Рабочая программа для 1 класса (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Рабочая программа отвечает всем требованием ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_iskusstvo_1_kl.doc | 414.73 КБ |
literaturnoe_chtenie_1_kl.doc | 715.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО начального базового образования ________ Мушнина С. И. Протокол № 5 от « 14 » июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________ Зверева С. Н. « 21» июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________ Сергеев Н. И. Приказ №______ от «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Соломахиной Людмилы Ивановны
1 класс
2013 г.
I. Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 класс / Неменского Б.М. и др. – М.: Просвещение, 2012.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Авторская программа рассчитана на 33 часа. В рабочей программе запланировано 33 часа. В связи с государственным праздником 1 мая, выпадающим на занятный день, материал будет изучен за счёт уплотнения.
В связи с проведением динамических пауз в 1 четверти темы уроков заменены темами динамических часов и сокращены на 1ч. Данный час добавлен в тему «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» для проведения итоговой экскурсии.
4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий.
Учебно-тематический план
1 класс (33 ч)
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
По плану | Рабочая программа | ||
1 | Ты учишься изображать | 9ч | 8ч |
2 | Ты украшаешь | 8ч | 8ч |
3 | Ты строишь | 11ч | 11ч |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5ч | 6ч |
5 | Итого | 33ч | 33ч |
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про странственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
III. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.
Предмет изучается в 1 классе — 33 ч в год.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
VI. Содержание учебного предмета
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
(33 ч)
Ты учишься изображать (8 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
- Изображения всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо.
- Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту надо уметь замечать.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
- Красивые рыбы. Монотипия.
- Украшения птиц. Объёмная аппликация.
- Узоры, которые создали люди.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Дом снаружи и внутри.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны.
- Разноцветные жуки.
- Сказочная страна.
- Времена года (экскурсия)
- Здравствуй, лето! Урок любования (экскурсия) (обобщение темы).
VII.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы | Дата предполагаемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся |
Ты учишься изображать (8 ч) | |||||
1 | Экскурсия в музей. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». | 1 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть (работа гуашью).Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | ||
2 | Комбинированная прогулка с заданием: составь «Цветовой круг». | 1 | |||
3 | Экскурсия по саду. Составление декоративных цепочек из цветов. | 1 | |||
4 | Экскурсия в парк. Словесное рисование «Волшебные краски осеннего дерева». | 1 | |||
5 | Конкурс рисунков на асфальте. | 1 | |||
6 | Урок викторина. Что ты знаешь об овощах и фруктах. | 1 | |||
7 | Экскурсия в музей. Предметы быта. | 1 | |||
8 | Экскурсия в природу. Составление букета из осенних листьев. | 1 | |||
Ты украшаешь (8 ч) | |||||
9 | Мир полон украшений | 1 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | ||
10 | Цветы | 1 | |||
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 | |||
12 | Узоры на крыльях | 1 | |||
13 | Красивые рыбы | 1 | |||
14 | Украшения птиц | 1 | |||
15 | Узоры, которые создали люди | 1 | |||
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 | |||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | |||||
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). . Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка, нструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. | ||
18 | Дома бывают разными | 1 | |||
19 | Домики, которые построила природа | 1 | |||
20 | Дом снаружи и внутри | 1 | |||
21, 22 | Строим город | 2 | |||
23, 24 | Все имеет свое строение | 2 | |||
25 | Строим вещи | 1 | |||
26, 27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). Экскурсия | 2 | |||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) | |||||
28 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом..Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | ||
29 | Праздник птиц. Разноцветные жуки. | 1 | |||
30 | Сказочная страна | 1 | |||
31 32 | Времена года. Экскурсия. | 2 | |||
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). Экскурсия. | 1 |
VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Вид | Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Книгопечатная продукция | Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие про граммы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2012. Учебники Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс 2011 |
Печатные пособия | Комплект таблиц «Основы декоративно – прикладного искусства» |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления кар тинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный. |
Технические средства | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор |
Оборудование класса | Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО начального базового образования ________Мушнина С. И. Протокол № 5 от «14 » июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________ Зверева С. Н. «21» июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________Сергеев Н. И. Приказ №______ от «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
учителя Соломахиной Людмилы Ивановны
1 класс
2013 г.
I. Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(1 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»
1-4 класс / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Учебный предмет «Литературное чтение» реализует основную цель обучения:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно восприни мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстети ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жиз ни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа ния произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Авторская программа рассчитана на 132 часа. В рабочей программе запланировано 132 часа. В связи с государственными праздниками 8 марта, 9 мая, выпадающими на занятные дни, учебный материал будет изучен за счёт уплотнения.
Учитывая уровень подготовки детей к школе, подготовительный период, рассчитанный на 14 ч, увеличен на 2ч, эти часы добавлены из резервных часов букварного периода обучения грамоте. В воспитательных целях, а также учитывая большой объём материала, разделы программы по литературному чтению «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших» увеличены на 2 часа.
4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. 2011
Учебники
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино градская). 2011
3. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2011
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий.
Учебно-тематический план
1 класс (132 ч)
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
По плану | Рабочая программа | ||
I. | Обучение чтению | 92 ч | 92 ч |
1. | Подготовительный этап | 14ч | 16ч |
2. | Букварный (основной) период | 53ч + 9(резервные) | 60ч |
3. | Послебукварный период | 16ч | 16 ч |
II. | Литературное чтение | 40ч | 40ч |
1. | Жили – были буквы | 7 + 1 (вводный) ч | 8 ч |
2. | Сказки, загадки, небылицы | 7 ч | 7 ч |
3. | Апрель, апрель! Звенит капель… | 5 ч | 5 ч |
4. | И в шутку и всерьёз | 6ч | 6ч |
5. | Я и мои друзья | 5ч | 7 ч (1 час на проверку техники чтения) |
6. | О братьях наших меньших | 5ч | 7 ч |
4ч резервные | |||
Итого | 165 ч | 165 ч |
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, театрализаций, урок-путешествие, урок проект).
На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос; диагностические работы; тестовые задания.
II. Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ ведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз дателей произведений словесного искусства.
II. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Начальным этапом изучения литературного чтения в 1 классе является курс «Обучение чтению». Его продолжительность 23 учебные недели (92 ч). 40 ч отведено на предмет «Литературное чтение».
Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
VI. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
VII.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы | Дата предполагаемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся | |||
Обучение чтению (92 ч). Подготовительный период (16 ч). | ||||||||
1 | Урок - праздник «Азбука» — первая учебная книга. | 1 | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Подбирать слова с заданным звуком. Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове | |||||
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | ||||||
3 | Слово и предложение. | 1 | ||||||
4 | Слог. | 1 | ||||||
5 | Ударение. | 1 | ||||||
6 | Отработка навыков деления слов на слоги, постановки ударения. | 1 | ||||||
7 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | ||||||
8 | Звуки в словах. | 1 | ||||||
9 | Слог-слияние. | 1 | ||||||
10 | Урок – путешествие. Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | ||||||
11 | Алфавит. Гласные и согласные звуки. | 1 | ||||||
12 | Гласный звук а, буквы А, а. | 1 | Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях — игра «Живые звуки»). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Читать слоги с изменением буквы гласного. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-ртикуляционным признакам согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д. Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. | |||||
13 | Гласный звук о, буквы О, о. | 1 | ||||||
14 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 | ||||||
15 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | ||||||
16 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | ||||||
28.09 | ||||||||
17 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. | 1 | ||||||
18 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с. | 1 | ||||||
19 | Согласные звуки к, к’, буквы К, к. | 1 | ||||||
20 | Согласные звуки т, т′, буквы Т, т. | 1 | ||||||
21 | Закрепление пройденного материала о согласных и гласных звуках и буквах. | 1 | ||||||
22 | Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л. | 1 | ||||||
23 | Повторение согласных звуков [л], [л'], букв Л, л | 1 | ||||||
24 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | 1 | ||||||
25 | Согласные звуки [в], [в']. Буквы В, в. | 1 | ||||||
26 | Буквы Е, е. | 1 | ||||||
27 | Закрепление знаний о буквах Е, е | 1 | ||||||
28 | Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п. | 1 | ||||||
29 | Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м. | 1 | ||||||
30 | Обобщение знаний о звуках [м], [м'], буквах М, м . | 1 | ||||||
31 | Согласные звуки [з], [з']. Буквы 3, з. | 1 | ||||||
32 | Закрепление знаний о согласных звуках [з], [з'], буквах 3, з . | 1 | ||||||
33 | Закрепление пройденного материала | 1 | ||||||
34 | Согласные звуки [б], [б']. Буквы Б, б. | 1 | ||||||
35 | Сопоставление слогов и с буквами б и п. | 1 | ||||||
36 | Обобщение знаний о звуках [б], [б'], буквах Б,б. | 1 | ||||||
37 | Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. | 1 | ||||||
38 | Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. | 1 | ||||||
39 | Знакомство с буквами Я, я . | 1 | ||||||
40 | Гласные буквы Я, я | 1 | ||||||
41 | Закрепление знаний о гл. буквах Я, я. | 1 | ||||||
42 | Согласные звуки [г], [г']. Буквы Г, г. | 1 | ||||||
43 | Сопоставление слогов и слов с бук. г и к. | 1 | ||||||
44 | Проверь себя | 1 | ||||||
45 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | 1 | ||||||
46 | Сочетания ча, чу. | 1 | ||||||
47 | Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных. | 1 | ||||||
48 | Буква ь (мягкий знак). Чтение слов с мягким знаком (ь). | 1 | ||||||
49 | Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | ||||||
50 | Сочетание ши. | 1 | ||||||
51 | Обобщение знаний о звуке [ш], буквах Ш, ш. | 1 | ||||||
52 | Твердый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. | 1 | ||||||
53 | Сопоставление звуков ж и ш. Сочетание жи. | 1 | ||||||
54 | Буквы Ё, ё. | 1 | ||||||
55 | Закрепление знаний о буквах Ё, ё. | 1 | ||||||
56 | Звук [j´]. Буквы Й, й. | 1 | ||||||
57 | Закрепление изученного материала о гласных и согласных звуках и буквах. | 1 | ||||||
58 | Согласные звуки [х], [х']. Буквы Х, х. | 1 | ||||||
59 | Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. | 1 | ||||||
60 | Закрепление знаний о звуке [х], [х']. | 1 | ||||||
61 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 | ||||||
62 | Закрепление знаний о гласных буквах Ю, ю. | 1 | ||||||
63 | Урок – путешествие. Закрепление знаний о согласных и гласных звуках и буквах. | 1 | ||||||
64 | Чтение слов с изученными буквами. | 1 | ||||||
65 | Знакомство с твёрдым согласным звуком [ц]. Буквы Ц, ц. | 1 | ||||||
66 | Закрепление знаний о звуке [ц], буквах Ц, ц. | 1 | ||||||
67 | Знакомство с буквами Э, э. | 1 | ||||||
68 | Закрепление знаний о буквах Э, э. | 1 | ||||||
69 | Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ,щ. | 1 | ||||||
70 | Звук [щ']. Буквы Щ,щ (повторение, обобщение). | 1 | ||||||
71 | Закрепление знаний о согласных и гласных звуках и буквах. | 1 | ||||||
72 | Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф. | 1 | ||||||
73 | Мягкий и твёрдый разделительные наки. | 1 | ||||||
74 | Развитие осознанности и выразительности чтения | 1 | ||||||
75 | Русский алфавит. | 1 | ||||||
76 | Отработка техники чтения. | 1 | ||||||
Послебукварный период (16 ч). | ||||||||
77 | Как хорошо уметь читать. В.Берестов. Читалочка | 1 | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям. Читать орфоэпически правильно. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. | |||||
78 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | ||||||
79 | К. Ушинский «Наше Отечество». | 1 | ||||||
80 | В. Куприн «Первоучители словенские». | 1 | ||||||
81 | В. Крупин «Первый букварь». | |||||||
82 | Знакомство с произведениями А.С. Пушкина. | 1 | ||||||
83 | Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Книги для детей. | 1 | ||||||
84 | К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница». | 1 | ||||||
85 | В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | ||||||
86 | Знакомство с произведениями С.Я. Маршака. | 1 | ||||||
87 | М.М. Пришвин. Рассказы о природе. | 1 | ||||||
88 | А. Барто. Стихи для детей. | 1 | ||||||
89 | С.В. Михалков «Котята». | 1 | ||||||
90 | Весёлые стихи Б. Заходера. | 1 | ||||||
91 | Стихи В.Д. Берестова для детей. | 1 | ||||||
92 | Наши достижения. Проект: «Живая Азбука» | 1 | ||||||
Литературное чтение (40 ч.) Жили-были буквы (7+ 1 ч). | ||||||||
93 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель ский и жизненный опыт. Определять главную мысль; Составлять план пересказа прочитанного. Читать стихи наизусть. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) | |||||
94 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | ||||||
95 | И. Токмакова «Ала, Кляксич и буква «А»». С. Чёрный «Живая азбука». | 1 | ||||||
96 | Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет. Г.Сапгир «Про медведя». | 1 | ||||||
97 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит». | 1 | ||||||
98 | Как хорошо уметь читать. Стихи И.Гамазковой, Е.Григорьевой, С.Маршака. | 1 | ||||||
99 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 | ||||||
100 | Урок – викторина Обобщение по теме «Жили-были буквы». | 1 | ||||||
Сказки, загадки, небылицы (7 ч.) | ||||||||
101 | Е.Чарушин «Теремок». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произве дения. Называть героев сказки и причины совершае мых ими поступков. Пересказывать сказку подробно на основе кар тинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения | |||||
102 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | ||||||
103 | Загадки, песни. | 1 | ||||||
104 | Потешки, небылицы. | |||||||
105 | Рифмы Матушки Гусыни. Перевод С. Маршака. | 1 | ||||||
106 | А.С. Пушкин. Отрывки из сказок. Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | ||||||
107 | Рассказы Л.Толстого, К.Ушинского из старинных книг. Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | ||||||
Апрель, апрель! Звенит капель… (5 ч) | ||||||||
108 | Стихи о природе. А.Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…», А.Плещеев «Сельская песенка». | 1 | Находить в стихотворении слова, которые по могают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы вать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образ цом. | |||||
109 | Стихи о природе. С.Маршак «Апрель», Т. Белозеров«Подснежники», | |||||||
110 | Стихи-загадки о природе Е.Трутневой, И.Токмаковой. | 1 | ||||||
111 | Как хорошо уметь читать. А.Майков «Христос Воскрес!». | 1 | ||||||
112 | Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…». | 1 | ||||||
И в шутку и всерьёз (6 ч). | ||||||||
113 | Весёлые стихи и рассказы И.Токмаковой, Я. Тайц, Г.Кружкова. | 1 | Подби рать книги к выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книгах с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом. Отличать юмористическое произведение; нахо дить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Читать по ролям, отражая характер героя произ ведения. Исправлять допущенные ошибки при повтор ном чтении.Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения. | |||||
114 | Н.Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | ||||||
115 | К.Чуковский «Федотка» | 1 | ||||||
116 | О.Дриз «Привет», О.Григорьева «Стук». И.Пивоваров. | |||||||
117 | К.Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник». | 1 | ||||||
118 | Рассказы К.Ушинского из старинных книг. Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | 1 | ||||||
Я и мои друзья (7 ч). | ||||||||
119 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». В.Орлов «Кто первый?». | 1 | Воспри нимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с посло вицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. | |||||
120 | С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет». | 1 | ||||||
121 | В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик. Я.Аким «Моя родня». | 1 | ||||||
122 | Проверка техники чтения, осознанности чтения. | |||||||
123 | С.Маршак «Хороший день». | 1 | ||||||
124 | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю.Этнин «Про дружбу». | 1 | ||||||
125 | Рассказы И.Тихомирова из старинных книг. Разноцветные страницы. Стихи В.Лунина, Т.Павлова. Обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 | ||||||
О братьях наших меньших (7 ч). | 16.05 | |||||||
126 | С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак». | 1 | ||||||
127 | В Осеева. Собака яростно лаяла. И.Токмакова «Купите собаку». Какие бывают собаки. | 1 | ||||||
128 | М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». Разнообразие лягушек. В.Берестов «Лягушата». | 1 | ||||||
129 | Как хорошо уметь читать. Стихи В.Лунина, С.Михалкова о животных. | 1 | ||||||
130 | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лиса и ёж». | 1 | ||||||
131 | С.Аксаков «Гнездо». | 1 | ||||||
132 | Разноцветные страницы. Обобщение по теме « О братьях наших меньших». | 1 |
VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Вид | Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Книгопечатная продукция | 1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. 2010 Учебники 2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино градская). 2011 3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино градская). 2011 4. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. 2012 |
Печатные пособия | Дидактические раздаточные материалы «Обучение грамоте 1 класс» Раздаточные материалы по чтению 1класс (Тикунова Л.И.) Комплект таблиц «Литературное чтение 1 класс» Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, опреде лённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. |
Технические средства обучения | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления кар тинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный. |
Игры и игрушки | Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины |
Оборудование класса | Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Экранно – звуковые пособия | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведе ний. Комплект аудиокниг Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD) Комплект мультимедийный средств обучения по курсу содержанию обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...
Рабочая программа 1 класс "Школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа 1 класс Школа России математика
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебн...