"Узнаем сами"
проект на тему

Мельник Надежда Сергеевна

Данный материал заимствован (не является авторским). В течение нескольких лет мы с учениками работали по этой программе, создавали проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uznaem_sami-proekty.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

проектной (учебно-исследовательской) деятельности

 «Узнаем сами»

класс 1 -  4

                                 

2010-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации деятельности младших школьников по направлению «проектная (учебно-исследовательская) деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по системе Л.В.Занкова, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная (учебно-исследовательская) деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;
  • развитие психических процессов;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением уроков и предусматривают участие всех учащихся в работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г. определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Требования к уровню знаний и умений обучающихся

Сроки реализации программы: 4 года (1- 4 класс).  

Проектная (учебно-исследовательская) деятельность организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Цель работы над проектами в начальной школе:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Проектная (учебно-исследовательская) деятельность при изучении курса «Окружающий мир»  в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
  •  во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
  •  в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Направления проектной (учебно-исследовательской) деятельности в курсе «Окружающий мир»

Объект исследования: объекты и явления природы

  • Сезонные явления природы
  • Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года  
  • Погода своего региона
  • Минералы и горные породы своей местности
  • Почвы своей местности
  • Дикорастущие растения своего региона
  • Культурные растения своего региона
  • Грибы своей местности
  • Местные виды насекомых
  • Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
  • Местные виды птиц. Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
  • Домашние животные вокруг нас. Поведение домашних животных (на конкретном примере)
  •  Экологические связи в природе
  • Местная экосистема (луг или др.)
  • Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Объект исследования: деятельность человека в природе

  • Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
  • Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
  • Загрязнение местных экосистем
  • Правила поведения в экосистеме
  • Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
  • Природоохранная деятельность человека в своем регионе
  • Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Объект исследования: организм человека

  • Изменение частоты пульса в течение суток
  • Изменение температуры тела в течение дня
  • Режим дня младшего школьника
  • Рациональное питание младшего школьника
  • Источники шума вокруг нас

Объект исследования: игры народов России и мира

  • Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
  • Сезонные игры народов нашего края
  • Сезонные игры народов разных регионов России и мира
  • Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Объект исследования: семейная культура

  • Моя родословная
  • Наш семейный альбом
  • Рецепты домашней кухни

Объект исследования: Россия и мир на карте

  • Имена родного края
  • История в названиях рек, морей, океанов
  • Прошлое в названиях городов России
  • История в названиях городов мира

Объект исследования: великие люди России и мира

  • Памятники города
  • Памятники столицы России
  • Памятники Петрозаводска

Проекты в рамках курсов

«Русский язык» и «Литературное чтение»

Тема: шифры

Подтемы: способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения; книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам, передача тайного смысла в картинах, передача тайного смысла в книгах. Акростихи. Передача тайных посланий с помощью СМИ. Знаки в шифровании.

Проекты:

  •  Игра «Поиск сокровищ».
  •  Конкурс дешифраторов.
  •  Создание приспособления для шифрования.
  •  Постановка по произведению о шифрах.
  •  Обзор способов шифрования.

 Тема: малые жанры устного народного творчества

(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты:

  • Создание сборника пословиц и поговорок.
  • Создание сборника побасенок.
  • Создание сборника загадок.
  • Викторина.
  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: сказки

Проекты:

  • Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
  • Герои сказок в лепке.
  • Герои сказок в рисунках.
  • Создание костюмов для сказочных персонажей.
  • Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
  • Создание собственных сказок.
  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: произведения русских поэтов  IXI  в.

Проекты:

  • Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора!  Очей очарованье!».
  • Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
  • Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.

Тема: никто не забыт, ничто не забыто

Проекты:

  • Подготовка устного журнала «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

— Какие произведения о Великой Отечественной войне вы

читали?

— В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  • Создание сборника произведений о войне.
  • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: моя Родина

Проекты:

  • Подготовка сборника произведений о Родине.
  • Создание коллажа «Моя Родина».
  • Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:

— Образ Родины в картинах художников.

— Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.

— Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: былины

Проекты:

  • Организация выставки книг. Создание сборника былин.
  • Подготовка аудиоальбома.

Тема: любимые писатели, герои, произведения

Проекты:

  • Подготовка к параду живых героев.
  • Викторина по произведениям любимых писателей.
  • Драматизация лучших фрагментов книг.
  • Создание сборника любимых произведений. 

Проект «Путешествие в прошлое»

Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

  • проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
  • проект «Что значат наши имена»;
  • проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

Проект  «Занимательная топонимика»

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.

Проектная и поисковая деятельность учащихся:

  • проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
  • проект «Почему река (озеро, город, село) называется именно так».

Составление Толкового словарика

Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий классный словарик, в который записывают толкование слов, значение которых они раньше не знали, но посмотрели толкование в словарях или уточнили у взрослых.

Проекты в рамках курса «Математика»

Тема: математические развлечения

Подтемы:

Игры с числами, невозможные рисунки, логические задачи, магические квадраты, старинные задачи, фокусы с числами, логические игры, развертки.

Проекты:

  • Бумажный домик с мебелью.
  • Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
  • Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
  • Конкурс математических развлечений.
  • Энциклопедия математических развлечений.
  • Математический праздник.

Тема: логические игры

Подтемы:

Шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры.

Примеры проектов:

  • Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
  • Комплекты для игр.
  • Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
  • Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
  • Книга о логических играх.

Тема: математика вокруг нас

Подтемы:

Числа в пословицах и поговорках, умерация вокруг нас, измерения (что меряют, чем меряют), единицы измерения в Древней Руси, единицы измерения в других странах, числа в спорте, математика в раскрое одежды, математика в торговле, математика в строительстве, математика в кулинарии, математика в Древнем мире, профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Примеры проектов:

  • Макеты зданий из простых геометрических тел.
  • Конкурс на самый экономный раскрой.
  • Книга о математике в Древнем мире.
  • Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
  • Постановка по книге о числах.
  • Коллекция самодельных измерительных приборов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

- результатом:  поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели…);

 - мероприятиями (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  •  продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  •  числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  •  набором и иерархией ролей;
  •  соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  •  необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Программы четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Проекты в рамках курса «ИЗО и художественный труд»

Тема: узоры

Подтемы:

  •  Узоры в Древней Греции.
  •  Узоры в Древнем Риме.
  •  Узоры в Древнем Египте.
  •  Узоры в Древней Руси.
  •  Закономерности в узорах.
  •  Узоры на зданиях.
  •  Узоры на одежде.
  •  Узоры на посуде.
  •  Узоры на оружии.
  •  Узоры в оформлении книг.
  •  Магические узоры.

Проекты:

  •  Вышивка с узорами.
  •  Энциклопедия узоров.
  •  Украшение класса узорами.
  •  Демонстрация моделей одежды с узорами.
  •  Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
  •  Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
  •  Исследование: «Узоры в истории нашего края».
  •  Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
  •  Программа создания узоров на компьютере.

Тема: человек и природа

  • Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
  • Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
  • Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
  • Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Тема: человек и семья

  • Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
  • Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
  • Пестование младенцев в культуре народов моего края.
  • Традиционные детские игрушки народов моего края.
  • Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
  • Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
  • «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: человек и история

  • Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
  • Героический эпос народов моего края.
  • Исторические песни и предания народов моего края.
  • Мои земляки в истории России.
  • Мои земляки в культуре России.
  • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  •  числом детей:

 — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  •  продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  •  числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  •  набором и иерархией ролей;
  •  соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  •  необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Реализации проекта (3-4 класс)

Проект по теме «Природные зоны» (4 часа)

Цель проекта: изучение материала о природных зонах Земли.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 3-5 человек так, чтобы создать группы, работающие по следующим темам:

  • зона арктических пустынь;
  • зона тундры;
  • зона лесов;
  • зона степей;
  • зона пустынь.

Каждая группа получает задание по изучению одной из природных зон, работа в группе распределяется по рекомендации учителя: руководитель группы, два художника и не менее двух выступающих. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);

Третий этап

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
  • заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • выполнение итогового теста;
  • оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)

Задание для учащихся

План сообщения по теме «Природная зона»

  1. Название. Где находится. Уметь показать на карте.
  2. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков  и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/.
  3. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/.
  4. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/.
  5. Взаимосвязи животного и растительного мира  в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/
  6. Особенности жизнедеятельности  человека в данной природной зоне.
  7. Экологические проблемы. Меры по охране природы.

        Порядок действий

  1. Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе.
  2. Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради.
  3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Самооценка

Оценка группы

  1. Отобрать необходимый материал для докладов.
  2. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария.
  3. Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа – не более 15 минут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  1. Программы четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова.
  2. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  3. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
  9. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая, самая, самая. . .

Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Внеурочная деятельность по направлению ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Узнаем сами"

Рабочая программа . 1 класс. "Узнаем сами". Внеурочная деятельность по направлению  - проектная деятельность....

Занятие клуба "Узнаем сами" по теме "Нефть и её свойства"

Данная разработка предусмотрена для проведения занятия в рамках исследовательского клуба «Узнаем сами». Рассчитана на младший школьный возраст. Тематика занятия актуальна в связи с местоположением наш...

Рабочая программа : "Узнаем сами"

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Узнаем сами (проектная деятельность)"...

Курс "Узнаем сами"

Материал для проведения занятий в начальных классах. Презентации и конспекты занятий по исследовательской деятельности....