Рабочая программа -Художественная роспись ткани
методическая разработка (3 класс) по теме
Пояснительная записка, содержание программы, учебный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа- художественная роспись ткани | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа – Художественная роспись ткани
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной образовательной программы «Художественная роспись ткани (батик)».
Художественная роспись ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Занятия батиком помогают художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами, подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Программа «Художественная роспись ткани (батик)» способствует развитию творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствованию.
2. Актуальность программы.
Программа «Художественная роспись ткани (батик)» позволяет детям не только познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. На занятиях изучаются модные тенденции использования батика в коллекциях современных дизайнеров, так как в наше время изделия, выполненные вручную, приобретают все большее значение.
3. Новизна программы.
Новизна программы в том, что в результате ее освоения повышается не только уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, но и активизируется социально – ориентированная деятельность, его
профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.
4. Педагогическая целесообразность.
Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие).
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.
Исходя из психофизиологических особенностей учащихся, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:
- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;
- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;
- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;
- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.
От начала до конца обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. Соотетственно, и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.
Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.
Программа «Художественная роспись ткани (батик)» включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани.
5. Цель программы.
Цель программы - создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества, обеспечение законного права детей на дополнительное образование и самоопределение в выборе творческой деятельности и возможности глубокой ориентации в прикладных искусствах и профессиях, связанных с художественным ремесленничеством (батиком).
6. Задачи программы.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Обучающие
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения, основы работы с акварелью, анилинами и другими материалами, применяемыми в технике батика, развить художественное воображение, понятие о цвете, тоне и сочетании цветов.
• развить в ребенке способности, необходимые для художественно-ремесленнической деятельности и дальнейшего выбора направления обучения и подготовки для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях художественно-педагогического и художественно-дизайнерского профиля.
Развивающие
• приобщить детей и подростков к народному искусству;
• реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
Воспитывающие
• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
• формировать у детей соответствующую социальную позицию.
- Отличительная особенность данной образовательной программы.
Программа «Художественная роспись ткани (батик)» ориентирована на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.
8. Возраст обучающихся.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения от 8 до 10 лет.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы.
Срок реализации данной программы – 1 год.
10. Форма занятий – групповая.
11. Режим работы:
1 раз в неделю по 1 часа.
Учащийся освоит основы композиции изделий в технике батик, начиная с простейших орнаментальных композиций, с последующим усложнением и введением в них растительных и животных мотивов (рыб, бабочек, птиц и т. д.); познакомится с материалами и оборудованием, применяемыми в технике
батик, как теоретически, так и практически, путем изготовления изделий в технике «холодный батик».
Учащийся освоит приемы выражения своего замысла с помощью наброска и рисунка. Освоит виды декоративно-прикладного творчества, используемые для украшения батика и технологию сочетания нескольких видов росписи в одной работе. Познакомится с современными тенденциями декорирования интерьера. Узнает о влиянии цвета на человека на физическом и эмоциональном уровнях.
12. Формы подведения итогов.
Учащиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях: уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ); 1-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки); 2-й уровень – внеучрежденческий (районные, городские выставки).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Художественная роспись ткани (батик)»
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Прак- тика | ||
1. | Вводное занятие. Ведение. | 2 | 1 | 1 |
2. | Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты. | 4 | 1 | 3 |
3. | Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета. | 4 | 1 | 3 |
4. | Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей. | 4 | 1 | 3 |
5. | Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик». Холодный батик. | 9 | 1 | 8 |
6. | Значение орнамента. Орнамент в одежде. | 3 | 1 | 2 |
7. | Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды. | 7 | 1 | 6 |
8. | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки ярмарки | 1 | 1 | |
9. | Итого | 34 | 8 | 26 |
Содержание.
Тема 1. Введение.
Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского народа в искусстве росписи тканей.
Тема 2. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Материалы и инструменты.
Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
Практические работы:
• Подготовка инструментов к работе
• Упражнения с использованием инструментов.
Тема 3. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета. Основы цветоведения.
Основы композиции. Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы композиции. Правила построения композиции.
Практические работы:
• Упражнения по размещению элементов композиции.
• Составление эскиза композиции.
• Создание творческой композиции по заданной теме. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие цвета на человека.
Практические работы:
• Упражнения по смешиванию цветов
• Выполнение рисунка в заданном цвете.
• Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах.
• Упражнения по размещению элементов композиции.
• Составление эскиза композиции.
• Создание творческой композиции по заданной теме.
Тема 4. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей.
Виды тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани на подрамник.
Практические работы:
• Упражнения на определение свойств и качества тканей
• Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего применения
• Натягивание ткани на подрамник (два способа).
5. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик». Холодный батик.
Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.
Практические работы:
• Подготовка рабочего места
• Упражнения на проведение замкнутых контуров
• Контрольные задания – выполнение « Орнаментального панно», выполнение «Панно по растительным мотивам»,введение в композицию животнх мотивов (бабочек,птиц,рыб и т.д.)
6. Значение орнамента. Орнамент в одежде.
Символика в одежде. Характерные черты орнаментов народов в России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.
Практические работы:
• Выполнение зарисовки орнаментов
• Выполнение эскиза для своего изделия ( платок, платье, майка и др.)
7. Свободная роспись.
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды. Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды загусток. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по- сырому», Техника набрызгивания.
Техника безопасности при работе с «Белизной».
Практические работы:
• Подготовка рабочего места
• Подготовка ткани для росписи (грунтовка загустками)
• Выполнение упражнений «Эффект дождя».
• Выполнение упражнений «Холодный батик».
• Выполнение упражнений «Узелковый батик»
• Выполнение упражнений «Свободная роспись»
Тема 8. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки ярмарки Участие в общественных мероприятиях.
Основы выставочной экспозиции. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
ЗНАНИЯ по:
• Истории художественной росписи тканей
• Способам, приемам и различным технологии росписи ткани.
• Материалам, инструментам и оборудованию, необходимым для росписи
• Основам цветоведения и композиции
• Технике безопасности при работе с различными материалами и инструментами
• Терминологии, используемой при обучении
УМЕНИЯ:
• Отражать в изделиях особенности русской национальной культуры, ее художественные традиции в искусстве росписи ткани.
• Правильно пользоваться инструментом для росписи
• Выбирать и обрабатывать ткань для росписи
• Умение достигнуть результата
• Выполнять различные технологии росписи
• Организовать свое рабочее место
Перечень учебно-методического обеспечения:
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Подрамники разных размеров. Гладильная доска. Утюг. Фен.
Материалы:
Набор красителей, резервирующий состав, различные виды тканей, нитки, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, крахмал, соль для батика, мочевина, сухие красители.
Инструменты:
Стеклянные трубочки, цветные резервы, кисти, карандаши, ножницы, иглы, кнопки-гвоздики, клей, резаки.
Дидактические материалы:
Наглядные пособия, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, методические разработки: пособия, тесты, логические игры…, методическая литература.
Список использованных и рекомендованных изданий:
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
2. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
3. Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
4. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.
5. Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
6. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
7. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.
8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
11. Величко Н. Роспись. М., 1999.
12. Практическая энциклопедия Фэн-Шуй. М., 2001.
13. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. С-П., 2000.
14. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 1998.
15. Домашний уют своими руками. М., 1996.
16. Берсенева Г.К. Ткань, бумага, тесто. М., 2001.
17. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.
18. Плотникова Т.В. Стильные аксессуары для вашего дома. Ростов-на-Дону, 2004.
19. Владимирская А., Владимирский П. Дизайн уютного интерьера. Ростов-на-Дону, 2004.
20. Семенов В.Н. Новые идеи для дома и квартиры. Ростов-на-Дону, 2004.
21. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, 2003.
22. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерево. М., 2001.
23. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. М., Ставрополь, 2004.
Календарно тематическое планирование
Художественная роспись ткани
Дата | № п/п | Тема урока |
1 | Вводное занятие. | |
2 | Подготовка рабочего места. | |
3 | Виды декоративно-прикладного искусства | |
4 | Техника безопасности при работе с материалами и инструментами | |
5 | Подготовка инструментов к работе | |
6 | Упражнения с использованием инструментов | |
7 | Основы композиции в декоративно – прикладном искусстве | |
8 | Упражнения по размещению элементов композиции | |
9 | Составление эскиза композиции | |
10 | Создание творческой композиции | |
11 | Виды тканей, используемые при росписи | |
12 | Упражнения на определение свойств и качества тканей | |
13 | Обработка тканей | |
14 | Натягивание ткани | |
15 | Роспись в техниках «бадан», «узелковый батик», «холодный батик» | |
16 | Виды техники росписи | |
17 | Особенности построения композиции узелковом батике | |
18 | Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика | |
19 | Выполнение росписи на салфетке | |
20 | Технология росписи ткани «холодный батик» | |
21 | Приемы росписи рисунка | |
22 | Упражнения на проведение замкнутых контуров | |
23 | Выполнение «Панно по растительным мотивам» | |
24 | Значение орнамента. Орнамент в одежде. | |
25 | Выполнение зарисовки орнаментов | |
26 | Выполнение эскиза для своего изделия | |
27 | Свободная роспись | |
28 | Техника при работы с «Белизной» | |
29 | Выполнение упражнений «Эффект дождя» | |
30 | Выполнение упражнений «Эффект дождя» | |
31 | Выполнение упражнений «Холодный батик» | |
32 | Выполнение упражнений «Узелковый батик» | |
33 | Выполнение упражнений «Свободная роспись» | |
34 | Проведение выставки и ярмарки | |
итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись ткани
Презентация предназначена для уроков технологии. В ней представлены растения, из которых производят ткани, показан батик и набивные ткани...
Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...
Рабочая программа Художественно-эстетического направления пришкольного оздоровительного лагеря «СЕМИЦВЕТИК»
Тема: «Наши руки не для скуки»...
Трафарет. Трафаретная роспись ткани.
При помощи трафарета создаются великолепные изображения, даже если автор не обладает особыми художественными способностями....
Авторская рабочая программа художественной напрвленности для кружка
Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество....
Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная роспись"
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Декоративная роспись»
Программа «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навы...