Анализ урока
учебно-методический материал по теме

Методический семинар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_urokov_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема. Современный урок  -  это урок творческой дружбы учителя и ученика.

Слайд 1.ФГОС в начальной школе.  Вести с уроков.

        Слайд 2. «Современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика».                              (Куманев А.А.).

          Современный урок можно сравнить с дорогой в будущее. Т.к. будущее наших учеников во многом будет зависеть от каждого из нас.

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Для учителя урок это

  • единица времени
  • основная форма учебного процесса
  • «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок  учебно-воспитательного процесса».
  • «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»
  • «момент истины» и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат. Главным режиссером любого урока является учитель. УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – это и есть тот  главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного  образования. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель в современном уроке призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

        Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

         Слайд 3. Говорит ли о чем – нибудь Вам, уважаемые коллеги, число 100?  Задумывался ли кто – нибудь  над тем, сколько УУД необходимо сформировать учителю начальных классов у своих воспитанников?  

         Слайд 4. Личностных УУД – 23, коммуникативных – 47, познавательных – 24, регулятивных – 16. Как  может быть выражено универсальное учебное действие? Каков первый опыт  практической работы в этом направлении?

        В рамках подготовки к педагогическому совету учителя 1, 2 классов показали, как в пространстве урока организуется учебная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.  Было дано 8 уроков. Я  хочу остановиться на общих достоинствах уроков,  показать некоторые изюминки, сформулировать предложения  по повышению продуктивности урока.

         Уроки  учителей в основном соответствуют современным требованиям, предъявляемым к уроку в рамках ФГОС второго поколения, т.е. каждый учитель старался построить свой урок с учетом требований к современному уроку, с опорой на технологию системно – деятельностного подхода.   Учителя на своих уроках  формировали  универсальные учебные действия по направлениям,  обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:           Слайд 5.

  • личностные УУД
  • любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,
  • умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
  • ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;
  • интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.         Слайд 6.
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности
  • познавательные:         Слайд 7.
  • осмысление текстов, заданий;
  • умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез.
  • коммуникативные УУД формируются, когда:         Слайд 8.
  • ученик учится отвечать на вопросы;
  • ученик учится задавать вопросы;
  • ученик учится вести диалог;
  • ученик учится пересказывать сюжет;
  • обучающихся учат слушать.

                  Слайд 9 – 11 (фото). На своих уроках каждый учитель пытался обучать деятельности – значит, старался делать учение мотивированным,  учил ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогал  ребенку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  Практически все учителя  осознают, что педагог не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов.  Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.  Наглядность, образность, доступность  помогают формированию  предметных и метапредметных компетенций.

           Весёлые рифмовки, музыкальные физминутки, использование мультимедиа способствовали повышению работоспособности, снятию напряжения, формированию коммуникативных  действий.                                                                                                                                                                                                                                                  

         Учащиеся учились организовывать свое рабочее место, самостоятельно осмысливать задания и самостоятельно выполнять, определять цели для будущей работы и достигать, ориентироваться и  находить информацию в учебнике, отвечать  на вопросы учителя. На уроках  дети активно вступают в диалог с учениками и учителями, соблюдают простейшие нормы этикета, дети раскрепощены. Учителя  работают над развитием речи школьников: учат отвечать полным ответом, доказывать  (почему? – докажите – постоянные требования учителя на уроке.),  учат выражать свою точку зрения, используя выражения:  «Я думаю, я считаю, мне кажется,  я уверен, согласен, не согласен…»  Но  эту работу следует вести более целенаправленно.  Такая работа ведётся в основном фрагментарно, не в системе.

           Организационный момент – очень важный этап урока. Это не только приветствие  и контроль наличия учебных принадлежностей. Включение  учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне, создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность,  учителя обеспечивают  через создание комфортных условий,  создание   положительной эмоциональной  атмосферы. На всех  уроках обстановка доброжелательная, дети чувствуют себя комфортно, не боятся отвечать, не боятся ошибиться. В начале  урока учителя спрашивает детей о самочувствии, о настроении – это располагает к взаимопониманию и коллективной успешной деятельности, высказывают добрые пожелания детям, предлагают пожелать друг другу удачи: Крупская Н.П. и  Перикова  А.Ю. начали  уроки со стихотворения, Яркова И.А. с пожелания всем доброго дня и прекрасного настроения, Жидкова Л.Ю. попросила представить ладошки в виде маленького зеркала, в котором отражается улыбка;  Акулова В.Е. использовала прием доброго пожелания, девиз «Знание собирается по каплям», создала ситуацию загадочности (я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Что же это за ключ? Оказалось, что это улыбка);  Байдык Н.В. повторила с детьми правила правильной посадки, настроила детей на работу.  

          Урок современного типа  требует  привлечения учащихся к формулировке цели и темы урока, к планированию учащимися способов  достижения намеченной цели.  Обучение детей формулированию темы урока, целеполаганию  возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.  Все педагоги на своих уроках проговаривают план, настраивая детей на успешную работу.   Но тему урока, этап целеполагания, планирование деятельности по достижению целей урока  зачастую проговаривают сами.

         «Сегодня мы будем  закреплять  свои знания и, конечно, узнаем что-то новое». Такое целеполагание  не совсем удачно.  Какие знания будем закреплять?  Зачем закреплять? Нет проблемы: не совсем хорошо умеем,  знаем, допускаем  ошибки, поэтому надо  ещё поработать. «Что-то новое»  - нет интриги, не вызывает интереса.    Яркова И.А., используя проблемную ситуацию: как дерево может быть связано с уроком русского языка?,  взаимосвязь с предыдущим уроком, используя яркую  доступную наглядность (рисунок,  мультимедиа), добивается  осознания того, чему  предстоит  научиться на уроке; Антонова Я. В. с помощью героини сказки  Ариэль подвела детей к значению изучения русского языка,  что позволило учащимся сформулировать тему и  цель урока, Акулова В.Е.  с помощью солнышка и  математических тучек столкнула мнения детей, учащиеся сами  предложили сгруппировать числа по определенным признакам, что дало возможность вывести на  определение темы и  цели урока; Перикова А.Ю.  и Полохова И.Г., отталкиваясь от темы урока,  предложили сформулировать  цель урока и определить гипотезу (урок был представлен в проектно – исследовательской деятельности). Проектная деятельность  направлена на развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. В ходе решения системы проектных задач у первоклассников   формировались  следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

       Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Перечислю приёмы организации принятия цели:         Слайд 12.

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача».

        Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.  Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;  

-  составление своего плана решения учебной задачи.

                  Слайд 13-15. Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи могут быть уроки Полоховой И.Г.(технология), Ярковой И.А. (русский язык), Акуловой В.Е. (математика); Перикова А.Ю.  (урок технологии) предложила готовый план работы на слайде.

             Одно из требований к  современному уроку -  использование различных форм познавательной деятельности школьников.  Но учителя редко используют групповые формы,   в основном только работу в парах, взаимопроверку.

Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

        Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в начальной школе.  Почему игра так притягательна для школьников в учебном процессе?  При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то,  что предлагает детям учитель на уроке, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности. Игра - это деятельность с воображаемыми объектами. Ребенок не может вести настоящий самолет, строить настоящий дом, ловить и наказывать преступников, но вот играть в такие дела он может. Для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Крупская Н.П. использовала на этапе урока «Устный счет» математические  игры «Забей мяч в ворота», расшифруйте крылатую фразу, решение круговых примеров, что позволило учащимся продуктивно включиться в познавательную деятельность и быть готовыми    к восприятию темы урока «Числовые выражения».  

Примером использования занимательного игрового материала на этапе организации принятия цели может служить отгадывание  загадки (в уроке технологии Периковой А.Ю. и Полоховой И.Г.). в уроке русского языка Антоновой Я.В., в уроке окружающего мира Жидковой Л.Ю., в уроке математики Крупской Н.П.

          Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке.  Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования.                                                                              

                  Слайд 16.  Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.        Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать
  • зачем оценивать
  • какие формы оценок существуют.

           Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

       Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.  Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Включение учащихся в оценочную деятельность   осуществили учителя Яркова И.А., Полохова И.Г., Акулова В.Е., Перикова А.Ю.

        Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».  Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

             Слайд 17.  Обязательным этапом урока является рефлексия: дети оценили свою деятельность и деятельность всего класса на занятии. Рефлексия «Посмотрите на экран, что нового вы узнали?  Что повторили? Что понравилось на уроке? Какие трудности вы испытали?» « Кому требуется помощь?» Так формируются регулятивные учебные действия: дети учатся видеть последовательность действий, анализировать, осознавать   качество и уровень  усвоения, оценивать результат работы. Подводя итог своей работы, дети проговаривают: «Я узнал…, я научился… мне понравилось… не понравилось…, мне было трудно..»

      Таким образом,  можно сделать вывод, что педагоги, работающие в инновационном режиме, на уроках апробируют формирование  всех видов регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и волевую саморегуляцию. Для этого нужны специальные задания. Поэтому при подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того или иного УУД, которое формируется на данном этапе.

В учебный процесс учителями начальной школы внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

- учет возрастных особенностей;

- демократический стиль общения на уроке;

- дифференцированное обучение;

- игровые технологии;

- динамические минутки и паузы.

       Можно сделать вывод, что, овладев  УУД на одних уроках, учащиеся переносят их и на другие предметы.         Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.  В 1 классе – игровая. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

        Хочется сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации  ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

         Слайд 18. ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  1. Возобновить взаимопосещение уроков.
  2. На заседаниях МО изучить структуру технологической карты и самоанализ урока.
  3. На заседаниях МО обсуждать вопросы формирования УУД, подбор заданий под каждое УУД.

         Слайд 19 - 20. Пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

пояснительная записка к уроку и анализ урока

дан подробный самоанализ урока ОМ 4 класс по программе "ПНШ"...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока

   Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...