Внеурочная деятельность. Кружок "Умники и умницы". "Глаза-главные помощники человека".
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Занятия данного кружка направлены на формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации рациональными приёмами), развитие речи и развитие кругозора учащихся. Важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний.
В ходе работы ребята выясняют, что им известно по данной теме, а что хотели бы узнать нового. Ученики самостоятельно подбирают дополнительную литературу и находят нужную информацию. Для раскрытия темы занятия проведены игры «Что любят глаза и чего не любят?», « Что для глаз полезно, а что вредно», которые направлены на активизацию мыслительной деятельности.
Что бы разархивировать призентацию. Необходимо запустить программу WinRar указать на обе части архива. И нажать на кнопку распокавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 58 КБ |
Первая чвсть архива презентации | 3 МБ |
Вторая часть архива презентации | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность.
Кружок «Умники и умницы» 4 класс
Выполнила: учитель начальных классов МОУ ХСОШ, Томпонского района, Республикаи Саха (Якутия), Старовойтова Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Обучение таким, казалось бы, скучным вещам, как составление информационного запроса, поиск по оглавлению нужного произведения, или составление каталога, можно превратить в увлекательную игру, в результате которой дети сами осознают важность и значимость приобретаемых ими умений, готовы совершенствовать их. Основным информационным источником в школе была и остается учебная книга. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, использовать научно-популярную литературу надо в школе. Данное обучение осуществляю на кружке «Умники и умницы».
Занятия данного кружка направлены на формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации рациональными приёмами), развитие речи и развитие кругозора учащихся. Важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний.
С начала учебного года на кружке был объявлен конкурс «Лучший эрудит», который выявит в конце года самого эрудированного ученика. По каждой исследуемой теме задается ряд вопросов и ученик, набравший наибольшее количество баллов становится победителем. Традиционно данное занятие началось с данного конкурса.
Тема занятия выбрана согласно тематического планирования из раздела «Мое здоровье в моих руках». В ходе работы ребята выясняют, что им известно по данной теме, а что хотели бы узнать нового. Ученики самостоятельно подбирают дополнительную литературу и находят нужную информацию. Для раскрытия темы занятия проведены игры «Что любят глаза и чего не любят?», « Что для глаз полезно, а что вредно», которые направлены на активизацию мыслительной деятельности.
Игры, тесты чередовались с теорией и с показом презентации. Ребята обогатили свои знания о внутреннем строение глаза, узнали первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика, вспомнили понятия, что полезно, а что вредно для глаз и т.д.
На заключительном этапе ребятам был предложен тест по новой теме, с которым они успешно справились.
Тема: Глаза – главные помощники человека.
Цель:
- Формировать библиографические умения (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации рациональными приёмами)
- Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.
- Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз.
- Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей.
Оборудование:
- проектор, экран, компьютер
Литература:
- дополнительные пособия, энциклопедии.
Ход занятия:
1. Учитель: - В начале занятия как обычно мы продолжаем наш конкурс на выявление «Лучшего эрудита» (считалка на выбор желающего)
(Тест-эрудит ученик выбирает по собственному желанию.)
2. Учитель: - Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадки.
сл.№1
- Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора.
- Два соседа-непоседы день на работе- ночь на отдыхе.
- Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. - Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят.
- . На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
Учитель: -Правильно. Это все загадки о глазах и сегодня мы поговорим об органах зрения.
сл.№2 (тема)
У. - Веками глаза ассоциировались с силой и тайной и назывались зеркалом души человеческой. Греческий философ Эмпедокл объяснял зрительное восприятие потоком огненных частиц, исходящим из глаз в направлении рассматриваемого объекта и возвращающимся обратно.
сл.№3( орёл)
У. - Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле.
- Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Сл. №4
У. - Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека
-Давайте выясним, что мы уже знаем об этом органе зрения, что хотели бы узнать.
(заполнение таблицы по ходу занятия)
Я знаю! | Хочу узнать! | Это интересно! |
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? Давайте посмотрим внимательно в глаза своего соседа.
сл.№ 5( глаз)
Цветное колечко – это радужная оболочка, или радужка.
От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
- Наблюдение: закройте резко глаза, повернитесь лицом друг к другу, откройте глаза. Что вы увидели?(зрачок сужается)
- Но у глаз есть помощники, чтобы их узнать отгадайте загадку: «Под мостом мостищем, под соболем -соболищем два соболька разыгрались».
Сл.№6 -7(брови)
(По щелчку смена вопросов) – это брови, ресницы и веки. Они у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
А о чем это загадка:
Придет беда – потечет вода.
- А зачем человеку слезы?( защищают глаза от пыли)
3. Учитель: - Теперь ваша задача узнать то, что вам ещё неизвестно. Как будем действовать в такой ситуации?
(Работа ребят с дополнительной литературой.)
Физкультминутка
- Немного отдохнем. Игра «Угадай слово»
(Один из ребят закрывает глаза, остальные читают слово и по признакам и действиям пытаются это слово объяснить)
4. Дополнительная информация.
Сл.№ 8-9
- Русский писатель И. Тютчев писал: «Мое отношение к глазам — это мое отношение к себе».
Сл.№10
Игра: Что любят глаза и чего не любят?
Не любят :
- напряжения, долгого сидения за компьютером, телевизором, книгой, рассматривания мелких деталей,
- скверного освещения,
- неправильного питания,
- когда болеют другие органы и системы организма,
- дурного воздействия окружающей среды,
- плохого ухода (в разумных пределах солнце, воздух и вода).
Любят:
- когда за ними ухаживают, например, делают гимнастику
У. -Ребята, а у всех ли в нашем классе хорошее зрение? А можно ли помочь этим детям?
Физкультминутка для глаз
«Корректор глаз» (для этого можно использовать программу «Eye Corrector» , Интернет)
Сл.№ 11- 12
Игра : что для глаз полезно, а что вредно ( если полезно - над головой хлопаем в ладоши и громко говорим «Да» ; вредно- машем головой «Нет»)
5. Итог занятия.
А) - Кто хочет себя попробовать в эрудит – тесте « Органы зрения»?
(Работа с тестом.)
Тест – эрудит
« Орган зрения - глаза»
1. Клетки сетчатки глаза-палочки, которые реагируют только на свет лучше работают в сумерки или при ярком свете? (в сумерки)
2. Клетки глаза - колбочки, которые различают цвета, лучше работают при ярком свете или в темноте? (при ярком свете)
3. Что такое бинокулярное зрение? (зрение двумя глазами, при котором создаётся объёмное изображение в трёх измерениях)
4. Чёрное пятнышко в центре глаза? (зрачок)
5. Как часто мы моргаем? (900 раз в час или 15 раз в минуту)
6. Для чего нужны веки? (очищают глаза от пыли или слёз, не пропускают слишком много света)
7. От чего зависит цвет глаз? (по наследству от ген родителей)
8. Органы зрения? (глаза)
9. Заболевание - близорукость, что это? (плохо видеть вдаль)
10. Что плохо видно при дальнозоркости? (нечётко видно близкие предметы)
11. Шрифт Брайля для чего нужен? (алфавит для слепых - в нём рельефные буквы, их можно нащупать пальцами)
12. Где и когда появились первые очки? (в Италии в 13 веке)
13. Кто имел право носить первые очки? (чисто мужская привилегия, а женщины в очках появились в 18 веке)
14. Как называют людей, которые с трудом различают цвета, особенно красный и зелёный? (дальтоник)
15. Некоторые люди никогда не моргают - верно или неверно? (неверно)
16. Кто лучше видит: слон или орёл? (орёл)
17. Какого врача придётся посетить, чтобы проверить своё зрение? ( окулист)
У. - На те вопросы, которые не ответили – как можно на них ответить? (найдём в словаре, энциклопедии и принесем на следующее занятие)
Б) - Было ли вам интересно на сегодняшнем занятии? Что запомнили?
В) - А закончить наше занятие я хочу стихами:
Сл.№ 14
Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой.
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза - в них зеркало души...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Внеурочная деятельность 1 класс "Интересные люди - твои помощники"
Аннотация Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия н...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...