Воспитание у младших школьников любви к культуре русского народа средствами художественной литературы и изобразительного искусства
статья (1 класс) по теме

Коржеманова Анастасия Петровна

Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание школьников. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Эта проблема, в данный момент, очень актуальна, т.к. нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”.

Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_korzhemanova_a._p.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коржеманова Анастасия Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района Омской области»

 «Воспитание у младших школьников любви к  культуре русского народа  средствами художественной литературы и изобразительного искусства».

Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание школьников. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Эта проблема, в данный момент, очень актуальна, т.к. нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”.

Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Знакомство детей с культурой русского народа, приобщение их к красоте и богатству народного декоративно – прикладного искусства и литературы, укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному краю, к Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

На уроках  используются следующие  виды деятельности: 

- проблемно-развивающее обучение, 
- работа в малых группах, 
- проектно-исследовательская деятельность, 
- игровые технологии (деловые игры и путешествия), 
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), 
- задания творческого и нестандартного характера. 

В учебной и внеурочной деятельности работа с детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства.

Помимо разнообразия форм организации образовательного процесса, нужно обратить внимание на содержание учебников. Естественно, что больше всего материала, который можно использовать в целях нравственного просвещения, содержится в книгах для детей. В этом плане велика роль литературного чтения.

Литература - это учебник жизни и побудитель к духовной работе. Патриотизм, любовь к родному народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Ещё К.Д. Ушинский советовал растить детей на произведениях народного творчества , с помощью которых ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обрядами, обычаями, учится распознавать добро и зло, помогать и защищать слабых.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на поступки и чувства ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Пример из учебника В.Г. Горецкой Азбука, 1 класс, Школа России, ч.2 стр. 19

Детям предлагается прочитать рассказ Л.Н. Толстого.  Как ты помогаешь своим родителям, бабушке и дедушке? Здесь же можно задать вопрос : «Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп»- как вы понимаете эти слова?  Какой совет вы бы хотели дать мальчику?

Таким образом, при чтении произведений детской литературы, обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие обучающимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. В данных рассказах героями являются их ровесники, поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определённые выводы.

Народные сказки способствуют формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, надёжный). В сказках закрепились самые важные в жизни понятия - о добре и зле, о правилах поведения  людей по отношению друг к другу.

Знакомство на уроках чтения младших школьников с пословицами и поговорками позволяет раскрыть этические нормы жизни народа.

Пример из учебника Л.Ф. Климановой Литературное чтение, 1 класс, Школа России, ч.1 стр.22-23

Детям предлагается прочитать высказывания, обсудить с родителями, выбрать наиболее понравившееся высказывание, составить несколько предложений о том, как его поняли.

Воспитание у младших школьников любви к  культуре русского народа  возможно не только изучением художественной литературы, но и средствами изобразительного искусства.

Пример картина  «Богатыри» В.М. Васнецова написана по мотивам былин - произведениям устного народного творчества на героические темы. Черты, присущие русскому воинству  персонифицированы в трёх героях, это сила, мужество, любовь к Отечеству. Художник использует былинные образы для того, чтобы донести идею патриотизма в эмоциональной, яркой, запоминающейся форме. Кто изображён на картине? Какие чувства вызывает картина?

Так же большое значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами. Важную роль играет роль самого учителя.

В процессе чтения рассказов, сказок, былин, а так же при знакомстве с произведениями изобразительного искусства, у детей складываются представления о человеке, который проявляет заботу об окружающих людях, о товарищах,  родных и близких попавших в беду, оказывает помощь по велению сердца, не ожидая похвалы или награды.

Таким образом, с помощью произведений художественной литературы и изобразительного искусства при обучении, у младших школьников формируется   ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, формируется чувство сопричастности к истории и ответственность за свою страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".

Педагогическая  лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

Воспитание у младших школьников чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.

Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов,  является воспитание у детей чувства  любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам....

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Статья по развитию речи младших школьниковпосредством различных видов работна уроках русского языка и литературного чтения....

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство челов...