Внеурочная деятельность по направлению ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Узнаем сами"
рабочая программа (1 класс) на тему

Ситкина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа . 1 класс. "Узнаем сами". Внеурочная деятельность по направлению  - проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt..doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная  записка.

   Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

  Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-х классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России2 является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа , методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы.

    Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться- самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

   Главная цель программы : развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных , творческих , коммуникативных  способностей.

    Задачи:

   - познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  - мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  -прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  - прививать интерес к исследовательской деятельности.

   Курс « Узнаем сами» носит развивающий характер. Целью данного курса являетс формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

   Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

  Проектно- исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем сами» имеет отличительные особенности:

  - имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

 

  -в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер , что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  -проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  -проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;

  -проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  -в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  -реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.

   Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

  Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).

  Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

  Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы :  географический аспект,  исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

   Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по

Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе ( возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

  Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

    Какие бывают типовые проекты?  

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой .Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).

 К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

Основные принципы программы.

Принцип системности. ( реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом ).

Принцип гуманизации. ( уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей ).

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип обратной связи ( каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение ).

Принцип успешности.

Принцип стимулирования.

Планируемые результаты.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

На курс «Узнаем сами» отводится по одному часу в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

                           Тематическое планирование для 1 класса.

№  п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

проведения

1. Введение (1 час)

1.

Что такое проект.

1

2. Учимся делать проекты (7ч.)

2.

Что такое проблема.

1

3.

Как мы познаем мир.

1

4-5.

Школа «Почемучек»

2

6-7.

Удивительный вопрос.

2

8-9.

Источники информации.

2

3. Мы узнаем сами. ( 23 часа)

10-11.

Эти важные буквы ПДД !

2

12-14 .

Скоро праздник НОВЫЙ ГОД !

3

15-16.

Алфавит.

2

17-19.

Игры наших бабушек и дедушек.

3

20-23.

Растения.

4

24-25.

Симметрия.

2

26-31.

Сказки.

6

32-33.

Заключение (2ч.)Что мы узнали сами. Моя лучшая работа.

2

                                     Содержание программы. (33 часа).

Занятие 1.

Тема : Что такое проекты.

 Цель : Знакомство понятием « проект» , развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.

  Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.

   Понятия : проект, проблема, информация.

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель : ознакомить с понятием «проблема» , формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.

   Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».

  Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

   Понятия : наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятие 4-5.

Тема: Школа « Почемучек».

Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

   Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».

   Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.

  Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

   Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Проект  «Эти важные буквы- ПДД«.

Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.

 Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.

   Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Скоро праздник Новый год»    . Новогодние подарки. Новогодний концерт.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

  История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.

  Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.

Занятия 15-16.

Тема :  Проект «Алфавит» .

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

   История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

  Понятия: буква, алфавит.

Занятия 17-19.

Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».

          Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России ,привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

  Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

   Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.

  Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 23-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

  Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

   Понятия: симметрия.

Занятия 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

            Выбор темы школьного проекта.

             Моя любимая сказка.

             Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.

             Сочиняем сказку.

             Театрализация сказки. (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

   Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

  Понятия: добро , зло, театр, спектакль, герои.

Занятия 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

          Материально-техническое обеспечение курса.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2010

3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.

4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 1999

Для обучающихся

1. Энциклопедия для детей Аванта+. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь том 23- М.Аванта +, 2003

2.Плешаков А.А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобр. Учреждений -М. «Просвещение», 2011

3. Мазуров А.Б. Сказ о Кирилле и Мефодии: Книга для чтения -М. «Учебная книга бис»,2007

4.ПДД для детей.-М. «Эксмо», 2010

Электронные ресурсы

1. Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/

2. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/

3. Красная Книга Московской области. Официальная интернет-версия. http://kkmo1.verhovye.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению "Проектная деятельность"

Данная рабочая  программа  внеурочной  деятельности  учащихся  начальной  школы разработана  на  основе Федеральных   государственных  образовате...

Программа по внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность. Мои первые проекты»

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллетуального направления (проектная деятельность) "Сочинитель" (срок реализации 4 года, 2017-2021)

Программа внеурочной деятельности общеинтеллетуального направления (проектная деятельность) Сочинитель (срок реализации 4 года, 2017-2021)...

Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»

Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...


 

Комментарии

Смирнова Юлия Павловна

спасибо