Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.
статья на тему
Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomosch-detyamrtf.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Введение.
2. Профориентация воспитанников детских домов
2.1. Сущность профориентациоиной работы
2.2.Профориентационная работа с воспитанниками детских домов
З .Заключение
4. Список испольвоваиной литературы
1. Введение.
Подготовка воспитаиников детских домов к самостоятельной жизни-основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адам ации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложныгм процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
2.Профориентацня воспитанников детских домов
2.1.Сущность профориентациоиной работы.
Профессиональная ориентация- это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призваиному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы .проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансироваиной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи. Цели про фориентацiш продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Традиционно профориентация строится на основе «триады»:
-1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой : «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитаняиков); - 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» ( способности, знания, умения , навыки); -3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО 11АДОэ> (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).
Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей сирот являются следующие:
- Социальные - способствуют становлению члена общества, готового к еамореализации;
- Экономические - регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;
-Личностные - формируют качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успептной работы;
-Воспитательные - воспитывают трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально-личностные качества;
-Образовательные- дают знания о мире профессий и отдельных специальностях;
-Мотивационные- мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.
Направления деятельности системы профориентационной работы:
1) Профессиональное просвещение;
2) Профессиональная диагностика;
3) Профессиональная консультация;
4) Профессиональный отбор;
5) Профессиональная адаптация;
б) Профессиональное воспитание.
Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:
1. Информацивнньтй аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспиташппсов всесторонней информацией а существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.
2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.
3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направлеиности, выработку интереса и стремления к выбору определёиной профессии, а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.
Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:
1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии„ черт характера, темперамента, состояния здоровья.
2.Профессиональная консультация .Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных особенностей консультируемого.
Профессиональные консультации бывают двух видов -индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций - взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.
1. Профессиональный отбор - проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
2. Профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций а возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям. 3. Профессиональная информация - ознакомление профориенгируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
4. Психологическая диагностика проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям выбранной профессии, выявления потребности в пеихокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.
Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора;
- когнитиавный - степень представления человека об индивидуальных психофизических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,
- мотивациоино-потребностный - характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
- деятельно-практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований длиной профессии, владение основными приёмами работы.
В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитаг шика детского дома:
-«Я» - знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям,
-« Роль» - позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом, -«Работа» - собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома,
-«Карьера» - осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности. Специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворёиности трудом,
-«Переход» - развитие качеств личности и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.
Основой профориентации является её психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций_ Различают следующие виды консультаций:
- справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования приёма на работу или учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
- диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
- медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.
Для профессиональной диагностики личности воспитаиника детского дома используются следующие методы и формы работы:
1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (через прямую связь между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным ( посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).
2. Анализ документов и результатов деятельности:
-личные дела,
-итоги медицинских обследований,
-классные журналы,
-творческие сочинения, изделия
З.Анализ практический действий воспитанников в детском доме.
4.Метод анкетирования.
5.Беседы- интервью.
6.Педагогический эксперимент.
7.Метод сравнения.
В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную реализацшо. В их число входят:
- Особенность усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;
-Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики.
- Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;
-Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.
Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно использовать различные методики.
В ходе психолого-педагогической профориентациоиной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребёнка, которая включает в себя следующие разделы:
• Анкетные данные;
• Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития,
• Сведения о развитии и изменениях интересов,
• Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникативных навыков;
• Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.
2.2. Профориеитационная работа с воспитанниками детских домов
Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей- сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви х ней.
Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым важным этапом в профессиональной ориентации детей- сирот. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с её индивидуальными особенностями и недостатками.
Формы профориентатцлгонной работы с воспитанниками младшего возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, занятия в кружках по интересам-музыкальных, рисования, танцевальных и т.д. В кружках есть возможность для создания условий и развития творческих способностей. На данном этапе возможно достичь решения следующих задач:
• Формирование общей положительной установки на труд,
• Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом,
• Формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склоиностям ребёнка со стороны персонала учреждения.
На следующем этапе среднего школьного возраста дети- сироты должны включаться в общественно- полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельости.
Основные задачи про фориентационной работы в этот период следующие:
• Формирование трудового стереотипа;
• Общетрудовая подготовка;
• Стимулирование психического и физического развития;
• Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.
Формы профориентационной работы на данном этапе содержат:
Трудовые пробы; общетрудовая подготовка; вбществеино-полезный труд; ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.
На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.
К основным задачам профориентациоиной работы данного этапа следует отнести:
*Формирование общетрудовых навыков и умений;
*Формирование профессиональных планов;
*Индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.
В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видан труда непосредственно в учебных мастерских. Формы прфориентацщонной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.
На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.
Основные задачи профориентационной работы данного этапа:
* Формирование адекватных профессиональных планов;
* Предпрофильная подготовка;
* Расширение социальны связей воспитаиников;
* Социально- средавая ориентировка;
* Консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
* Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.
Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитаиника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и т.д.
Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно- производственные комбиндiъi, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в сужбу занятости...
Основные виды мероприятий профориентаццоиной работы в рамках детских учреждении для детей- сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:
- Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков, умении, знаний;
-Медицинские - диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;
-Социальные - расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.
3. Заключение
Педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребёнка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая-развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребёнка. Актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких образовательных учреждений -формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитаиники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентациоиная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни ( и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и различных « соблазнов».
Таким образом, профориентациоиная работа - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение сегодняшних острых социальных проблем.
Список использованной литературы:
1 .Маленкова Н.Л., Коррильо Линд К.А. Программа профориентационного цикла <сАзбука профессий». Москва 2012
2 .Пряжкикова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования, Академия, 2011
3.Резапеина Г.В. Классные часы «Беседы о самоопределении»,Академия 2011
4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение «Выбор профиля обучения иирофессии», Академия 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....