РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья
Статья по развитию речи младших школьников
посредством различных видов работ
на уроках русского языка и литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор разработчик: Горохова М.С.,
учитель начальных классов.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Всем этим ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).
Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит для школьника средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Есть несколько условий, без которых невозможно успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно. Например, письмо другу, текст открытки для близкого человека, рецепт блюда для знакомых и т.д.
Второе условие любого речевого высказывания - это тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Например, если это подготовка к сочинению, то чтение дополнительно художественных произведений на заданную тему, собственные наблюдения, следовательно, накопление словарного запаса.
Третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду, т.е также работа с художественными произведениями различных жанров, их анализ, умение видеть языковые средства и цель их употребления в тексте.
В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное "чувство языка", на которое и опирается методика обучения.
Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устноразговорной, стилями и жанрами.
Третья задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления:
работа над словом (лексический уровень),
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).
Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.
Работа по данным направлениям ведётся со школьниками уже с первого класса. Это и работа с различными видами словарей: орфоэпическим, орфографическим, толковым, словарём синонимов и антонимов. Это и работа с деформированными предложениями (составить предложение из предложенных слов). Составление собственных предложений с использованием одного-двух предложенных слов. Это составление устных рассказов по сюжетным и предметным иллюстрациям. Также составление своих загадок, небылиц, продолжений к сказкам, историй о буквах, их оживление и т.д. Это инсценировка стихов, сказок, выразительное их прочтение. Это заучивание стихов, пересказ небольших художественных произведений. Это развёрнутость и полнота ответов школьников на уроках.
Данные виды работы способствуют развитию связной речи учащихся. Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и делится на части, связанные между собой.
Программа «Школа России» позволяет реализовывать на практике выше озвученные упражнения. В качестве дополнительных заданий, направленных на развитие речи школьников используются следующие.
№1 Назови профессию того:
- Кто пишет музыку,
- Кто делает торты,
- Кто сочиняет стихи,
- Кто печёт хлеб.
№2 подбери как можно больше синонимов к каждому из данных слов:
- Бездельник – (лодырь, лентяй, лоботряс),
- Идти – (ходить, шагать, топать),
- Плакать – (рыдать, реветь, хныкать).
№3 К данным словам подбери антонимы. Обрати внимание на значение слова.
- Худой (человек) – (толстый),
- Худой (карман) – (целый),
- Близкий (путь) – (далёкий),
- Близкий (человек) – (чужой).
№4 Составь слова из предложенных букв: О Р К Б А С Н Т.
№5 «Кто быстрее?» Составь и запиши 10 слов – названий предметов, начинающихся с буквы Р.
№6 «Одним словом» замени выражение одним словом-синонимом.
- Жить душа в душу – (дружно),
- Повесть нос – (загрустить)
- Хоть пруд пруди – (много).
Для учащихся представляют сложность задания, связанные с переносным значением слова, задания, в которых используются слова из их пассивного словаря, задания, направленные на изменения выражения одним словом или наоборот, задания, направленные на пояснение значения слова.
Используемая литература:
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958, - 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 156 с.
- Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие 2 класс/ Т.Н. Соколова. М.: Росткнига, 2009. – 80 с.
- http://xreferat.ru/Xreferat.ruРефераты по педагогике Речевое развитие младших школьников.
- http://gondak.siteedit.ru/ Развитие речи младших школьников. Гондак О.В., учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.
Уважаемые педагоги, вы можете использовать эту презентацию для выступления на школьных и районных методических семинарах, а так же на родительском собрании.Можете изучить презен...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".
Педагогическая лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).
Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья»....
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Игра «Отвечай на букву...», которая поможет разнообразить проведение минутки чистописания на уроках русского языка в начальной школе....
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы.
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы....