О, великий и могучий русский язык!
план-конспект урока (2 класс) по теме
Урок-игра. Содержит занимательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-игра.
Учитель: Минибаева Г.В.
Тема: «О, великий и могучий русский язык!»
- развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное; пробуждать интерес к предмету через слово.
- воспитывать любовь к своему родному языку, приобщить к истокам и основам родной культуры.
Ход урока:
I. О значимости родного языка.
Учитель: У нас с вами сейчас урок- игра о русском языке. Самая большая ценность народа - это язык, -язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из нас?
Ученики: это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание.
Учитель: Прошу прочитать высказывания на экране.
1. Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери. Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду.
К.Кулиев
2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще –с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.
Д.Лихачев
- Какой язык вы считаете родным? Почему?
Родной от слов род, Родина.
Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно повезло, потому что …(слайд 2)
Русский язык:
-очень красивый, благозвучный, гибкий;
-богатейший по словарному запасу;
-на русском языке говорят многие народы
Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки.
– Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!
Детям дается время на выполнение задания.
Дети. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
К какой нации вы принадлежите?
- Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели зимние каникулы, как отдохнули, то вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы думали? Можете ответить: почему
Так вот, когда русского писателя В.И.Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ…(слайд 3)
-Кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит.
В. И. Даль
II.Подумаем (слайд4)
-чем кончается день и ночь? (ь )
-чем кончается осень и начинается лето? (о)
- в каком слове 40 гласных? (сорок- а)
-в каком слове 100 согласных? (сто- л, сто- г, сто- н)
-в каком глаголе « нет» слышится 100раз? (сто- нет)
- какую ноту кладут в суп? (соль)
Учитель. Молодцы, ребята!
А сейчас проверим как вы приготовились к уроку дома.
–Дети читают пословицы о языке и о слове( приготовленные заранее) и объясняют их смысл
III.Какой должна быть речь?
Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Давайте выразительно прочитаем это стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения?( Предполагаемый ответ: наша речь должна быть правильной и выразительной, мы
должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением
Слова- дрова,
Нас греет речь,
Нас мыслей обжигает пламя,
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится дровами.
IV.Физкультминутка.
V.Творческое задание.
Учитель. Я предлагаю вам немого отдохнуть и выполнить творческое задание, которое называется «А слово сказкой расцветало»
-А как вы думаете, какое задание я вам приготовила ?(Ответ детей. Нужно вставить слова, чтобы был понятен смысл поэтических строк)
- Белка … поёт
Да … всё грызёт
2.Старик ловил …
А старуха пряла …
3.Там за речкой …
Есть … гора
В ней … нора
В … норе, во тьме …
Гроб качается… .
Учитель. Отрывки из каких произведений прочитали? Кто автор этих строк?
Дети. ( А.С. Пушкин. Великий русский поэт.)
VI.О богатстве русского языка.
Учитель. Русский язык богат и разнообразен , и то что понятно нам с вами, не всегда понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое ВЕТЕР В ГОЛОВЕ или СЕЛ В КАЛОШУ, или ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ?
Как называют такие устойчивые сочетания слов?
Дети. (фразеологизмы)
Шутки, которые понятны только русскому человеку.
Учитель.Давайте и мы с вами немного поиграем…
Составим поговорки…
1.Г…ло…н как…
2.Х…тё… как…
3….пр…м как…
4.Б…лт…и… как…
5. Т…у…л…в как…
6.Х…а…р как…
7.Ск..л…зк…й как…
Какие красивые получились предложения. А когда так говорят? (Поясняют дети)
Но очень часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова. Эти слова просто отравляют всё вокруг.
Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от небрежного обращения и сквернословия.
Мы с вами учим русский язык, читаем произведения на уроках чтения. Конечно, хочется быть грамотным, хочется хорошо знать язык. А для чего?
VII.Подведение итога.
Упражнение: закончи предложение…
Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(ответы детей)
-лучше понимать друг друга
-правильно говорить
-писать без ошибок
-лучше понимать прочитанное
-интересно рассказывать
VIII.Заключение.
Учитель.
В заключение предлагаю прочитать слова, которыми так трепетно, с такой безграничной любовью называет поэт русский язык.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана : из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умей же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Иван Бунин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брэйн-ринг. "Великий и могучий русский язык."
4 класс.Русский язык. Литературное чтение....
КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...
КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"
Занимательные, разнообразные и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль ...
Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»
laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....
Конспект урока по русскому языку на тему : "Великий и могучий русский язык " 3 класс
laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....