КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
статья по теме

Приходько Валентина Евгеньевна

Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определенным нравственным поведением, регламентирующим взаимоотношения со сверстниками и учителем. Таким образом, с этого момента деятельность ребенка совершается по двум направлениям – учебному и социальному. Все мы без исключения признаем огромную роль школы в формировании личности. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prikaz_o_kategoriyakh_pedrabotnikov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ  И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

В.Е. Приходько – к.п.н., учитель начальных классов

МАОУ гимназия «Мариинская» г. Таганрога

        Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определенным нравственным поведением, регламентирующим взаимоотношения со сверстниками и учителем. Таким образом, с этого момента деятельность ребенка совершается по двум направлениям – учебному и социальному. Все мы без исключения признаем огромную роль школы в формировании личности. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли.

         Как видим, именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Следовательно, именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

         Принимая во внимание тот факт, что многие родители не владеют педагогическими технологиями воспитания и обучения, возникает необходимость сотрудничества семьи и школы по созданию программы ликвидации минусов и увеличения плюсов в формировании личности ребенка. Важно установить с родителями доверительные отношения, которые помогут взаимодополнять позитивные факторы семейного и школьного воспитания. Педагогу необходимо спланировать работу с родителями по трем основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их участию в его управлении. Таким образом,  учитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем и достичь усиления воспитательного потенциала.

        Что касается работы по формированию классного коллектива, то выстраивать ее необходимо в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики, которая поможет определить индивидуально-личностные особенности детей.

          Учитель берет на себя ответственность воспитывать, поэтому вполне оправдано его стремление и тяготение к совершенствованию личностных качеств, развитию эмоционально-волевой сферы, формированию положительной самооценки и внутренней культуры каждого ребенка. Планируя воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать важные условия, обеспечивающие качество воспитательно–образовательного процесса:

- Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.

- Опора на положительное в личности ребенка.

- Доверие к ребенку.

- Выявление мотивов поведения.

- Дифференцированный подход.

        В соответствии с этими условиями учитель должен выстроить комплексную систему воспитательной работы на весь период обучения детей в начальной школе. При таком условии эта работа будет планомерной, последовательной и результативной.

         Нравственные чувства формируются у ребенка в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. При этом важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстникам, стремление выручить товарища, оказать помощь. Важнейшим условием успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценностные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь, чувство уверенности в себе, в своих силах.

         К тому же, опорой младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока еще столь близкая ему. Но природа должна выступать как дом человечества и его собственный дом, в котором он живет и будет жить. Воспитывая бережное отношение к природе,  учитель закладывает основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни в целом.

       Русская природа трогает и волнует многих из нас. Ребенок же не может самостоятельно увидеть и постичь эту красоту, нужно помочь ему в этом. А понять ее детям помогут слова учителя, согретые собственными ощущениями радости, восхищения от общения с природой. Важно суметь связать воедино процесс восприятия красоты природы, ее отображения в искусстве с литературным творчеством самих детей (написание сказок). У детей 6 – 8 лет отношение к природе проявляется, прежде всего, в познавательной сфере. Этому способствует то, что большинство младших школьников увлечены процессом познания, им интересно узнавать что – то новое, получать ответы на свои “почему”.

       Воспитание – тяжкий труд. К тому же, как и в обучении, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. А переход на более высокую ступень воспитательной деятельности, предполагает прочную основу и необходимый для этого багаж знаний, психологическую готовность детей к работе по новому направлению.

       Повторная диагностика, в конце первого класса, уже предоставляет результат планомерной и систематической воспитательной направленности со стороны классного руководителя. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.

       Духовные и душевные качества, определяющие поведение, необходимы человеку в обществе, кроме того, от них зависит результат всего учебно-воспитательного процесса. И во втором классе стержневым должно быть духовно-нравственное воспитание. Его направленность заключается в коррекции, закреплении, и в то же время, углублении, расширении знаний и поведенческих новообразований. По истечении двух лет становятся заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинаются с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Любовь к родной природе, любовь к ближнему – вернейшие признаки любви к Родине.

        Третьей ступенью, на которую поднимаются третьеклассники, является патриотическое воспитание. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениях в 1-2 классах определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

       Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, экологией, природой родного края, развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа патриотического воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с удивительной природой и богатым животным миром. А проведение бесед, классных часов, уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность.

      Поскольку сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать набором таких характеристик, как социокультурная компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, а также профессиональная направленность, то указанные качества необходимо формировать уже в начальной школе. Поэтому в четвертом классе необходимо начинать профориентационную деятельность, представленную ролевыми и дидактическими играми, общественно-полезным трудом, экскурсиями на предприятия, где работают родители школьников, встречами с представителями разных профессий и т. д. В результате этой работы дети получают общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании самых распространенных профессий. У ребят формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к будущей профессии. Кроме того, у школьников формируется мотивация и интерес к трудовой и учебной деятельности, воспитывается старательность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. А, учитывая тот факт, что одновременно с работой по данным направлениям учителем обеспечивается развитие самоуправления в детском коллективе, то у детей формируется социально ценная направленность выполняемых поручений, ответственность за их выполнение, проявляется самостоятельность и творчество в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный и системный подход к воспитанию

Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретени...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества ...

Сущность системного подхода к воспитанию младших школьников

Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению з...

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в личностно-ориентированной системе образования

Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Каменский, отмечая в своем фундаментальном труде "Великая дидактика", что ученики различаются своими сп...