"Вечер загадок"
классный час (3 класс) по теме

Сорокина Елена Альбертовна

знакомство с историей появления загадок, с их разновидностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_zagadok_111.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вечер загадок»

Цели: -познакомить ребят с историей возникновения загадок; с их разновидностью.

           -продолжать развивать мышление, внимание, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ.

           -развивать интерес к разгадыванию загадок, к их самостоятельному придумыванию.

Оборудование: рисунки с изображением сказочных героев, птиц, животных, доска.

Ход мероприятия:

- Ребята, сегодня  у нас будет необычный вечер. А вечер чего, сейчас отгадаете!

Гуляю по свету,

Жду ответа.

Найдешь ответ

Меня и нет!  (отв.дет.- загадка)

  - Верно, это загадка!

  Кто из вас мне скажет – что такое загадка? (отв.дет.)

   Хорошо, а теперь послушайте внимательно, сейчас я вам открою тайну и расскажу историю загадок.

   Вы готовы слушать? (отв.дет.)        

-В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять , предлагать что – либо неизвестное для решения.

 Загадки знали ещё наши прапрапрадедушки . Они появились давным-давно, задолго до того, как придумали буквы и научились писать.

  Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Ни одного подросшего мальчика не признавали мужчиной – воином, пока он не выдерживал экзамен, на котором помимо силы, ловкости и мужества обязательно оценивались ум и смекалка. Тогда – то и требовалось разгадать несколько загадок.

Не раз хитроумные загадки были для героев непреодолимым препятствием. По приданию, близ греческого  города Фивы жил на скале Сфинкс – крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. (показ рис.) Без жалости он убивал и съедал путников, не разгадавших его загадку : «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?»

     Загадка не просто забава. Она помогает человеку с малых лет развивать логическое мышление и остроту ума, учит видеть прекрасное.

  Про загадку сам народ говорил : «Без лица в личине». Это означает , что истинное «лицо» загаданного предмета скрыто под маской, т.е. под «личиной». Ответ на загадку помогают найти те предметы, которые в ней описаны и чем – то напоминают загаданный. «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок. Он несет туже службу, что и собака, оберегая дом, го это нечто совсем другое.

     Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического.

  Кто мне скажет, как вы понимаете слово поэтического?    (отв.дет.)

 «Не князь по породе, а ходит в короне» - князем оказывается петух : он важен, как князь, красив его яркий гребешок – корона.

   Нередко перед нами целая сказка. Пенящий ручей сравнивается с белогривым конём : «Между гор, между дол бежит белый конь».

 (показ рис.  )Общее у коня и у ручья – движение да и масть коня схожа с цветом пены в ручье.

 Загадки, не только испытывают человека на сообразительность. Они открывают мир поэзии. Мир знакомый, но увиденный зоркими глазами народных поэтов.

- А вы любите загадки? Кто вам их загадывает? А сами любите их загадывать? (отв.дет.)

           - Сейчас я загадаю вам загадки связанные с уже известными для вас сказками. Слушайте внимательно:

  1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь свои очки глядит

Добрый доктор …     (Айболит)

  1. Толстяк живёт на крыше

Летает всех он выше.   (Карлсон)

  1. Столяр Джузеппе – сизый нос

Полено как – то в дом принёс.

Он начал что – то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?   (Буратино)

  1. Человек не молодой

Вот с такущей бородой,

Обижает Буратино,

Артемона  и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-  нибудь из вас,

Кто же это?     (Карабас Барабас)

  1. Скорей ба приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочённой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.    (Золушка)

  1. Фруктово – огородная страна,

В одной из книжек – сказок есть она,

А в ней герой – мальчонка овощной, -

Он, храбрый, справедливый, озорной….!   (Чипполино)

  1. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит

Да никак его не сбросит.       (Конёк Горбунок)

  1. С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чём – то просила…

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?       (Цветик - семицветик)

  1. Она была подружкой гномов

И вам конечно же знакома.    (Белоснежка)

  1.  А теперь про чей – то дом

Разговор мы заведём…

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно,

Этот дом сгорел дотла!    (Кошкин дом)

 

- Молодцы, столько загадок загадала и на все ответили правильно, вот как хорошо знать все сказки. А какие вам известны загадки о героях? (отв.дет.)

   (к каждой отгадке на доску вывешивается рисунок с изображением правильного ответа)

-А сейчас я загадаю интересные загадки о природе. Слушайте:

  1. Неизвестно где живет,

Полетит – деревья гнет.    (Ветер)

  1. Белая простыня

Всю землю обошла.     (Облако)

  1. Зимнее стекло

Весною потекло.   (Лёд)

  1. Может, быль, а может небыль,

Говорят, что плачет небо.  (Дождь)

  1. Без огня горит,

Без крыльев летит,

Без ног бежит.     (Солнце)

  1. Рисует художник пейзаж на стекле,

Но эта картина погибнет в тепле.   (Мороз)

  1. Что за шар, алый шар

За рекой зажег пожар?

Стала речка красноватой

От вечернего …    (Заката)

  1. Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.     (Снег)

  1. Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит –

И мудрецам не понять.    (Гром)

  1. Ты кричал – оно кричало,

Ты молчал – оно молчало.   (Эхо)

-Так, хорошо. А вы знаете загадки про природу? Какие? (отв.дет.)

- А как на счет загадок про птиц, рыб и зверей? Сейчас посмотрим.:

1. Кто на дереве сидит,

    Каждый день его долбит:

    Тук – тук – перестук,

    Прочь червяк и вредный жук.             (Дятел)

2. По реке бревно плывет,

    Открывает страшный рот…

     Даже солнце проглотил

     Это страшный …    (Крокодил)

3. По веткам скачет, да не птица,

    Рыжая, да не лисица.    (Белка)

4. В одежде богатой,

     Да сам слеповатый,

     Живет без оконца,

     Не видывал солнца.   (Крот)

5. Непоседа пестрая,

     Птица длиннохвостая,

     Птица говорливая,

     Самая болтливая.      (Сорока)

6. Мой белый брат во льдах живет

    И рыбу ест морскую,

    А я люблю пчелиный мёд

    И ягодку лесную.     (Медведь)

7. Что за дом, подвижный дом?

    Нет ни стен, ни окон в нем,

    Только пол , да потолок.

    Да еще две пары ног.      (Черепаха)

8. Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной.

    Иголок очень много,

   А нитки не одной.    (Ёж)

9. Он ходит голову задрав,

    Не потому, что гордый нрав,

   Не потому, что важный граф,

   А потому, что он …    (Жираф)

 10.Гладишь – ласкается,

      Дразнишь – кусается.   (Собака)

11.Зубовато, серовато,

      По полю рыщет,

      Телят, овец ищет.   (Волк)

12.На мне  красивых много точек,

      Меня берешь на ноготочек,

      И посылаю в небо, где так

      Приятно мне у малых деток.     (Божья коровка)

13.Я очень забавна – скачу я и бегаю,

      А в фильме цветном остаюсь чёрно – белою. (Зебра)

14.Меньше тигра, больше кошки,

      Над ушами – кисти рожки.

      С виду кроток, но не зверь:

      Страшен в гневе этот зверь.    (Рысь)

15.Всю ночь летает, мышей добывает.

      А станет тепло, спать летит в дупло.   (Сова)

 16.Пестрая крякушка, ловит лягушек,

       Ходит в развалочку. Спотыкалочку.    (Цапля)

-Просто умнички! А загадайте мне загадку, про животное или птицу! (загадывают) и рассматривают рисунки.

- Молодцы ребята, а ещё существуют «Загадки - шутки».   Давайте попробуем и их отгадать:

 1. Растут две березы,

      На каждой березе по четыре шишки.

      Сколько шишек всего?   (на березе шишки не растут)

 2. Зачем во рту язык?   (за зубами)

 3. На какое дерево садится ворона

     После дождя?   (на мокрое)

 4. Шла бабка в Москву,

     Навстречу ей три старика:

     У стариков по мешку,

    А в каждом мешке по коту.

    Сколько всего шло в Москву?  (одна бабка)

 5. Сколько горошин может войти

     В один стакан?   (горошины не ходят)

 6. Что делает сторож, когда у него

     На шапке сидит воробей?   (спит)

 7. Зачем вода в бутылке?   (за стеклом)

 8. Ты да я, да мы с тобой.

     Сколько нас стало? (двое)

 9. Какой город летает ?   (Орёл)

 10. От чего гусь плавает ?     (от берега)

-А кому из вас известны подобные загадки? (отв.дет.)

 

 - И это ещё не всё, на свете существует очень много загадок на разные темы.

Итак, давайте же вспомним,  на какие темы загадок мы с вами говорили?  (отв.дет.)

 -Вам они понравились? Какие именно и почему? (отв.дет.)

 -А откуда пришли к нам загадки? (отв.дет.)

-А теперь будет такое задание  - вы должны будете сами придумать загадку, любую.

      (ребята сочиняют и тут – же отгадывают)

-Отлично, молодцы! А теперь давайте вспомним загадки, которые вам уже давно известны, на те темы, о которых мы сегодня не говорили.

       (загадки ребят).

    Хорошо, домашним заданием будет следующее . . . на четвертинке листочка А4 написать свою самую любимую загадку. А устно уметь пояснить – откуда она вам известна и почему именно она является любимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник загадок

Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать.  Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. ...

Подборка загадок о животных.

Подборку загадок о животных  можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....

Классный час по теме:"Вечер загадок"

Для учащихся 3-4 классов....

Вечер загадок "Труд - основа жизни"

В разработке представлен материал, который способствует расширению знаний и представлений воспитанников о разных профессиях. Побуждает интерес к деятельности взрослых, формирует положительное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....