Интегрированная программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа по теме

Данная программа представляет систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия стимулирующие познавательные интересы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shbp.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная программа

 «Школа будущего первоклассника».

Составитель: Земскова Светлана Николаевна

 ( учитель начальных классов прогимназии № 15 г. Шарьи)

Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы, школьными психологами, направленной на осуществление преемственности между детским садом и школой.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, определённые уже школьные, но ещё детские отношения.

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована, как проблема несколько десятилетий назад. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить поступательный переход ребёнка из детского сада в школу.

Изучив вопросы теории по данной теме, мы выделили наиболее приемлемые для нашей прогимназии основополагающие идеи:

  1. создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  2. создание системы занятий, обеспечивающей преемственность в содержании образования, методах и формах организации;
  3. формирование психологической готовности у детей к школе.

В своей работе с дошкольниками мы учитываем идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Программа реализуется в МОУ прогимназии № 15 города Шарьи Костромской области. Данное учреждение было основано в 1987 году, а с 1996 года ему был присвоен статус прогимназии. Реализация программы в учреждении типа «детский сад – школа» считается наиболее удобной и продуктивной, т. к. в этих условиях позволяется оптимально осуществить преемственность не только в содержании образования, но и в способах организации учебной деятельности учащихся, учёте индивидуальных психолого-физиологических особенностей детей. Данная программа может быть реализована в учреждениях другого типа, для этого она должна быть преобразована, адаптирована под учреждение.

Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.

Задачи:

  1. проведение  занятий, направленных на формирование «портрета класса»;
  2. организация сотрудничества с психологом по выявлению причин тревожности у детей (если они есть);
  3. сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.

Исходя из данных, задач мы выстроили систему работы по подготовке детей к обучению в школе. Она включает в себя 2 этапа: подготовительный и основной. 

Подготовительный этап (октябрь-декабрь):

  1. Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в гимназию. Были проведены 3 экскурсии: первая – ознакомление детей с условиями (в класс), в которых протекает учебная деятельность в начальной школе; вторая – в школьную библиотеку, где детям были представлены в игровой форме различные способы работы с печатными источниками; третья – посещение детьми детского сада итоговой торжественной линейки школьников. Так же было проведено совместно с учащимися 4 класса познавательно-развлекательное мероприятие  «Я – ученик!», способствующее повышению у детей детского сада мотивации к учению в школе, знакомству с правилами школьной жизни.

  1. Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду. Этап необходимый для формирования будущего «портрета класса» в естественных для детей условиях, осуществления преемственности при переходе дошкольников в школу.

  1. Посещение родителями и воспитателями уроков в 1 и 4 классах. Выстраивание преемственности в формах организации, методах и приёмах должно осуществляться не только теоретически, но и через наблюдения на практике. Выстраивание системы взаимопосещений уроков даёт возможность оценить педагогам свою деятельность, совершенствовать её.

  1. Проведение семинаров по преемственности программы обучения детей с воспитателями детского сада. В дошкольных группах с 1987 года реализуется программа Л. Венгера «Развитие». Начальное звено работает по программе Эльконина – Давыдова. Ранее считалось, что программы преемственны друг с другом, но, приобретя достаточный опыт работы, мы пришли к выводу, что необходимо в ходе подготовки детей к школе воспитателям детского сада больше уделять внимания обучению детей грамоте (не обязательно выводить детей на чтение, что является обязательным требованием программы «Развитие», а больше уделять внимания звуковому анализу слов), пришли к единому обозначению звуков при составлении звуковых моделей слов, выстроили систему развития у детей дошкольного и школьного возраста логического мышления в содержании обучения, в использовании развивающих методов и методических приёмов.

  1. Проведение стартового родительского собрания (знакомство родителей с учителем и друг с другом; сообщение учителя о принципах, целях и методах работы личностно-ориентированного подготовительного к школе класса; анализ интересов и возможностей участия семей в работе; обсуждение организационных вопросов; список необходимых ребёнку  для занятий материалов). Часто, учителя, начинающие работу с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с повышенной тревожностью у родителей по поводу перехода их детей на новую ступень обучения. Родительская тревожность влечёт повышение тревожности у детей. Она проявляется во фразах родителей по отношению к ребёнку, в настроении, в сомнениях, относительно способностей детей. Целью проведения данного собрания вижу необходимость снижения родительской тревожности через информирование родителей о предстоящем обучении детей, создание атмосферы комфортного общения родителей друг с другом и с учителем, вовлечение родителей в совместную работу с педагогом.

  1. Организация группы кратковременного пребывания детей, не посещающих прогимназию. В 1 класс поступают дети не только из данного образовательного учреждения. Организация группы кратковременного пребывания неорганизованных детей способствует не только их развитию, но и вовлечению в работу «Школы будущего первоклассника».
  2. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями. Консультации проводились по субботам с 10 до 12 часов. Родители обращались с вопросами, которые в дальнейшем послужили основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.

Основной этап (январь-май):

  1. Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия проводились в классе 1 раз в неделю, всего 20 занятий. Длительность занятия 35 минут, которые включают в себя использование 2-х динамических пауз. Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра, занятия включали в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребёнка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности. Для активизации детей на занятиях была выбрана система поощрений учащихся с помощью фишек. Фишки выдавались за правильно выполненные задания или за оригинальные, необычные способы решения проблемных ситуаций. Ребёнок, получивший 3 фишки, награждается медалью «Умник». Такая система поощрения помогла не только активизировать детей, но и оценить родителям учебные умения собственного ребёнка.
  2. Проведение индивидуальных занятий психолога с детьми. В ходе работы «Школы будущего первоклассника», у некоторых детей  были выявлены проблемы, связанные с повышенной тревожностью перед предстоящим обучением, нежеланием идти в школу, гиперактивностью отдельных детей, слабым развитием моторики. Для выявления причин данных проблем была организована работа с психологом.
  3. Заполнение «Карты школьной зрелости». 

Поскольку класс сформирован, мы решили на каждого ребёнка составить диагностическую карту, которая поможет нам отследить интеллектуальную готовность и психологическое развитие детей. Первая графа заполняется на начало обучения в подготовительном классе (январь) совместно с воспитателями детского сада. Вторая графа заполняется учителем по окончанию работы «Школы будущих первоклассников».

Бланки результатов наблюдения по обоим разделам представлены для удобства работы в виде таблицы, параметры наблюдения в таблице выражены утверждениями. Мы не рассматриваем данные утверждения, как абсолютно исчерпывающие все возможные описания деятельности ребёнка. Это лишь определённые углы зрения, позволяющие отслеживать нам наиболее важные моменты его индивидуального развития.

Все параметры бланка наблюдений «Психологический портрет будущего первоклассника» можно разделить на 4 крупных блока:

1 желание учиться в школе;

2 – навыки учебного сотрудничества (с детьми, с учителем, связность речи);

3 – самостоятельность и произвольность поведения (произвольность, рефлексивность, ответственность, самостоятельность);

4 – психофизическое развитие (мелкая моторика,  устойчивость внимания, распределение внимания, наблюдательность, память, познавательная активность).

Параметры наблюдений бланка «Интеллектуальная готовность к школе»:

1. Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок.                  

2. Умеет сравнивать предметы, явления.

  1. Умеет правильно пользоваться рукой при письме.
  2. Умеет, развернуто и аргументировано отвечать на вопросы.
  3. Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  4. Умеет находить слова с определенным звуком, различает звуки на слух.
  5. Умеет членить слова на слоги.

8. Умеет определять место звука в слове.

9. Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать
содержание небольших текстов.

10. Умеет составлять (читать) схемы слов, предложений.

11. Умеет выделять признаки предмета.

12. Умеет различать и называть геометрические фигуры.

13. Умеет ориентироваться на листе клеточной бумаги.

14. Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников
фигуры большого размера.

15. Умеет называть числа в прямом и обратном порядке.

16. Умеет осуществлять основные действия при решении задач.

17.Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры.

18.Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

19.Умеет называть и писать цифры 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

20. Умеет соотносить цифру и число предметов.

21.Умеет делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

22.Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

Ответы на утверждение: «да» - +, «нет» - - ,  «сомневаюсь» - *.

Данные диагностической карты позволили составить характеристику класса, которая в свою очередь способствует продуктивному планированию работы в 1 классе, с учётом индивидуальных возможностей детей. Были выявлены трудности в умениях выполнять звуковой анализ слов, словарный запас многих детей достаточно скуден, отмечаются трудности в ориентировке на клетчатом листе бумаги, при заучивании стихов наизусть. Но больше всего удивило слабое формирование кисти детей. 68 % детей набранного класса имеют те или иные проблемы: 56% детей держат ручку не правильно, что является следствием бесконтрольности со стороны воспитателей за положением в руке карандаша ещё в дошкольном возрасте; 14 % детей не могут контролировать степень нажима и т.д.

  1. Проведение родительского собрания «Развивающие возможности системы обучения Эльконина-Давыдова, знакомство с УМК».
  2. Организация посещений родителями подготовительных занятий.
  3. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями.
  4. Проведение итогового родительского собрания (сообщение учителя о работе «Школы будущего первоклассника», рекомендации родителям на летний период и т.д.). На собрании не были подведены итоги работы «Школы будущего первоклассника», т.к. итоги могут быть подведены лишь в конце 1 полугодия обучения детей в 1 классе по результатам адаптации детей к школе. На собрании я постаралась рассказать родителям, какой путь к школе мы проделали вместе с их детьми, каких успехов они добились, какие трудности возникли (в индивидуальной беседе с родителями).

     Перед тем, как перейти к содержанию подготовительных занятий, хотелось бы отметить, что мы попытались выстроить программу преемственно программе «Развитие» Венгера, а именно осуществить преемственность не только в содержании, но и в методах и приёмах организации процесса обучения. Совместно с психологом и логопедом осуществляли подбор упражнений на развитие у детей мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, эмоциональной и мотивационной сферы, произвольности, самооценки, т.к. именно эти параметры, на наш взгляд, свидетельствуют о школьной зрелости ребёнка, и развитие именно этих процессов стало для нас доминантным при отборе содержания учебного материала для подготовительных занятий.

В программе содержание занятий распределено по блокам, их содержание направлено на выявление стартовых возможностей детей (портрет класса).

Учебная программа подготовительных занятий включает:

  1. Развитие речи;
  2. Математика;
  3. Рисование;
  4. Развитие мелкой моторики;
  5. Развивающие игры.

Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков, тем самым мы осуществляем интеграцию, так необходимую, на наш взгляд, детям дошкольного возраста, обусловленную развитием психических процессов детей этого возраста.

За счёт интеграции в обучении мы решаем вопросы активизации детей на занятии, снижение утомляемости, продуктивности развития детей.

1. Основу всех занятий составляет развитие речи.

Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес  к речи вообще, привить любовь к книге.

  1. Речь (устная, письменная) – общее представление.
  2. Предложение и слово. Членение речи на предложения, слова, слоги.
  3. Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в слове.
  4. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных.

2. Математика.

Цели и задачи: выявить первоначальные знания о числе  и счете, пространственных и временных представлениях, геометрических фигурах, умения решать задачи.

  1. Сравнение предметов по размеру.
  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Направление движения.
  3. Временные представления.
  4. Сравнение групп предметов.
  5. Прямой и обратный порядковый счёт.
  6. Решение задач.
  7. Работа с геометрическим материалом (конструирование).

3. Рисование.

Цели и задачи: выявить умения детей отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё отношение к окружающему миру.

  1. Отображение окружающей действительности.
  2. Отображение природных явлений.
  3. Отображение геометрических фигур (конструирование).
  4. Рисунки – фантазии.
  5. Рисунки – тесты.

4. Развитие мелкой моторики.

Цели и задачи: способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа.

  1. Развивающие игры.

Цели и задачи: способствовать  формированию приемов игровой деятельности, развитию высокого уровня нравственного становления (воспитанности, культуре поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление, память, речь, самооценку.

Особое место в содержании программы мы отвели развивающим играм, т.к. готовность к школе мы рассматриваем, как определённое развитие психических процессов детей. Мы сочли целесообразным составление «методической копилки» игр, способствующих развитию психических процессов. Это игры на развитие коммуникативных способностей детей, внимания, воображения, логического мышления, речи, памяти. Игры включены в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.

Интегрированная программа занятий отображает поурочное планирование, где задания по разным предметам объединены одной темой, взаимно дополняя и сочетаясь, друг с другом (приложение 1).

Мы считаем удобным такое блочное построение занятий, т.к. для учителя это основа (от чего необходимо оттолкнуться), дающая возможность к творческому конструированию занятия с учётом индивидуальных особенностей класса детей, их возможностей.

Планирование работы с родителями, мы начали с продумывания тем лекториев.

План работы с родителями (лектории).

Цель: - организация всеобуча родителей первых классов по подготовке учащихся к школе;

           - оказание помощи родителям в адаптации учащихся к новым условиям получения образования.

Ноябрь:

  1. Советы психолога «Ваш ребенок пошел в первый класс» (психолог школы).
  2. «Готов ли ваш ребенок к первому классу?» (учитель первого класса).

  Январь:

  1. Дидактические игры в семье как средство развития познавательной деятельности (учитель).
  2. Развитие психических процессов детей 6-7 летнего возраста (психолог).

        Март:

  1. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в начальной школе (ст. медсестра).
  2. Как подобрать школьные принадлежности (учитель).

 

 Апрель:

  1. Психолого-физиологичекая готовность детей к школе.  «Портрет класса» (психолог, логопед, учитель).
  2. Развитие у детей основ самоорганизации как залога успешной учебной деятельности (учитель).
  3. Тест для родителей «Выявление возможности ребёнка принимать и удерживать учебную задачу» как одного из важных критериев готовности к школе.

Данные темы были включены в спланированные родительские собрания, которые были организованы в форме конструктивного диалога, направленного на разрешение возникающих у родителей вопросов.

Нами подготовлены печатные консультации для родителей, проведены  тесты для изучения образовательных потребностей родителей и отношения родителей к ребёнку, как ученику. Так же родители посещали уроки и внеклассные мероприятия в школе. Каждую субботу с 10 до 12 часов индивидуальные консультации для родителей.

Промежуточные выводы и итоги по проделанной работе.

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. И это вполне понятно - ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого буду щего школьника.

Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: фи зическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовность оценивают психологи и педагоги.

Психолог должен дать учителю необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятель ности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления.

Нужно ли учителю проводить еще какую-то допол нительную проверку готовности к школе? Да, нужно обязательно. Но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1-м классе. Их выявление в ходе проделанной работы было необходимо для выстраивания личностно-ориентированного обучения учащихся в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения - намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как уровень развития мышления, воображения, памяти,  речи, восприятия, эмоциональная сферы,  развитие произвольности, мотивационной сферы, самооценки. Учитывая именно эти параметры, был составлен «портрет класса», а выявленные уровни готовности детей к обучению в школе, послужили для разработки планирования работы в 1 классе с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых - спе циальная система заданий, помогающая преодолеть эти недостатки, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приоб рела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика - самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями. Поэтому, мы постарались разработать индивидуально-личностные маршруты развития детей, которые на наш взгляд помогут им самореализоваться в учебной деятельности.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей использовали не только в работе со слабыми детьми, но и с детьми одарёнными, способными. В группе были выявлены типы одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая, спортивная, лидерская. Маршруты развития детей отразили в перспективном планировании учебной деятельности.

Достигнутые результаты хоть и промежуточные, но  очень важные для меня – педагога, начинающего работу с новыми детьми. Возникает ощущение, что этот класс мне уже хорошо знаком. Конечным результатом вижу успешную адаптацию детей к школьному обучению, но об этом будет рассказывать школьный психолог лишь по истечению первого полугодия на очередном педсовете, проведя специальные диагностики.

А пока я уверена, что нашим детям в прогимназии с ласковым названием «Солнышко» будет очень комфортно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок для будущих первоклассников

Урок посвящен первому полету человека в космос.  выпускники начальной школы знакомят малышей с праздником Днем космонавтики и помогают выполнить им задание.Этот урок проходил на дне открытых двер...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Интегрированное занятие « В мире животных» в "Школе будущих первоклассников"

Сегодня мы с вами на занятии будем учиться слушать, развивать артикуляционный аппарат, учиться рифмовать слова, образовывать новые слова, будем разговаривать о животных, отгадывать загадки, соревноват...

Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"

Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...