О, великий и могучий русский язык!
план-конспект урока (2 класс) по теме

Минибаева Гульсина Вализановна

Урок-игра. Содержит занимательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра.

Учитель: Минибаева Г.В.

Тема: «О, великий и могучий русский язык!»

Цели урока:

  • развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное; пробуждать интерес к предмету через слово.
  • воспитывать любовь к своему родному языку, приобщить к истокам и основам родной культуры.

Ход урока:

I. О значимости родного языка.

Учитель: У нас с вами сейчас урок- игра о русском языке. Самая большая ценность народа - это язык, -язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из нас?

Ученики:   это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание.

Учитель: Прошу прочитать высказывания на экране.

1.        Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери. Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду.

К.Кулиев

2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще –с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.

Д.Лихачев 

- Какой язык вы считаете родным? Почему?

Родной от слов род, Родина.

Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно повезло, потому что …(слайд 2)

Русский язык:

-очень красивый, благозвучный, гибкий;

-богатейший по словарному запасу;

-на русском языке говорят многие народы

 

Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки.

– Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!

Детям дается время на выполнение задания.

Дети. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

К какой нации вы принадлежите?

     - Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели  зимние каникулы, как отдохнули, то вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы думали? Можете ответить: почему

Так вот, когда русского писателя В.И.Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ…(слайд 3)

-Кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит.

В. И. Даль

II.Подумаем (слайд4)

-чем кончается день и ночь?    (ь )

-чем кончается осень и начинается лето?  (о)

- в каком слове 40 гласных?     (сорок- а)

-в каком слове 100 согласных?     (сто- л, сто- г, сто- н)

-в каком глаголе « нет» слышится 100раз?    (сто- нет)

- какую ноту кладут в суп?    (соль)

Учитель. Молодцы, ребята!  

А сейчас проверим как вы приготовились к уроку дома.

–Дети читают пословицы о языке и о слове( приготовленные заранее) и объясняют их смысл

III.Какой должна быть речь?

Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Давайте выразительно прочитаем это  стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения?( Предполагаемый ответ: наша речь должна быть правильной и выразительной, мы

должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением

Слова- дрова,

Нас греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя,

Душа пытливая, как печь,

Всё время топится дровами.

IV.Физкультминутка.

V.Творческое задание.

Учитель. Я предлагаю вам немого отдохнуть  и выполнить творческое задание, которое называется  «А слово сказкой расцветало»

-А как вы думаете, какое задание я вам приготовила ?(Ответ детей. Нужно  вставить слова, чтобы был понятен смысл поэтических строк)

  1. Белка … поёт

Да … всё грызёт

2.Старик ловил …

А старуха пряла …

3.Там за речкой …

Есть … гора

В ней … нора

В … норе, во тьме …

Гроб качается… .

Учитель. Отрывки из каких произведений прочитали? Кто автор этих строк?

Дети. ( А.С. Пушкин. Великий русский поэт.)

VI.О богатстве русского языка.

Учитель. Русский язык богат и разнообразен , и то что понятно нам с вами, не всегда понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое ВЕТЕР В ГОЛОВЕ или СЕЛ В КАЛОШУ, или ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ?

Как называют такие устойчивые сочетания слов?

 Дети. (фразеологизмы)

 Шутки, которые понятны только русскому человеку.

 Учитель.Давайте и мы с вами немного поиграем…

     

 Составим поговорки…

1.Г…ло…н   как…

2.Х…тё… как…

3….пр…м как…

4.Б…лт…и… как…

5. Т…у…л…в как…

6.Х…а…р как…

7.Ск..л…зк…й как…

 Какие красивые получились предложения. А когда так говорят? (Поясняют дети)

     

Но очень часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова. Эти слова просто отравляют всё вокруг.

Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от небрежного обращения и сквернословия.

    Мы с вами учим русский язык, читаем произведения на уроках чтения. Конечно, хочется быть грамотным, хочется хорошо знать язык. А для чего?

 VII.Подведение итога.

Упражнение: закончи предложение…

Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(ответы детей)

-лучше понимать друг друга

-правильно говорить

-писать без ошибок

-лучше понимать прочитанное

-интересно рассказывать

VIII.Заключение.

Учитель.

В заключение предлагаю прочитать слова, которыми так трепетно, с такой безграничной любовью называет поэт русский язык.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана : из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умей же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Иван Бунин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брэйн-ринг. "Великий и могучий русский язык."

4 класс.Русский язык. Литературное чтение....

КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".

Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...

КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"

Занимательные, разнообразные  и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.

Пошаговое  моделирование внеурочной деятельности.  Вертикальная тема :  Великий  и  могучий  русский  язык.  Название проекта: Коммуникативная  роль ...

Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Конспект урока по русскому языку на тему : "Великий и могучий русский язык " 3 класс

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....