Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный материал представляет собой урок ОРКСЭ (светская этика) и включает конспект, презентацию, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_chest_i_dostoinstvo.docx | 33.94 КБ |
prezentatsiya_chest_i_dostoinstvo.pptx | 630.3 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») Тема «Честь и достоинство» Класс: 4 Тип урока: урок «открытия» новых знаний План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе. Методы:
Формы: фронтальная, индивидуальная. Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
УУД: Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Планируемый результат Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Основные понятия: «честь» и «достоинство» Ресурсы:
Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»). | На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки. |
Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею») Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского. Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» | |
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. | На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор. |
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока? | Тема данного урока «Честь и достоинство» |
- Попробуем разобраться в этих понятиях - Подберите однокоренные слова к слову «честь» | Честно, честный, честность, чествовать |
. 4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. |
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? | А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». |
– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». | |
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения. |
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки. |
-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова. | Работа в парах. Заслушивание высказываний. |
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. | |
2.Решение проблемы, открытие новых знаний. -Раскроем эти понятия на примере литературных героев. - Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.
В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. Какие моральные качества присущи этим героям? - Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». -Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие. -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. | Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам |
- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Встречались ли вы с этим понятием? Что означает слово «достоинство»? | Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить. Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других. Не грубит в ответ на оскорбления.. Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. |
- Достоинство, достопримечательность, достоверный, - до ста, сто % (Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком) Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. | |
Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно? | Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека,а Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность |
Сверьте своё высказывание по учебнику. | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. |
- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка. -Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила? Это российская спортсменка-бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций. Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства. | |
- Вы знаете, что после олимпийских игр начнутся паралимпийские игры. Они будут проходить с 7 марта по 16 марта в 5 дисциплинах: следж-хоккей, керлинг на колясках, биатлон, лыжные гонки и горные лыжи. Вот где каждая судьба – это огромная сила духа и души, это борьба отстаивание своего достоинства. Это вызывает не только уважение, но и восхищение. Посмотрите небольшой фильм о горнолыжниках-паралимпийцах. | фильм |
3.Выполнение продуктивных заданий по теме. Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание. | Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение): Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного. |
Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести? | Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил. |
Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по – другому. | Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей. |
Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство. | Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя), |
Что ты будете делать для сохранения чести и достоинства? | Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других. |
4. Итог урока. Рефлексия. Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме: Сегодня я узнал… Было интересно… было трудно… я понял, что… Я задумался … я почувствовал, что… осталось непонятно… | Высказывания детей |
Останься прост, беседуя c царями, Будь честен, говоря c толпой; Будь прям и тверд c врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются c тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, - Тогда весь мир ты примешь как владенье Тогда, мой сын, ты будешь Человек! | |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Честь ч естно ч естный ч естность чествовать
Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация…
достоинство Достопримечательность достоверность
Достоинство – это осознание своих прав, уважение в самом себе личности, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь
ХХ II Олимпийские игры. Сочи 2014.
собственного других и не терять достоинство Задача каждого человека - н е унижать
Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного
Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я задумался… Я почувствовал… Осталось непонятным…
Человек. Останься прост, беседуя с царями, Будь честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, - Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Предварительный просмотр:
Прочитай, подчеркни в каждом определении слова, которые ты считаешь важными, для определения слова честь. Составь свое толкование этого слова.
Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Прочитай, подчеркни в каждом определении слова, которые ты считаешь важными, для определения слова честь. Составь свое толкование этого слова.
Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"
Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия моральных качеств человека, как честь и д...
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"
Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....
Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему: "Честь и достоинство"
Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство». Детям предлагается разные виды деятельности на уроке. Один из них, работа с художе...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"
Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....
Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"
Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство» - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.Задачи урока...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...