Самоанализ воспитателя группы продленного дня Рогачевой Елены Борисовны
материал по теме

Рогачева Елена Борисовна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитателя

группы продленного дня  МБОУ « Никифоровская СОШ №1» Никифоровского района Тамбовской области

Рогачевой Елены Борисовны

Развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям. Происходят изменения в  организации образовательного процесса, в разработке и реализации  содержания основных образовательных  программ, в требованиях  к результатам   деятельности образовательных учреждений. Изменения затрагивают все образовательные учреждения, в том числе и наше. Главной целью МБОУ « Никифоровская СОШ№1» » является – создание в школе единой образовательной развиаюшей среды способствующей развитие личности обучающегося и подготрвки его к самореализациии в жизни. Исходя из целей МБОУ « Никифоровская СОШ №1» формулирую цели своей профессиональной деятельности, которые направлены на  социализацию личности ребенка: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Цели моей деятельности обеспечивают  реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Таким образом, цели моей профессиональной деятельности тесно согласуются с целями дошкольного общеобразовательного учреждения, в котором я работаю.

За время работы в МБОУ « Никифоровская СОШ №1» уделяла особое внимание решению следующих проблем:

  • Повышение качества обучения учащихся;
  • Развитие индивидуальности учащихся;
  • Развитие интереса к изучаемым предметам;
  • Развитие самостоятельности;
  • Формирование полезных привычек;
  • сохранению физического и психического здоровья детей.

Решение  важных педагогических проблем позволило мне  разработать и апробировать  различные занятия ( «Летят перелётные птицы» , «Добро и зло», «В поисках сказочных героев», « Добро и зло», «В поисках сказочных героев» «Школа вежливости» и др.), мероприятия («Сказка о пасхальном яйце», «Здравствуй осень» и др.), провести праздники («Мамин день», «Новогодняя сказка» и др.).  Моим  воспитанникам это дало достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов в нём.

        Методические  разработки моих  занятий,  мероприятий, праздников размещены на сайте в ИНТЕРНЕТ по адресу  http://nsportal.ru/elena-borisovna-rogacheva 

Решая проблему сохранения физического и психического здоровья детей , использовала в работе подвижные игры, организовывала и проводила  спортивные праздники, экскурсии. 

Бесспорно, что  инновации в системе образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Обобщая опыт своей работы  проводила  для коллег района открытые занятия, выступала на школьных методических объединениях по темам: «Современные подходы к познавательному развитию младших школьников», «Использование народных сказок в познавательном процессе», «Формирование положительной мотивации и познавательного интереса к учебной деятельности у школьников».   Вместе с тем, считаю, что в перспективе мне необходимо больше внимания уделять формированию адаптивности образовательной среды, рациональному использованию учебного времени детей и рабочего времени воспитателя.

Как воспитателю мне отводится важная роль в реализации программы развития общеобразовательного учреждения. Программа МБОУ « Никифоровская СОШ №1» предполагает создание модели «Развитие». Реализуя цели и задачи программы обеспечиваю права обучающихся на качественное образование; внедряю в  процесс  инновационные технологии;  формирую  на занятиях и вне занятий  исследовательские, творческие  умения и навыки у детей с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения образования, реализации индивидуальных запросов развития.

Нельзя не согласиться с  С. Френе, который утверждал, что  ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями, – главное действующее лицо воспитательного процесса. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ребенка и группы  в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.

Используя личностно-ориентированный подход,  строю свои взаимоотношения с детьми. Стараюсь обеспечить удовлетворение образовательных потребностей каждого воспитаника . Дифференцированное обучение, учет возрастных  особенностей помогает максимально развивать способности  каждого  ребенка.  Провожу работу  по развитию интеллектуальных способностей воспитанников  через творческую форму организации учебного процесса.   Главная цель этой работы -  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать школьникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Таким образом, по отношению к каждому ребёнку осуществлю личностно-ориентированный подход.  Создаю   каждому условия, необходимые для целостного развития личности, формирования компетентностей с учётом их индивидуальных способностей и возможностей, в соответствии с требованиями семьи и государства. Обеспечиваю сохранение, укрепление и развитие психического и физического здоровья.

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.  И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ "Об образовании”, "Конституция РФ”, "Конвенция прав ребёнка”, "Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".

   Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач  и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной.                       Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления: создание условий для личностного развития воспитанников; создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной); создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

 В своей педагогической деятельности использую программы: «Детство», «Истоки», «Наш дом природа» Рыжовой Н.А., «Радуга» Гербовой В.В., Дроновой Т.Н., Гризик Т.И.

На практике  реализуя  образовательную программу, использую в игровом процессе различные развивающие игры, а процессе обучения – специальные, подобранные по возрасту обучающие и дидактические материалы.

Используемые мной  методики  образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Так, методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы.

Методика  формирования математических представлений, помогает мне познакомить дошкольников с геометрическими фигурами, обучить  их обследованию величины и форме предметов, формированию представлений о счете. Методика  руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка, описания возможных форм организации творческих занятий.

Неотъемлемой частью воспитания является знакомство детей с природой. Целью методик используемых мной при ознакомлении детей с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Современное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы………….. 

Хорошо понимаю, что на современном этапе образования большую роль в обучении и воспитании детей играют информационно-коммуникационные технологии. И хотя продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут за это время имею возможность проводить индивидуальную работу, чередуя умственную, эмоциональную  и физическую  нагрузку,  при использовании ИКТ создаётся положительная атмосфера, позволяющая детям легко с большим интересом усваивать необходимые знания.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, так как они в значительной мере способствуют формированию всех качеств. Поэтому очень важно учитывать их в воспитании личности. Объектом  диагностики в образовательном учреждении является развитие ребенка, исходя из этого использую в своей работе  следующие виды диагностики:

Медицинскую, которая направлена на выявление состояние здоровья и физического развития ребенка. Участвую  в сборе первичной информации, например, при утреннем приёме ребенка, веду наблюдение за его самочувствием в течение дня, в случае выявления неблагополучия направляю к медсестре, который проводит более компетентное обследование ребёнка.

Психологическую. Предмет диагностики – психическое развитие ребёнка с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик.

Педагогическая. Предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Использую систему диагностики, которая приведена в программе Васильевой. На  основании полученных результатов  рассматриваю вопрос о необходимости коррекционной работы. Диагностика, строится на творческом и заботливом подходе к каждому ребенку. Использую методику на определение уровня вербального мышления (по К. Йерасеку), при помощи методики нелепицы мной оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами: животными, их образом жизни, природой.

Исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка мне помогают методики: «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы». Кроме того использую в своей профессиональной деятельности методики на определение уровня креативности, внимания.

В своей профессиональной деятельности осуществлю дифференцированный подход к детям. - с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечения) меняю содержание и форму учебной работы на протяжении одного занятия.

Имею информацию о воспитанниках, которая позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании.

Решающую роль  отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи  ребенку со стороны воспитателя, по степени самостоятельности при выполнении задания. Это особенно важно для слабых обучающихся. Моя задача – довести их до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности.  Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности детей  возрастала, а помощь воспитателя снижалась.

        Сильные воспитаники  нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать свои учебные возможности.

Цели и задачи, которые я ставлю перед собой в учебной и воспитательной работе, всегда согласуются с учетом индивидуальных, возрастных, психологических потребностей детей. Систематические мониторинги  не только показывают недостатки в моей работе, но и  дают мне возможность наметить пути их преодоления. Особенно актуальной  считаю индивидуализацию целей образования на уровне каждого воспитаника.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.В своей работе с трудными детьми стараюсь научить

самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекаю  в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучаю правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

Изучение состояния  эффективности  воспитательного процесса  в группе осуществляю с помощью диагностики. В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса  я выбрала: уровень воспитанности учащихся, формирование классного коллектива, наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в ГПД.

Уровень  психологической атмосферы в группе, где я работаю, находится на высоком уровне.  Проблемы в общении детей выявляю в ходе экспресс-диагностики, что позволяет своевременно вносить коррективы в отношения детей, предотвращать конфликты. С первого дня  работы стараюсь демонстрировать детям свое полное к ним доверие и уважение. Помогаю воспитанникам в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности. Стараюсь помочь каждому  в затруднительных ситуациях. Всегда открыто выражаю  детям свои чувства. Развиваю  в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.  Стремлюсь к достижению эмпатии, позволяющей понимать переживания каждого моего воспитанника.

На мой взгляд, добиться комфортной, благоприятной психологической атмосферы,  сделать характер отношений в группе дружеским, толерантным  можно, если не только в учебной, но и в воспитательной работе все  члены коллектива  будут  решать одинаковые цели, будут компетентными при решении поставленных задач, а также научатся разрешать конфликтные ситуации.  

В своей профессиональной деятельности  всегда стремлюсь к созданию единого образовательного поля, такой социальной среды, где наивысшие ценности моих воспитанников формируются при тесном сотрудничестве воспитателя и родителей. Свои взаимоотношения с родителями воспитанников строю на демократической основе. Важную роль в моей работе играет диагностика, проводимая  по различным методикам: анкетирование, социологические опросы, интервьюирование,  экспресс-прогноз и др. В процессе общения с родителями изучаю стиль их взаимоотношений с детьми, выясняю степень авторитетности, анализирую запросы относительно достижений, развития и прогресса каждого ребенка. Аналитическая работа помогает мне овладеть информацией об изменениях, происходивших в семьях моих воспитанников, своевременно корректировать направления своей деятельности и оперативно реагировать на возникавшие проблемы.

Информацию родителям о достижениях детей, результатах диагностики сообщаю в индивидуальных беседах,  на родительских собраниях  в частном порядке, индивидуально как в детском саду,  так и вне дошкольного образовательного учреждения. В беседах не делаю упора на отрицательные качества детей, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения. Довожу до сведения родителей требования  к обучению и воспитанию.

Положительным результатом своего взаимодействия с родительской общественностью считаю факт   их активного  участия  в подготовке открытых занятий, мероприятий, праздников.  

Таким образом, по отношению к родителям я веду работу по  активному включению их в совместную деятельность как равноправных и равноответственных партнёров, стараюсь разъяснить им важность и необходимость их роли в жизни ребёнка.

В нашей школе  царит атмосфера профессионального творческого поиска. К своим коллегам  отношусь с чувством глубокого уважения и искренней любви. Стараюсь со всеми членами коллектива поддерживать тёплые, дружелюбные отношения, легко иду на контакт, избегаю конфликтных ситуаций.

В ходе  диагностики установлено, что в моём поведении в коллективе отмечают такие качества как толерантность, открытость, готовность к взаимопомощи, креативность, доброжелательность. По словам коллег, я человек, который «не подведёт в трудной жизненной ситуации, окажет профессиональную и моральную поддержку, проблемы коллектива ставит выше собственных».

Считаю,  что от взаимоотношений с коллегами во многом зависит и мой профессиональный успех.

О том, что учитель живёт до тех пор, пока он учится, известно давно. Это высказывание относится и к деятельности воспитателя образовательного учреждения.  В  сегодняшних условиях методическое мастерство воспитателя  должно быть научно-организованным обучением, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному росту.

        За время своей работы в МБОУ « Никифоровская СОШ №1»  повышала свою квалификацию на курсах профессиональной подготовки:

  • «Организация воспитательного процесса в условиях школы  полного дня».

Понимаю, что использование информационно – коммуникационных технологий играет важную роль,   как в образовательном процессе, так и в самообразовании педагога,  поэтому   создала мини -  сайт воспитателя группы продленного дня .

        Участвовала в работе школьного методического объединения, посещала открытые занятия своих коллег, делилась опытом своей работы. Участвую  в семинарах и конференциях различного уровня. Постоянно занимаюсь самообразованием. Читаю новинки методической литературы, систематически пополняю свою методическую библиотеку не только литературой,  но и медиапродукцией, кроме того, широко использую в самообразовании ресурсы ИНТЕРНЕТ.

На сегодняшний день существует немало трудностей, с которыми сталкивается люди моей профессии. Прежде всего, огромные системные изменения, которые грядут в системе  образования. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать  познавать окружающий мир и в тоже время он сталкивается с ограниченным количеством времени, необходимостью получать новые знания и отсутствием материальных возможностей.

В моей профессиональной деятельности наряду с достижениями есть проблемы, которые необходимо решать.

Современная социокультурная ситуация характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, а воспитание будущего поколения страны начинается в семье и общеобразовательном  учреждении. Поэтому одним из важных механизмов решения проблемы считаю разработку и реализацию программы со своими воспитанниками с целью формирования ценностных ориентиров.

Одно из важных направлений деятельности образовательных учреждений является  сохранение и укрепление здоровья воспитанников Самообразование по вопросам повышения диагностических навыков, на мой взгляд, должно привести к  созданию здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.

В современных экономических условиях родители большую часть времени проводят в «поисках» средств, для достойного содержания семьи, а ведь всем хорошо известно, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому очень важным считаю привлечение родителей к воспитанию детей. Организацию совместных праздников, поездок, экскурсий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности Белой Елены Алексеевны, учителя начальных классов филиала МБОУ Васильево-Петровской ООШ Еремеевской НОШ

В течение 5 лет я работала над организацией учебной деятельности с применением специальных средств, методов, приёмов здоровьесбережения. В педагогической литературе я искала направления, на котор...

Планирование с УУД по окружающему миру, 1 класс, ПНШ- Шумик Елена Борисовна

Развёрнутое календарно – тематическое планированиеПо программе «Перспективная начальная школа»На 2012 – 2013 учебный годОкружающий мир, 1 класс Учитель:  Елена Борисовна Шумик, МКОУ «Хорошко...

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Программа Занкова» Учитель: Решетникова Елена Борисовна. Тема: Е.И.Чарушин. «Томка испугался»

Знакомство с рассказом Е.Чарушина "Томка испугался" Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа,воспитывать бережное отношение к животным, природе....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня.

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня

Свою задачу воспитателя вижу в том, чтобы организовать работу в группе продлённого дня в оптимальном режиме, обеспечить детям эмоциональный комфорт, безопасность, создать здоровьесберегающие условия д...

Рабочая программа группы продленного дня. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, воспитатель ГПД ГБОУ гимназии № 446

Рабочая программа группы продленного дня для начальной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....