Сенсорное развитие
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Занятие проводилось со Фёдоровым Артёмом, возраст 11 мес.Уровень развития 9-8 месяцев.
Тема: «Раз, два, три, четыре, пять- будем с Темой мы играть».
Цель:
- Совершенствовать зрительную и осязательную активность.
- Совершенствовать движения рук ребенка, способствовать накоплению сенсорных впечатлений.
- Учить выполнять простейшие действия с предметами.
- Способствовать развитию общих движений.
Задачи:
- Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, учить выполнять действия по подражанию.
- Формировать представление о предметном мире.
- Стимулировать эмоциональное общение.
- Развивать тактильные ощущения.
- Развивать общую, мелкую моторику.
- Учить понимать элементарные инструкции: «Дай мне ручку», «Иди ко мне».
- Стимулировать речевую активность.
- Воспитывать у ребенка навык совместной работы.
Ход занятия.
Ребёнка кто-то приносит в место проведения занятия, держит его на руках.
Воспитатель, проводящий занятие, общается с ним: «Здравствуй, Тёма. Давай поздороваемся с тобой за ручку». Сначала без жеста: «Дай мне ручку», - затем помогающий жест – рука навстречу к ребёнку. Инструкция повторяется. «Здравствуй, здравствуй, Тёмочка. Какой ты хороший мальчик!» (рукой ребёнка погладить его по головке). «Иди ко мне на ручки» - позвать его. «Давай с тобой поиграем:
Тра-та –тушки (2 раза), едет Тёма на подушке.
На подушечке верхом. Бух – с подушки кувырком - расшевелить ребёнка, вызвать у него улыбку.
А теперь поиграем с ладошками (сесть на стул, посадить Тёму на колени лицом к себе.
«Дай мне твои ручки: Ладушки, ладушки, испечём оладушки.
Испечём оладушки мы для нашей бабушки. Вот.
Сделай ладушки сам» – помочь ребёнку, повторить вместе с ним.
Хлоп, хлоп, моя ладошка. Хлоп-похлоп, моя хлопошка» -можно попробовать обеими руками.
2 Развитие тактильных ощущений
Показать шарик, назвать его, а затем покатить: «Тёма, лови шарик». Совместно с рукой ребёнка погладить шарик, покатать его в ладошках, сопровождая речью: «шарик круглый, гладкий. Вот какой круглый, гладкий шарик». После этого достать другой шарик: «Ещё шариК, лови. Ой, какой он колючий» Также прокатать его в ладошках и погладить, потрогать указательным пальчиком, произнося: «Ой, ай –колючий шарик, брось его в коробочку.
А теперь этот шарик брось в коробочку. Молодец, Тёмочка, собрал все шарики»
«А где тут у нас зеркало, давай поищем» - поднести на руках, но дать возможность сделать ребёнку несколько шагов, опираясь на руки воспитателя. «Кто это там? Это Тема. А это Ира (или тётя) – рукой показать на себя. А где Тёма? Вот он Тёма – руку ребёнка к его груди. Вырастет большой – поднять обе ручки вверх – вот такой большой, хороший – погладить его рукой по головке (важно, чтобы в это время Тёма смотрел на себя в зеркале). Взять мальчика на руки, повернуть к себе и ещё раз сказать, показывая рукой: Вот Тёма, а вот Ира (или тётя).
Затем посадить мальчика за стол. Достать платок, дать возможность ребёнку рассмотреть его, поднять, опустить, после этого провести игру «Прятки» - накрыть голову мальчика и спросить: «Где Тёма?» . После того как он стянет платок, радостно сообщить: «Вот он Тёма». Аналогично: «Где Ира?» .
3. Развитие слухового восприятия.
Воспитатель достаёт бубен, показывает его малышу, называет, ударяет по нему рукой, произносит звукоподражание: бом-бом-бом. Предлагает сделать это совместно, помогает ребёнку: бом-бом-бом. «Тили-тили-тили бом, загорелся кошкин дом» - одной и другой ручкой. А теперь сам поиграй. Как звенит бубен? Бом-бом-бом.
По аналогии с барабаном:
Барабан, а теперь послушаем какая песенка у барабана: та-та-та.
Произвести подражательные движения рукой, а затем молоточком.
4. игра «Султанчики»
Ой, смотри какая красивая у меня игрушка! Дай мне ладошку: кап-кап-кап
На головку кап-кап-кап.
Дать в руку- на другую кап-кап-кап.
Возьми в другую –поиграем с султанчиками ( вверх, в стороны).
5. игра "Сделаем погремушку»
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью.
Тема, смотри что у меня есть- разноцветные камешки! Сейчас мы с тобой будем бросать их в бутылочку.
Смотри как я это делаю-Бах! Упал камешек.
Возьми (его рукой) Бах! Упал камешек. (3 раза).
Сделаем : прыг-скок.
А теперь мы их высыпем.
6. игра «Собери шарики»
Посмотри, какие у меня есть шарики, ой! Покатились шарики!
Пойдем их собирать!
Игра с коробочкой – подтянуть коробочку за ленточку.
7. Кто же в гости к нам пришел?
Формирование представлений о предметном мире.
Цель: познакомит ребёнка с игрушечной собачкой, учить запоминать её название и выполнять совместно с воспитателем некоторые игровые действия.
Держа ребёнка за руки, подвести его к столу посадить на стульчик, На столе под платком собачка. Давай посмотрим, кто там спрятался? Тёма сдёргивает платок. «Это собачка, ава. Ав-ав-ав, лает собачка.
Давай мы её погладим по головке, по спинке.
Потрогаем её носик. Покажем ей косточку и покормим. Вот её ротик.На, собачка, кушай. Ам-ам, кушает собачка. Как она кушает: Ам_ам, показать пальцами рук. А теперь помашем её ручкой,
До свидания, собачка, пока, пока. Убежала собачка.
8. Упражнение на фитболе , регулирующее мышечный тонус, захват предметов. «Хватай-ка зайку».
А что теперь мы будем делать? Будем с мячиком играть!
Посмотри, какой мячик: -Давай с тобой его похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп!
Прыг-прыг-прыг!
Ложись на мячик- покатаемся: вперед-назад.
-возьми игрушку
-дай мне игрушку
Какой хороший мячик! Как хорошо мы с ним поиграли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
Оценка развития предметно-практической деятельности и сенсорного развития
Критерии для отслеживания предметно-практической деятельности и сенсорного развития обучающихся с ОВЗ (У/О)...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
«Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста как фактор их успешности в обучении. Сенсорная коробка»
Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...