Информационная карта инновационного опыта
статья по теме
Один из вариантов информационной карты инновационного опыта учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного опыта
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Маркова Марина Юрьевна | МОУ «Лицей № 7» 430031 Республика Мордовия город Саранск, Проспект 70 лет Октября, 102 | Учитель начальных классов | 19 лет |
II. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта | Исследовательская работа, как способ повышения познавательной активности учащихся в начальной школе. |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Любопытство – это врождённая поведенческая модель, показывающая, что ребёнок успешно познаёт окружающий мир, что, в свою очередь, является первой ступенькой готовности к исследовательской деятельности. И я стараюсь поддерживать это стремление своих учеников – познавать мир. Считаю, что повышать познавательную активность младших школьников можно, используя исследовательскую деятельность. Цель учебного исследования – формирование исследовательских умений (учитель знает конечный результат, ученик – нет). Исследование составляет саму суть науки, без него полноценное естественнонаучное образование вообще не возможно. |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Использование исследовательской деятельности в начальной школе способствует: - повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; - созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах; - способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся; - повышению уровня самостоятельности и активности школьников; - повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; - повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Учитель, используя исследовательскую деятельность, выступает в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Положительные мотивы учения, интерес учащихся, учет возрастных особенностей, индивидуализация и дифференциация обучения, творческая активность, благоприятный микроклимат в коллективе, предоставление свободы выбора действий, эмоциональность. Часто исследовательская деятельность используется на уроках и во внеурочной деятельности. |
6.Результат изменений | Внедрение в обучение инновационных технологий способствует повышению познавательной активности, качества знаний обучающихся начальной школы, ведет к улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Участие детей в российских конкурсах. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Рабочий материал представлен на сайте |
III. Описание инновационного опыта учителя
Я провожу исследовательскую работу со своими учениками в нескольких направлениях. Работаю с детьми индивидуально. Организую исследовательскую работу в группах сменного состава, привлекаю к этой работе не только своих учеников, но и их родителей.
Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии; формируют навыки автономного обучения, учатся сами планировать свою деятельность, могут сами задать траекторию своего развития, что особенно актуально в условиях современной жизни.
Через общение в ходе исследовательской деятельности получают много полезной информации. Это осуществляется не только на уроках, но и на метапредметном уровне, на классных часах.
Вот темы детских исследований:
o С какой целью люди общаются?
o Кого считают хорошим собеседником?
o Почему мы улыбаемся?
o Отношение к хлебу.
В своей работе я использую исследовательскую деятельность третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся .
Подводя определённые итоги своей работы, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:
1. Развитие и удовлетворение познавательных потребностей учащихся.
2. Развитие самостоятельности мышления и деятельности и, как следствие, формирование творческой личности.
Участие учащихся в разнообразных олимпиадах:
- школьных;
- общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», "КиТ", "Кенгуру", "ЧиП"
3. Повышение качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...