Программа "Школа будущего первоклассника"
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Сосновка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего первоклассника»
2014 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Школа будущего первоклассника» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Программу разработала учитель-логопед | Полынкова К.А. |
4 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задачи программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | 11.01.2014-24.05.2014 гг |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6,5-7 -летнего возраста |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы:
- группы формируются из детей 6,5-7 летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 10 занятий (январь - май);
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 35 минут;
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками». Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
1.Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
2. Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
3. Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
- «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
- .Развитие слухового и зрительного восприятия
- .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- .Развитие слуховой и зрительной памяти
- .Развитие мышления и речи
- .Развитие общей и мелкой моторики
- .Совершенствование коммуникативных навыков
- .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- .Совершенствование навыков монологической речи
- .Совершенствование навыков диалогической речи
- .Развитие мимики и пантомимики
- .Развитие фантазии и воображения
- .Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- .Развитие творческих способностей
- .Формирование эмоционально-волевой сферы
- .Формирование этических представлений
- .Повышение уверенности в себе
- .Научить принимать решения
План занятий
- «Математика»-20 часов
- «Основы грамоты»-20 часов
Тематический план занятий
курса «Математика»
№ п/п | дата | Тема занятия | Цель занятия |
1. | 11.01.14 | Путешествие в Царство математики | Выявление математических представлений детей. Свойства предметов: цвет, форма, размер. |
2. | 18.01.14 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет |
3. | 25.01.14 | Игры на сравнение предметов. Танграмм | Счёт в пределах 10.Сравнение групп предметов по количеству. Понятия больше, меньше, столько же. Знаки >, <, =. |
4. | 01.02.14 | Сра Сравнение количества предметов на наглядной основе. Танграмм | Соотношение количества предметов между двумя группами |
5. | 08.02.14 | Геометрические фигуры. Танграмм | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать |
6. | 15.02.14 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. Танграмм | Конструирование фигур по заданному образцу |
7. | 22.02.14 | Путешествие по городу | Пространственные отношения: слева, справа. Ориентировка на листе в клетку. |
8. | 01.03.14 | Ориентировка на листе бумаги в клетку | Пространственное ориентирование по клеткам |
9. | 08.03.14 | Русская народная сказка «Теремок». (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под) | Пространственные отношения: слева, справа, на, над, под. Ориентировка на листе. |
10. | 15.03.14 | Представление « один – много» | Соотношение количества предметов между разными группами |
11. | 22.03.14 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Дни недели. |
12. | 29.03.14 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Дни недели |
13. | 05.04.14 | Ориентировка во времени | Сутки, неделя, месяц |
14. | 12.04.14 | Ориентировка во времени | Сутки, неделя, месяц |
15. | 19.04.14 | Путешествие по сказке « Репка» | Понятия «перед, за, между, после» |
16. | 26.04.14 | Решение задач на нахождение суммы | Знакомство с математическим знаком + |
17. | 03.05.14 | Решение логических задач | Счёт предметов в пределах 10. |
18. | 10.05.14 | Мы рисуем картину. | Счёт в пределах 10. Понятия длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже. |
19. | 17.05.14 | Решение задач | Счёт в пределах 10. |
20. | 24.05.14 | Математическая викторина | Обобщение полученных знаний. |
Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
№ п/п | дата | Тема занятия | Цель занятия |
1. | 11.01.14 | Речь. Для чего нужна речь. | Обведение по точкам контура рисунка |
2. | 18.01.14 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий и овалов. | Знакомство с линовкой |
3. | 25.01.14 | В стране слов и слогов. Деление слов на слоги. Игра «Раздели слово на части». | Деление слов на слоги. Схемы слов |
4. | 01.02.14 | В стране слов и слогов. Деление слов на слоги. Игра «Раздели слово на части». | Деление слов на слоги. Схемы слов |
5. | 08.02.14 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками. Р.р. « Теремок» | Развитие фонематического слуха. Пересказ сказки по картинкам. |
6. | 15.02.14 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. Р.Р. « Заюшкина избушка» | Соотношение звуков и знаков Пересказ сказки по картинкам. |
7. | 22.02.14 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Р.р. « Петушок и бобовое зёрнышко» | Обведение по точкам контура рисунка. Пересказ сказки по картинкам. |
8. | 01.03.14 | Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» | Развитие пространственного представления на линованной бумаге |
9. | 08.03.14 | Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета |
10. | 15.03.14 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
11. | 22.03.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Сказки К.И.Чуковского | Обведение по точкам контура рисунка. Пересказ сказки по картинкам. |
12. | 29.03.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Сказки К.И.Чуковского | Обведение по точкам контура рисунка.Пересказ сказки по картинкам. |
13. | 05.04.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Сказки К.И.Чуковского | Обведение по точкам контура рисунка.Пересказ сказки по картинкам. |
14. | 12.04.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Сказки К.И.Чуковского | Обведение по точкам контура рисунка. Пересказ сказки по картинкам. |
15. | 19.04.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Сказки К.И.Чуковского | Нарисуй точно такую же картинку. |
16. | 26.04.14 | Буква и звук. Деление слов на слоги. Викторина по сказкам К.И.Чуковского. | Продолжи узор. |
17. | 03.05.14 | Звуки речи. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ сказки самостоятельно и по вопросам. | Штриховка. |
18. | 10.05.14 | Понятие предложения. Схема предложения. Составление рассказа по картине. | Обводка по шаблонам геометрических фигур и штриховка в разных направлениях. |
19. | 17.05.14 | Составление предложений по схеме. Пословицы. | Обводка по шаблонам геометрических фигур, составление композиции и штриховка. |
20. | 24.05.14 | Итоговое занятие |
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1 | Аппликация « Павлин» | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. |
2 | «Радуга над полянкой», «бабочка» | Использование красок ,технику складывания листа пополам |
3 | Оригами «Лебедь» | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата |
4 | Раскрашивание шаблона «Яйцо» | Знакомство с техникой росписи на бумаге. |
5 | Аппликация по шаблону «Грибок» | работа по шаблону и образцу |
6 | Конструирование «Домик у дороги» | Аппликация из геометрических фигур |
7 | Рисование «Дерево» | Знакомство с техникой «по-мокрому листу» |
8 | Рисование Медвежонка на поляне | Развитие творческой инициативы |
9 | Мозаика «Кораблик» | Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги» |
10 | Коллективная работа «Панно из наших ладошек» | Умение работать в группе |
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
- Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа будущего первоклассника"
Все мы знаем,что первыоклассники сталкиваются с проблемой адоптации в школе,поэтому я разработала небольшую программу для будущих первоклассников. Так же предлагаю 6 конспектов занятий по курсу "Основ...
Программа школы будущего первоклассника
Цели и задачи: 1. Основными целями работы Школы являются:2. развитие личности ребенка;3. разносторонняя подготовка детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении;4. развитие...
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...
Интегрированная программа "Школа будущего первоклассника"
Данная программа представляет систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия стимулирующие познавательные интересы детей....
Образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.В рамках программы разработан...
Программа школы будущего первоклассника
Программа предназначена для работы с будущими первоклассниками и их родителями....