речевое развитие 1 класс
материал (1 класс) по теме
небольшой материал в помощь учащимся для речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие | 150.88 КБ |
Речевое развитие | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо погреться Бедной осинке.
Мурлычет – - Шипит Мычит – - Жужжит Каркает – - Ревет
АОИЕЮЯЭЫ ЁУОЯЕЮИ
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей на уроках обучения грамоте и литературного чтения
в 1 классе
Приступая к работе, необходимо учитывать специфические возможности речевого развития, как отдельного ученика, так и всех учеников вместе, чтобы при обучении осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.
Работу по речевому развитию детей следует начать в подготовительный период при изучении гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы].
Здесь особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Можно использовать такие игровые упражнения:
1) Доктор смотрит горло.
Девочка баюкает куклу.
На доске запись: А-а-а-а-а.
2) Игра “Паровоз”
На доске запись: У-у-у-у-у.
3) Ребенок плачет.
Уа! Уа! Уа! Уа!
4) Болит зуб.
О! О! О! О!
На последующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетической зарядки увеличивается.
5) Как рычит собака.
Р-р-р-р-р.
6) Как пищит комар.
З-з-з-з-з.
7) Шарик лопнул.
Ш-ш-ш-ш-ш.
8) Как ежик фыркает.
Ф-ф-ф-ф-ф.
Задания по ленте букв:
АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ
- Называем быстро звуки по порядку;
- Произносим звуки нараспев;
- Называем звуки через один;
- Называем звуки, которые смягчают согласные;
- Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
- Пропеть звуки на мотив детской песенки;
- Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
- Прочитать как стихотворение.
Для более эффективной работы предлагается 10 вариантов набора согласных букв.
ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
НБСМНПРЛКФХЦЧШП
БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
ТРГХДКВЧТБЛМНЗК
ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК
- Произнесите согласные звуки отрывисто;
- По восходящей и обратно по нисходящей (громкость);
- Произнести через 1,2,3 буквы;
- Назовите правильно все буквы на ленте;
- Прочитайте прямые слоги с гласной по вашему выбору;
- Прочитайте обратные слоги с гласной по выбору;
- Прочитать в стиле скороговорки;
- Пропойте прямые слоги на мотив любой песни;
- Произнесите только твердые согласные звуки (мягкие, звонкие, глухие, шипящие).
Задания разнообразные, применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например:
- Чтение слогов по лесенке вверх-вниз;
- Чтение слогов в строчке, столбике с интонацией радости, печали, удивления, вопроса и т.д.;
Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.
на – на – на на – на – на на – на – на
но – но – но но – но – но но – но – но
ну – ну – ну ну – ну – ну ну – ну – ну
ны – ны – ны ны – ны – ны ны – ны – ны
ни – ни – ни ни – ни – ни ни – ни – ни
При изучении согласных звуков, трудных при произношении, я подбирается речевой материал, направленный на решение двух основных задач: автоматизация нового звука и его дифференциация от сходных звуков.
При изучении звука [ж] для автоматизации данного звука предлагается такая таблица:
жа – жа аж – аж жда – жда ажа – ажа
жо – жо ож – ож ждо – ждо ожо – ожо
жу – жу уж – уж жду – жду ужу – ужу
жи – жи иж – иж жди – жди ижи – ижи
Для дифференциации звуков [з], [ж] можно использовать следующую таблицу:
за – жа – за зда – жда – зда аза – ажа – аза
зо – жо – зо здо – ждо – здо озо – ожо – озо
зу – жу – зу зду – жду – зду узу – ужу – узу
зы – жи – зы зды – жды – зды ызы – ыжи – ызы
Работа с чистоговорками и скороговорками, развивает речевой аппарат учащихся, чистоту звука, а затем и интонацию. Скороговорки сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не выработано правильное произношение. Интонация отрабатывается с помощью заданий такого вида: “ Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, огорчить, пожалеть кого-либо. Прочитай с вопросом, с восклицанием и т.д.”.
Начать работу следует с более легких скороговорок. Например: “Сани у Сони”, “Пили пила пока остра”. Далее тексты усложняются, например: “У Кондрата куртка коротковата”, “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”, “Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры”. Для многократного повторения можно использовать стихотворения – скороговорки:
Забавной обезьяне
Бросили бананы,
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.
У быка губа тупа,
Тупа губа у быка.
Пять утят, пять опят.
У Вити утята, у Пети опята.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Дудку дал Додону дед,
Дед, которому сто лет.
Особое место в общем, развитии ребенка занимает игра. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: “Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных”. В методической литературе по логопедии выделяют 2 группы игр: подготовительные игры и игры для формирования правильного звукопроизношения. Подготовительные игры делятся в свою очередь на следующие группы:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие речевого слуха;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие физиологического дыхания;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие голоса.
В настоящее время имеется широкий выбор методической и специальной литературы, где предлагаются разнообразные, увлекательные, познавательные задания и игры по развитию общей речевой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задача учителя – разобраться в этом многообразии и взять для своей работы самые необходимые материалы.
Дети любят и хотят играть всегда и везде (на переменах и на уроках), с удовольствием придумывают новые игры, вносят свои поправки в давно известные. Кроме того, игра способствует вовлечению всех детей в творческий процесс, развивает интерес к учебе. Большую помощь в работе оказывают книги В.Волиной “Веселая грамматика” и “Учимся играя”.
Игры для формирования правильного звукопроизношения.
Тишина.
Цель: Автоматизация звука Ш.
Воробушки.
Цель: Автоматизация звука “ч” в звукоподражании.
Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульях (в гнездышке) и спят. На слова учителя:
В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают
Дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик – чик-чик, чирик- чик – чик!
Так весело поют. (Заканчивает учитель).
После этих слов дети разбегаются по классу. На слова учителя “В гнездышко полетели!” возвращаются на свои места.
Кто внимательный?
Цель: Автоматизация звуков с – з.
Оборудование. Картинки “Свисток” и “Звонок”.
Описание игры. Учитель показывает детям картинки и спрашивает: “Кто знает, как свистит свисток? (Дети отвечают: с-с-с…). А как звенит звонок? (Дети: з-з-з-…). А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук “с”, то звук “з”.
Знаешь ли ты эти слова?
Цель: Автоматизация звука “р” в словах.
Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает приз. Набравший большее количество призов выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра). Кто мычит ко (рова). Вокруг перка за (бор). Под землей у нас мет (ро). В воротах стоит вра (тарь). У крота в земле но (ра). Чтоб писать нужна тет (радь). На улицах светят фона (ри).
Пила.
Цель: Автоматизация звука “л” в тексте.
Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила
Зажужжала, как пчела,
Опилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Игры на развитие голоса.
Эхо.
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая – тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио.
Какие животные могут это делать?
Мурлычет –
Шипит –
Мычит –
Жужжит –
Каркает –
Ревет –
Виды чтения:
Чтение хором, вместе с учителем;
Чтение про себя;
Чтение шепотом;
Жужжащее чтение;
Чтение вслух в полный голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...
Взаимосвязь речевого развития и развития графо-моторных навыков.
Статья поможет педагогам понять сущность взаимосвязи речевого развития и развития графомоторных навыков....
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....