Самоанализ воспитателя группы продленного дня Рогачевой Елены Борисовны
материал по теме
Предварительный просмотр:
Самоанализ воспитателя
группы продленного дня МБОУ « Никифоровская СОШ №1» Никифоровского района Тамбовской области
Рогачевой Елены Борисовны
Развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям. Происходят изменения в организации образовательного процесса, в разработке и реализации содержания основных образовательных программ, в требованиях к результатам деятельности образовательных учреждений. Изменения затрагивают все образовательные учреждения, в том числе и наше. Главной целью МБОУ « Никифоровская СОШ№1» » является – создание в школе единой образовательной развиаюшей среды способствующей развитие личности обучающегося и подготрвки его к самореализациии в жизни. Исходя из целей МБОУ « Никифоровская СОШ №1» формулирую цели своей профессиональной деятельности, которые направлены на социализацию личности ребенка: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Цели моей деятельности обеспечивают реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Таким образом, цели моей профессиональной деятельности тесно согласуются с целями дошкольного общеобразовательного учреждения, в котором я работаю.
За время работы в МБОУ « Никифоровская СОШ №1» уделяла особое внимание решению следующих проблем:
- Повышение качества обучения учащихся;
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам;
- Развитие самостоятельности;
- Формирование полезных привычек;
- сохранению физического и психического здоровья детей.
Решение важных педагогических проблем позволило мне разработать и апробировать различные занятия ( «Летят перелётные птицы» , «Добро и зло», «В поисках сказочных героев», « Добро и зло», «В поисках сказочных героев» «Школа вежливости» и др.), мероприятия («Сказка о пасхальном яйце», «Здравствуй осень» и др.), провести праздники («Мамин день», «Новогодняя сказка» и др.). Моим воспитанникам это дало достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов в нём.
Методические разработки моих занятий, мероприятий, праздников размещены на сайте в ИНТЕРНЕТ по адресу http://nsportal.ru/elena-borisovna-rogacheva
Решая проблему сохранения физического и психического здоровья детей , использовала в работе подвижные игры, организовывала и проводила спортивные праздники, экскурсии.
Бесспорно, что инновации в системе образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Обобщая опыт своей работы проводила для коллег района открытые занятия, выступала на школьных методических объединениях по темам: «Современные подходы к познавательному развитию младших школьников», «Использование народных сказок в познавательном процессе», «Формирование положительной мотивации и познавательного интереса к учебной деятельности у школьников». Вместе с тем, считаю, что в перспективе мне необходимо больше внимания уделять формированию адаптивности образовательной среды, рациональному использованию учебного времени детей и рабочего времени воспитателя.
Как воспитателю мне отводится важная роль в реализации программы развития общеобразовательного учреждения. Программа МБОУ « Никифоровская СОШ №1» предполагает создание модели «Развитие». Реализуя цели и задачи программы обеспечиваю права обучающихся на качественное образование; внедряю в процесс инновационные технологии; формирую на занятиях и вне занятий исследовательские, творческие умения и навыки у детей с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения образования, реализации индивидуальных запросов развития.
Нельзя не согласиться с С. Френе, который утверждал, что ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями, – главное действующее лицо воспитательного процесса. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ребенка и группы в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.
Используя личностно-ориентированный подход, строю свои взаимоотношения с детьми. Стараюсь обеспечить удовлетворение образовательных потребностей каждого воспитаника . Дифференцированное обучение, учет возрастных особенностей помогает максимально развивать способности каждого ребенка. Провожу работу по развитию интеллектуальных способностей воспитанников через творческую форму организации учебного процесса. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать школьникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Таким образом, по отношению к каждому ребёнку осуществлю личностно-ориентированный подход. Создаю каждому условия, необходимые для целостного развития личности, формирования компетентностей с учётом их индивидуальных способностей и возможностей, в соответствии с требованиями семьи и государства. Обеспечиваю сохранение, укрепление и развитие психического и физического здоровья.
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ "Об образовании”, "Конституция РФ”, "Конвенция прав ребёнка”, "Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной. Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления: создание условий для личностного развития воспитанников; создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной); создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
В своей педагогической деятельности использую программы: «Детство», «Истоки», «Наш дом природа» Рыжовой Н.А., «Радуга» Гербовой В.В., Дроновой Т.Н., Гризик Т.И.
На практике реализуя образовательную программу, использую в игровом процессе различные развивающие игры, а процессе обучения – специальные, подобранные по возрасту обучающие и дидактические материалы.
Используемые мной методики образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Так, методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы.
Методика формирования математических представлений, помогает мне познакомить дошкольников с геометрическими фигурами, обучить их обследованию величины и форме предметов, формированию представлений о счете. Методика руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка, описания возможных форм организации творческих занятий.
Неотъемлемой частью воспитания является знакомство детей с природой. Целью методик используемых мной при ознакомлении детей с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Современное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы…………..
Хорошо понимаю, что на современном этапе образования большую роль в обучении и воспитании детей играют информационно-коммуникационные технологии. И хотя продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут за это время имею возможность проводить индивидуальную работу, чередуя умственную, эмоциональную и физическую нагрузку, при использовании ИКТ создаётся положительная атмосфера, позволяющая детям легко с большим интересом усваивать необходимые знания.
Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, так как они в значительной мере способствуют формированию всех качеств. Поэтому очень важно учитывать их в воспитании личности. Объектом диагностики в образовательном учреждении является развитие ребенка, исходя из этого использую в своей работе следующие виды диагностики:
Медицинскую, которая направлена на выявление состояние здоровья и физического развития ребенка. Участвую в сборе первичной информации, например, при утреннем приёме ребенка, веду наблюдение за его самочувствием в течение дня, в случае выявления неблагополучия направляю к медсестре, который проводит более компетентное обследование ребёнка.
Психологическую. Предмет диагностики – психическое развитие ребёнка с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик.
Педагогическая. Предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Использую систему диагностики, которая приведена в программе Васильевой. На основании полученных результатов рассматриваю вопрос о необходимости коррекционной работы. Диагностика, строится на творческом и заботливом подходе к каждому ребенку. Использую методику на определение уровня вербального мышления (по К. Йерасеку), при помощи методики нелепицы мной оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами: животными, их образом жизни, природой.
Исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка мне помогают методики: «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы». Кроме того использую в своей профессиональной деятельности методики на определение уровня креативности, внимания.
В своей профессиональной деятельности осуществлю дифференцированный подход к детям. - с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечения) меняю содержание и форму учебной работы на протяжении одного занятия.
Имею информацию о воспитанниках, которая позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании.
Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ребенку со стороны воспитателя, по степени самостоятельности при выполнении задания. Это особенно важно для слабых обучающихся. Моя задача – довести их до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности детей возрастала, а помощь воспитателя снижалась.
Сильные воспитаники нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать свои учебные возможности.
Цели и задачи, которые я ставлю перед собой в учебной и воспитательной работе, всегда согласуются с учетом индивидуальных, возрастных, психологических потребностей детей. Систематические мониторинги не только показывают недостатки в моей работе, но и дают мне возможность наметить пути их преодоления. Особенно актуальной считаю индивидуализацию целей образования на уровне каждого воспитаника.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.В своей работе с трудными детьми стараюсь научить
самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекаю в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучаю правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в группе осуществляю с помощью диагностики. В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса я выбрала: уровень воспитанности учащихся, формирование классного коллектива, наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в ГПД.
Уровень психологической атмосферы в группе, где я работаю, находится на высоком уровне. Проблемы в общении детей выявляю в ходе экспресс-диагностики, что позволяет своевременно вносить коррективы в отношения детей, предотвращать конфликты. С первого дня работы стараюсь демонстрировать детям свое полное к ним доверие и уважение. Помогаю воспитанникам в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности. Стараюсь помочь каждому в затруднительных ситуациях. Всегда открыто выражаю детям свои чувства. Развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. Стремлюсь к достижению эмпатии, позволяющей понимать переживания каждого моего воспитанника.
На мой взгляд, добиться комфортной, благоприятной психологической атмосферы, сделать характер отношений в группе дружеским, толерантным можно, если не только в учебной, но и в воспитательной работе все члены коллектива будут решать одинаковые цели, будут компетентными при решении поставленных задач, а также научатся разрешать конфликтные ситуации.
В своей профессиональной деятельности всегда стремлюсь к созданию единого образовательного поля, такой социальной среды, где наивысшие ценности моих воспитанников формируются при тесном сотрудничестве воспитателя и родителей. Свои взаимоотношения с родителями воспитанников строю на демократической основе. Важную роль в моей работе играет диагностика, проводимая по различным методикам: анкетирование, социологические опросы, интервьюирование, экспресс-прогноз и др. В процессе общения с родителями изучаю стиль их взаимоотношений с детьми, выясняю степень авторитетности, анализирую запросы относительно достижений, развития и прогресса каждого ребенка. Аналитическая работа помогает мне овладеть информацией об изменениях, происходивших в семьях моих воспитанников, своевременно корректировать направления своей деятельности и оперативно реагировать на возникавшие проблемы.
Информацию родителям о достижениях детей, результатах диагностики сообщаю в индивидуальных беседах, на родительских собраниях в частном порядке, индивидуально как в детском саду, так и вне дошкольного образовательного учреждения. В беседах не делаю упора на отрицательные качества детей, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения. Довожу до сведения родителей требования к обучению и воспитанию.
Положительным результатом своего взаимодействия с родительской общественностью считаю факт их активного участия в подготовке открытых занятий, мероприятий, праздников.
Таким образом, по отношению к родителям я веду работу по активному включению их в совместную деятельность как равноправных и равноответственных партнёров, стараюсь разъяснить им важность и необходимость их роли в жизни ребёнка.
В нашей школе царит атмосфера профессионального творческого поиска. К своим коллегам отношусь с чувством глубокого уважения и искренней любви. Стараюсь со всеми членами коллектива поддерживать тёплые, дружелюбные отношения, легко иду на контакт, избегаю конфликтных ситуаций.
В ходе диагностики установлено, что в моём поведении в коллективе отмечают такие качества как толерантность, открытость, готовность к взаимопомощи, креативность, доброжелательность. По словам коллег, я человек, который «не подведёт в трудной жизненной ситуации, окажет профессиональную и моральную поддержку, проблемы коллектива ставит выше собственных».
Считаю, что от взаимоотношений с коллегами во многом зависит и мой профессиональный успех.
О том, что учитель живёт до тех пор, пока он учится, известно давно. Это высказывание относится и к деятельности воспитателя образовательного учреждения. В сегодняшних условиях методическое мастерство воспитателя должно быть научно-организованным обучением, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному росту.
За время своей работы в МБОУ « Никифоровская СОШ №1» повышала свою квалификацию на курсах профессиональной подготовки:
- «Организация воспитательного процесса в условиях школы полного дня».
Понимаю, что использование информационно – коммуникационных технологий играет важную роль, как в образовательном процессе, так и в самообразовании педагога, поэтому создала мини - сайт воспитателя группы продленного дня .
Участвовала в работе школьного методического объединения, посещала открытые занятия своих коллег, делилась опытом своей работы. Участвую в семинарах и конференциях различного уровня. Постоянно занимаюсь самообразованием. Читаю новинки методической литературы, систематически пополняю свою методическую библиотеку не только литературой, но и медиапродукцией, кроме того, широко использую в самообразовании ресурсы ИНТЕРНЕТ.
На сегодняшний день существует немало трудностей, с которыми сталкивается люди моей профессии. Прежде всего, огромные системные изменения, которые грядут в системе образования. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир и в тоже время он сталкивается с ограниченным количеством времени, необходимостью получать новые знания и отсутствием материальных возможностей.
В моей профессиональной деятельности наряду с достижениями есть проблемы, которые необходимо решать.
Современная социокультурная ситуация характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, а воспитание будущего поколения страны начинается в семье и общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из важных механизмов решения проблемы считаю разработку и реализацию программы со своими воспитанниками с целью формирования ценностных ориентиров.
Одно из важных направлений деятельности образовательных учреждений является сохранение и укрепление здоровья воспитанников Самообразование по вопросам повышения диагностических навыков, на мой взгляд, должно привести к созданию здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.
В современных экономических условиях родители большую часть времени проводят в «поисках» средств, для достойного содержания семьи, а ведь всем хорошо известно, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому очень важным считаю привлечение родителей к воспитанию детей. Организацию совместных праздников, поездок, экскурсий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности Белой Елены Алексеевны, учителя начальных классов филиала МБОУ Васильево-Петровской ООШ Еремеевской НОШ
В течение 5 лет я работала над организацией учебной деятельности с применением специальных средств, методов, приёмов здоровьесбережения. В педагогической литературе я искала направления, на котор...
Планирование с УУД по окружающему миру, 1 класс, ПНШ- Шумик Елена Борисовна
Развёрнутое календарно – тематическое планированиеПо программе «Перспективная начальная школа»На 2012 – 2013 учебный годОкружающий мир, 1 класс Учитель: Елена Борисовна Шумик, МКОУ «Хорошко...
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Программа Занкова» Учитель: Решетникова Елена Борисовна. Тема: Е.И.Чарушин. «Томка испугался»
Знакомство с рассказом Е.Чарушина "Томка испугался" Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа,воспитывать бережное отношение к животным, природе....
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня.
Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество...
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня
Свою задачу воспитателя вижу в том, чтобы организовать работу в группе продлённого дня в оптимальном режиме, обеспечить детям эмоциональный комфорт, безопасность, создать здоровьесберегающие условия д...
Рабочая программа группы продленного дня. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, воспитатель ГПД ГБОУ гимназии № 446
Рабочая программа группы продленного дня для начальной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....