АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья (3 класс) по теме
В статье обобщен опыт учителя начальных классов, Кудряшовой С.В., по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель представляет систему организации учебно - исследовательской деятельности школьников, показывая, как поэтапно она формирует исследовательские навыки ребят. В статье представлена программа НОО «Юный исследователь», способствующая формированию методов научного познания, навыков самостоятельной научно - исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Гурьевска»
Кемеровской области
Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения.
статья
Гурьевский муниципальный район
2013
Автор-составитель Кудряшова Светлана Викторовна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5 г.Гурьевска» Кемеровской области
Кудряшова, С.В. Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения. [Текст]: статья/ С.В. Кудряшова.- Гурьевск: МБОУ «СОШ №5 г. Гурьевска», 2013- 18 с.
В статье обобщен опыт учителя начальных классов, Кудряшовой С.В., по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель представляет систему организации учебно - исследовательской деятельности школьников, показывая, как поэтапно она формирует исследовательские навыки ребят. В статье представлена программа НОО «Юный исследователь», способствующая формированию методов научного познания, навыков самостоятельной научно - исследовательской работы.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это умение задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок - тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, его которым я объясняю цель исследования, его результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с обучающимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного раза в четверть. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же
объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от « традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дорога);
- опишите один день вашей воображаемой жизни или составьте рассказ, данную концовку (...прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; .. .и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка, мела);
- назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом
процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:
- давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
- подумайте при каких условиях вода превращается в лед и пар.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать к ним вопросы. Другое задание: какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»); либо игра «Угадай, о чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит ветвепад?» Ребёнок отвечает: «Ветвепад происходит осенью» Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.)
Я готовлю .детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения понятиям.
Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 24 обследуемых - 5 человек имели высокий уровень словарного запаса, 14 человек - средний, 5 человек - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание - из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое - ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент - важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов. Я помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и обучающиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за "самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;
- значительно расширяется кругозор обучающихся в предметных областях;
- вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями обучающихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса - рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности , как умения:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять программу действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- сравнивать различные объекты и их совокупности;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Наблюдения за обучающимися показывает, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
«Преподаватель любой учебной дисциплины и любой школы, - утверждал профессор П.Л. Капица, - не должен «натаскивать» обучающихся и «разжевывать» им материал. Он должен ставить перед учеником научную проблему, чтобы к ее решению было несколько подходов, чтобы задачи не имели определенного законченного ответа, поскольку обучающиеся могут по мере своих склонностей и способностей неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса, то есть осуществлять научное исследование».
В «Конвенции модернизации российского образования» говорится о том, что возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся и востребованность применения таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования.
Я считаю, что одной из таких технологий является технология организации исследовательской деятельности школьников.
Поэтому направлением моей работы с обучающимися и стало формирование навыков исследовательской деятельности детей начальных классов.
Целью моей деятельности является развитие и воспитание личности ребенка на основе формирования позитивных жизненных ценностей путем создания условий для реализации внутреннего потенциала в ходе научных поисков и экспериментальных исследований, приобретение младшими школьниками умений и навыков исследовательской деятельности.
В связи с этим я решаю следующие задачи:
- формировать навыки самостоятельной научной работы;
- формировать методы научного познания;
- воспитывать высокие нравственные качества и духовную национальную, культуру;
- обеспечивать личностную самореализацию обучающихся.
Научное познание мира - основная траектория ученика как субъекта.
Считаю, что в условиях современного образования приобщение школьников, в том числе и младших, к методам научного познания как средству формирования и развития надпредметных умений и навыков является одной из центральных задач.
Именно поэтому я твердо уверена в том, что к формированию исследовательской деятельности обучающихся необходимо приступать в начальном звене.
У меня в прошлом был некоторый опыт работы с отдельными обучающимися в рамках программы «Одаренные дети». Эта работа по формированию навыков исследовательской деятельности была успешной. Так в 2001 году Гнездилова Настя (ученица 3 класса) на городской конференции «Живи, Кузнецкая земля!» заняла I место и в этом же году стала призером (III место) областной научно- практической конференции «Живи, Кузнецкая земля!». В 2004 году Ульянов Максим занял I место на городской научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля!». В 2005 году Меньшова Лера и Бойко Катя стали победителями в разных номинациях на городской научно-практической конференции.
Эти результаты, конечно, не могли не радовать, но хотелось чего-то более серьезного, хотелось работать в этом плане со всем классом, целенаправленно, шаг за шагом формируя у ребят навыки исследовательской деятельности. Появилось идея создать кружок «Юный исследователь» на базе моего третьего класса. Так в 2003 году был создан кружок «Юный исследователь». А в 2007 году захотелось реализовать возможности новых своих третьеклассников через научное общество «Юный исследователь».
Членами научного общества стали все мои третьеклассники. Мы разработали Положение о научном обществе, разработали и утвердили права и обязанности членов НОО, сформировали цель, поставили задачи, утвердили содержание и формы работы, разработали планирование на два года. Все это делалось в сотрудничестве с родителями класса, которые с пониманием отнеслись к созданию НОО и готовы были во всем помочь учителю и детям. И я постоянно ощущаю эту помощь. Они сегодня на данном этапе помогают своим детям в подборе литературы, в собрании материалов, в постановке экспериментов, в проведении наблюдений.
Программа работы НОО «Юный исследователь» рассчитана на один
год.
Рассматриваем следующие вопросы:
1. | Цели и задачи научного общества. |
2. | Права и обязанности. |
3. | Выбор эмблемы и девиза. |
4. | Цели и задачи исследовательской работы. |
5. | Выбор темы исследования. |
6. | Цели и задачи исследовательской работы. |
- Подбор литературы для исследовательской работы.
- Знакомство с понятиями: объект исследования, предмет
исследования, гипотеза. - Планирование исследовательской работы.
- Методы исследования.
- Обработка собранных материалов.
- Оформление результатов работы.
- Защита работ.
Результатом нашей работы стали выступления на школьных днях науки и районной научно-практической конференции. Демаева Настя, Синицин Антон, Борисенко Ира стали победителями на школьных днях науки (2009г.). На районной научно-практической конференции Лузина Лиза заняла первое место в номинации «Земляки» с работой «Их именами названы улицы города», Черенева Луиза стала победителем в номинации «Русский язык» с работой «Тайна названий месяцев года» (2009г.), Новосёлов Илья стал победителем в номинации «Экология» с работой «Эта удивительная божья коровка» (2012г.), Оболенский Егор стал призером номинации «Экология» с работой «Тарантул, кто он: друг или враг?» (2012г.)
Новоселов Илья стал победителем в номинации «Земляки» (2013), Королькова Валерия и Александрова Софья заняли 2 место в номинации «Экология» (2013).
Новоселов Илья стал победителем Международного конкурса «Мои первые открытия» (2013), Королькова Валерия и Александрова Софья стали лауреатами этого же конкурса.
Список используемой литературы
Для учителя
- Григорьев, Д. В. Стандарты второго поколения. Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор / П. Степанов. - Москва.: Просвещение, 2010. - 321с. - Гузеев, В.В.Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995.- № 6. - С.16 - 19.
- Зверкова, П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст] / П.К. Зверкова - М.: Издательский центр Академия, 1999г. - 204с.
- Зиновьева, Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: / Е.Е. Зиновьева - М.: Просвещение, 2010. - 5с.
- Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Е. В. Кривобок - Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
- Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков - М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель
// Директор школы. - 1998. - № 3. - 256с.
- Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст] / И. Д. Чечель. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с.
- По лат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. По лат, М. Ю. Бухаркина,
М. В. Моисеева и др.; под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр Академия, 1999г. - 224с. П.Потанина, В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст] / В .Я. Потанина. - М.: Академия, 2009 - 12с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2001. - 152с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа [Текст] / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. - 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....
Активизация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий эффективного обучения
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельно...
Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе...
Методика ведения проектно- исследовательской деятельности на начальном этапе обучения и воспитания в условиях ФГОС.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвует в различных исследовательских работах.Успех исследования зависит от его организации.Исследовательская ра...
Активизация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий эффективного обучения
Организация исследовательской деятельности ребенка на начальном этапе обучения...
Статья "Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС"
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мо...
Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС
Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС «Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Сего...