствия равнодушия в семье.

      Вся работа  направлена на своевременную коррекцию поведения учащегося, созданию необходимых условий для дальнейшего обучения, воспитания, адаптации. Дальнейшее наблюдение за поведением и обучением учащегося позволяет предупреждать правонарушения, избегать негативных проявлений личности ребёнка, контролировать его склонности и зависимости. Тесное сотрудничество с педагогом, с семьёй учащегося, имеющего проблемы асоциального характера, несёт в себе большой воспитательный потенциал.    Содержание воспитательной работы  охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирование культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания,  творчества и т. д. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется. Для решения этих проблем используются разнообразные формы и методы воспитательной работы: классные часы, деловые и ролевые игры,  эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции,  творческие мастерские, выездные экскурсии, походы. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

   План профилактических мероприятий,

направленных на благополучную адаптацию и социализацию учащихся,

 коррекционное обучение.

Категория учащихся

1-2 класс

3-4 класс

Вид мероприятия

Беседы

«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

«Умеете ли вы дружить и уважать друг друга?»

«Что такое толерантность?»

«Особенности подросткового общения»

«Пути выхода из конфликта»

«Я – Личность»

«Мои интересы и мои друзья»

«Что бывает дороже дене?»

Диспут

«Вредные поступки, привычки, дела»

«Что важнее в человеке: доброта или сострадание?»

«Как поступить со своей совестью?»

Игра

«Мы рисуем наш класс»

«Посмотри вокруг нас»

«КВН»

«Весёлая карусель»

«Самые сильные и смелые»

«Что, где, когда»

Родительские лектории.

«Личность надо уважать»

«Взрослые проблемы наших детей»

«От поступка до преступления один шаг»

«Взрослые дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика заболеваний у младших школьников

Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценнос...

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Профилактика правонарушений у младших школьников

Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущен...

Профилактика трудновоспитуемости и правонарушений у младших школьников.

Как преодолеть трудновоспитуемость?Профилактика правонарушений....