Профилактика правонарушений у младших школьников
консультация на тему

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ     

         Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребёнка, но сугубо индивидуально. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки, как хорошо у нас дома».
  5. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Профилактика правонарушений у младших школьников

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители  не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего «чада», а  заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

      Уже  в  младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.   

     Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.  Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая  подражаемость,  любознательность. В этом  возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых , но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.

      Нарушениями поведения называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в проявлении социально- неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги.

   Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере :

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

   Такие дети, есть в каждом классе. Выявление таких детей, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили  выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
  • Влияние дурной компании, окружения,
  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

             Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители.

      Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках.  Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они часто  являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся  сигаретой.
Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.
    Также  важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу 
гипоопеки).
Причины  гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось бы понятная — загруженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят о том, что на общение с собственным ребенком они могут «выделить» 20—30мин.           Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — 
гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.
       В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять с самого начала поступления ребёнка в школу.

       Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

     Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.  Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.

     Если у ребёнка возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформировался комплекс неполноценности, который может привести тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего.
Основной задачей в работе с проблемными детьми  есть и остаётся тесное сотрудничество с семьёй и взаимопомощь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика заболеваний у младших школьников

Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценнос...

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Профилактика правонарушений у младших школьников

Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущен...

Профилактика правонарушений у младших школьников

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает осо­бенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко ...

Профилактика трудновоспитуемости и правонарушений у младших школьников.

Как преодолеть трудновоспитуемость?Профилактика правонарушений....