ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме
Статья в сборнике научных статей по материалам II Поволжской научно-практической конференции. Казань.2013
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ
Тазетдинова Г.Р.,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского района РТ, студентка III курса КФУ ОЗО, кафедры ПиМНО
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»
Ян Амос Коменский
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. [3, 8]
Достижению планируемых результатов обучения и воспитания способствует организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность как обязательный компонент нового Базисного (учебного) образовательного плана, во-первых, безусловно, расширит возможности вариативности образования, создаст реальные условия для ориентации его содержания на образовательные потребности отдельных школьников. Во-вторых, включение внеурочной деятельности в БУ(О)П может в определенной мере снять проблему дефицита учебного времени по ряду предметов, ведь благодаря выделению часов на внеурочную деятельность, появится возможность в случае необходимости использовать их для расширенного изучения материала какого-либо предмета. Как правило, уникальный социальный опыт, приобретенный в дошкольном детстве, остается с поступлением в начальную школу невостребованным. Как будто с первого сентября жизнь начинается заново. Внеурочная деятельность в начальной школе должна развиваться. Только тогда рождение социального «Я» происходит как гармоничный и целостный процесс. Сейчас для нас базисный учебный план – это перечень предметов, которые дети изучают в первой половине дня. Однако ребенок получает знания не только на уроках, но и вне урока. Появились школы полного дня, предоставляющие детям возможность оставаться после уроков, заниматься в кружках, учить второй иностранный язык – при поддержке бюджета или за деньги родителей. Но, к сожалению, не все родители могут оплатить дополнительные занятия для своих детей. До настоящего времени в финансовом отношении внеурочная деятельность была недоступна абсолютному большинству школ. Сейчас же в базисном учебном (образовательном) плане предусмотрена внеурочная деятельность (именно поэтому план назван не учебным, как раньше, а образовательным). [4, 56]
В проекте «Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе» есть четко сформулированный тезис: «Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50% и 50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Они реализуются в виде экскурсий, кружков, секций и т.п.»[1, 22] Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Предполагается, что занятия будут проводиться в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и так далее. А вести занятия смогут не только школьные учителя, но и другие преподаватели, в том числе педагоги учреждений дополнительного образования. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор – чем он хотел бы (и мог) заниматься. Поэтому особое внимание в новом стандарте уделено идее согласования требований семьи, общества и государства к образованию. Роль семьи невозможно переоценить. Многие родители считают, что только школа несет ответственность за эффективность образовательного процесса. Но с другой стороны, закон говорит и о том, что семья отвечает за образование ребенка. Одним словом, всегда действия и ответственность родителей и школы были разделены. Появление второй половины дня заставит тех и других найти точки соприкосновения. Нужно совместно понять потребности ребенка, его желания, договориться о том, в каких мероприятиях захочет принимать участие ребенок, может и должен. Далеко не везде есть учреждения дополнительного образования детей, и школа хотела бы этот пробел восполнить, организовать полную и интересную социальную жизнь детей. В школе могут организовываться разновозрастные группы, могут формироваться группы из параллельных классов. Кстати, разработчики стандартов не пришли к единому мнению относительно термина. Внеурочная деятельность или внеучебная деятельность. Сейчас в документах можно встретить и то, и другое определение. Самое главное, что это не работа, а именно деятельность. В перспективе – по проекту БУ(О)П основной школы – 10 часов на внеурочную деятельность будут сохраняться до IX класса. Иная ситуация в старшей школе. На этой ступени образования идет профильное обучение, и подходы к организации учебно-воспитательного процесса должны быть другими. Внеурочная деятельность – это своего рода полигон для испытания новых методов и организационных форм образования. Если организация занятий в процессе внеурочной деятельности покажет свою эффективность, то вполне возможно, что в будущем она постепенно может распространиться и на классно—урочную систему, потеснив традиционные формы и методы обучения. В настоящее время в Примерных программах для начальной школы по предметам, выпущенных издательством «Просвещение», предлагаются варианты системы работы с учащимися во второй половине дня. Появляются новые программы, как авторские, так и созданные коллективами разработчиков. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья детей.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах. [2, 9]
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограниченны. [2, 10]
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.) [2, 12]
Литература
1. Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе. с. 21-22.
2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников / Пособие для учителя. – 2010. с.7-12.
3. Разепина Н. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения / Журнал «Начальная школа». – 2012. №6 – с.8-10.
4. Садыкова Э. Внеурочная деятельность / Журнал «Мәгариф». – 2010. №4 – с.56-57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...
«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....
Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения 2012-2013
отчёт по внеурочной деятельности стандартов второго поколения...
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Доклад «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения.»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения
laquo;Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности программы , ...