Кружок «Умники и умницы»
рабочая программа (1 класс) по теме
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
2. Цели и задачи программы:
Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство .уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
4. Место учебного курса в учебном плане
Курс включает 1 занятие в неделю, всего 34 занятия во 2 классе.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
5. Общая характеристика учебного предмета. Содержание программы.
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа.
- Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
- Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов),ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.
- Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
- Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты | Метапредметные (универсальные) результаты | Предметные результаты |
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру. | Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). | Учащиеся должны уметь:
|
- Тематическое планирование занятий
факультативного курса «Умники и умники»
№ | Название модуля | Кол-во часов |
1. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 5 |
3. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
4. | Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
5. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
6. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
7. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Умники и умницы"
Развитие познавательных способностей на основе программы курса «Юным умникам и умницам» (автор О. Холодова) 2 класс...
кружок "Умники и умницы". Презентация к уроку № 5
Презентация к уроку №5...
Кружок «Умники и умницы» 2 класс Занятие 27. Поиск закономерностей.
Развивать познавательные способности; умение анализировать и находить закономерности; развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности....
Кружок "Умники и умницы"
Внеурочная деятельность. ФГОС. Рабочая программа кружка по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Внеурочная деятельность. Кружок "Умники и умницы". "Глаза-главные помощники человека".
Занятия данного кружка направлены на формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации раци...
Математический кружок "Умники и умницы"
Образовательная программа....