Методический материал "Изучение басен с учётом преодоления трудностей"
учебно-методический материал по теме
Методический материал по теме "Изучение басен с учётом преодоления трудностей их восприятия" поможет учителю начальных классов качественно подготовить детей к восприятию басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_basen.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
Изучение басен с учётом преодоления трудностей их восприятия.
Из опыта работы учителя начальных классов
Ужановой Татьяны Васильевны
Басня – это один из видов лиро-эпического жанра, представляющий собой краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе с вытекающим из него поучением (моралью). Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом её достоинств.
1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне при правильно организованной классной работе хорошо осознаётся школьниками ( «Что осуждает басня ? Чему учит?»).
2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезмерно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и ёмкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключённой в них мысли, так и яркостью её выражения.
От других видов художественных произведений басня отличается тремя признаками : аллегоричность , наличием в ней морали и особым типом её чтения.
Особенная ценность басни для школьника не аллегория и мораль, а прежде всего её «живопись», художественные образы. И только И.А.Крылову удалось поднять басню на ступень высоко художественных произведений. Недаром его басни называются « маленькими комедийками». Его басенные персонажи метко охарактеризованы одной-двумя чертами. Они доступны детскому пониманию. Язык басен живописен. Использована колоритная народная речь.
Методика работы над басней считается достаточно разработанной : предложены несколько вариантов анализа, разнообразны приёмы и виды работы на уроке. Для того, чтобы дети могли правильно воспринимать басню и выделять её среди других жанров художественной литературы, нужно лишь методически грамотно организовать работу над басней на уроках чтения. А с этой целью необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии произведений басенного жанра и наметить те приёмы, которые будут способствовать их преодолению.
При изучении басни в начальной школе необходимо учитывать специфические особенности басенного жанра. Условно их можно разделить на содержательные (нравоучительный характер, аллегоричная форма, национальная основа басни), структурные ( особое построение басни : сюжетно-повествовательная часть и мораль), стилистические ( лаконичность языка, близость к разговорному, использование диалогов, краткость повествования, образ «лукавого рассказчика», сатиричность басни).
Предметом моего изучения является организационно-методическая система обучения детей чтению басен. Басни И.А.Крылова отвечают всем требованиям жанра. Но И.А.Крылов поднял басню на новую ступень развития. Крыловской басне присущи специфические особенности. На уровне содержания к ним можно отнести народность, реализм, иносказание. К структурным особенностям относятся наличие особой морали, наличие «пуанта» в сюжете, наличие антитезы в основе сюжета. Лаконичный народный язык повествования, особый басенный стих, образ «лукавого рассказчика», сатирическая направленность обличает стилевую сторону басенного творчества И.А.Крылова.
В программе для чтения в начальной школе включены наиболее доступные для детского восприятия басни И.А.Крылова и Л.Н.Толстого. Но, несмотря на видимую доступность, некоторые басенные особенности могут несколько затруднить правильное восприятие басен младшими школьниками. К ним можно отнести разную форму выражения морали, наличие в тексте басен устаревших слов и выражений, аллегоричность басенных образов, своеобразие героев, слабую связь сюжета с той жизненной ситуацией, ради которой он написан.
В систему изучения жанра басни в начальных классах положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному. Учёт имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения, углублённая логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность, позволяет учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценить прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.
Басни И.А.Крылова включены практически во все существующие программы по литературному чтению, так как она обладает свойствами дидактичности и доступности. Басня содержит неограниченный потенциал для воспитания школьников, так как дидактичность басни подразумевает наличие в ней важнейших нравственных проблем и мудрых советов баснописца по их разрешению. Доступность басни обусловлена её характерными жанровыми особенностями такими как: лаконичность, образность, выразительность речи, небольшой объём повествования, басенный юмор, острый сюжет-сценка, знакомые герои. Дидактичность и доступность обеспечили постоянное присутствие крыловских басен на страницах школьных учебников.
Чтобы произведение художественной литературы оказало своё полноценное воздействие на маленького читателя, необходимо обеспечить его правильное восприятие согласно авторскому замыслу. Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ребёнка. Восприятие аллегории и обобщённого смысла басни может представлять трудность для ряда учащихся. Поэтому при работе над баснями необходимо учитывать все особенности читательского восприятия и активно на него воздействовать.
Методика работы над басней обусловлена её спецификой как вида художественного произведения. Выделяют такие существующие признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Конечная цель чтения и анализа басни – это понимание её морали. Существуют различные методические подходы к изучению басни в начальной школе: традиционный, по системе Л.В.Занкова, подход Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. Процесс изучения басни имеет туже модель, что и любое художественное произведение : от первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ребёнку живо представить развитие действия, ярко воспринимать образы. Но чтобы басня оказала своё полноценное влияние на развитие школьников, учителя стремятся обеспечить правильное понимание басен. С этим связано и возникновение нескольких методических подходов к изучению басни в начальной школе, и использование различных творческих приёмов работы над басней – иллюстрирование, лепка и аппликация, драматизация, выразительное чтение.
Изложенные теоретические положения изучения басен в начальной школе позволили мне провести серию уроков по данной теме .
Целью данной работы являлось формирование у младших школьников умения полноценно воспринимать басни. Данная серия уроков преследовала решение следующих основных задач :
1. Познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова.
2. Формировать у второклассников умение правильно воспринимать басни, которое предполагает :
- осознание учащимися аллегории и морали басни ;
- понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности ;
- целостное представление учащимися о басне как о литературном жанре.
3. Формировать у младших школьников положительное, заинтересованное отношение к басенному творчеству И.А.Крылова.
Решение специфических задач органически сочеталось с решением общих задач уроков чтения. К ним можно отнести следующие :
- учить второклассников погружаться в мир художественной литературы, чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык;
- развивать речь и мышление учащихся, учить высказывать свои впечатления от прочитанного ;
- развивать творческое и воссоздающее воображение младших школьников ;
- формировать у учащихся умение передавать своё отношение к прочитанному и учить читать басни выразительно в соответствии с авторским замыслом и своим отношением ;
- стимулировать интерес второклассников к дальнейшему изучению творчества И.А.Крылова;
- формировать нравственно – эстетическое отношение младших школьников к жизни путём чтения басен И.А.Крылова.
Нами были определены направления работы над басней, цели и задачи работы на каждом отдельном уроке.
В соответствии с основными задачами работа над изучением басен велась в двух направлениях :
1. Формирование достаточного теоретического уровня знаний второклассников о жанре басни, способствующего её полноценному восприятию.
2. Формирование осознанного понимания учащимися каждой конкретной басни. Правильное восприятие ими морали, аллегории и других элементов басни.
Условно эти направления можно назвать теоретическим и практическим. Работа по данным направлениям проводилась на каждом уроке и предполагала реализацию поставленных перед нами целей по каждому направлению. Посредством достижения целей учащиеся постепенно, шаг за шагом продвигались по пути формирования умения правильно воспринимать басни И.А.Крылова. Представим направления работы и их цели на каждом уроке в виде таблицы :
Таблица № 1.
Номер урока | Теоретическое направление | Практическое направление |
Урок № 1 | Актуализация знаний о басенном жанре и чёткое выделение основных признаков басни. | 1. Знакомство с баснописцем И.А.Крыловым. 2. Формирование умения осознавать аллегорию и мораль басни через анализ содержания. |
Урок № 2 | 1. Расширение знаний об особенностях жанра басни – знакомство с новым способом выражения морали. 2. Формирование целостного представления о жанре басни. | 1. Преодоление трудностей, связанных с особенностями выражения морали. 2. Формирование умения обобщать сказанное и осознавать мораль через анализ поведения героев и авторской оценки. |
Урок № 3 | 1. Расширение знаний об особенностях жанра басни – знакомство с новым способом выражения морали. 2. Формирование целостного представления о жанре басни. | 1.Преодоление трудностей, связанных с противоречивостью басенных образов и новым способом выражения морали. 2. Формирование умения осознавать аллегорию и мораль басни через анализ характерных черт персонажей басни. |
Урок № 4 | 1. Обобщение знаний учащихся о жанре басни. 2. Формирование целостного представления о жанре басни. | 1. Выявление пробелов в восприятии басни учащимися. 2. Контроль и учёт знаний. |
Для достижения поставленных на каждом уроке целей использовались различные методические приёмы и виды работы над басней.
С целью формирования достаточного теоретического уровня знаний второклассников о жанре басни была организована работа с таблицей. Данная таблица представляла собой максимально обобщённое определение басни с чётко выделенными основными признаками. Вид таблицы несколько изменялся в соответствии с поставленными на каждом уроке целями.
На первом уроке таблица давалась в развёрнутом виде и была предназначена для актуализации имеющихся у второклассников знаний о басне и чёткого выделения её основных признаков.
БАСНЯ - краткий рассказ, |
ГЕРОИ - ? |
ПОРОКИ - недостатки людей |
МОРАЛЬ - поучение |
Учащиеся отвечали на вопросы учителя с помощью таблицы, а затем учитель давал по таблице определение басни.
На втором уроке таблица принимает более сокращённый вид и составляется учителем на доске в процессе ответов учащихся на вопросы об особенностях басенного жанра.
БАСНЯ - |
ПОРОКИ |
МОРАЛЬ |
На третьем уроке учащиеся самостоятельно объясняли каждую строку таблицы.
На уроке обобщения второклассники давали полное определение басни с использованием данной таблицы.
Таким образом, данный приём обеспечивал постепенное формирование у учащихся целостного представления о басне как литературном жанре. А это, в свою очередь, способствовало правильному восприятию отдельных басен И.А.Крылова.
Работа по формированию практических умений при восприятии басен младшими школьниками требовала чёткого определения тех методических приёмов и видов работы, которые смогли бы предотвратить трудности при восприятии басни.
Анализ специальной литературы и результатов проведённого нами опроса поставил цель сопоставить особенности басен И.А.Крылова, приёмы и виды работы, которые способствовали бы преодолению трудностей восприятия басен. На этой основе была составлена таблица.
Таблица № 2
Особенности басни, затрудняющие её восприятие учащимися. | Виды работы над басней, предотвращающие трудности. |
1. «Лебедь, Щука и Рак» | |
Аллегоричность образов Лебедя, Щуки и Рака. | 1. Анализ поведения героев. 2. Рассказ об образе жизни этих животных. |
Сатирическая направленность басни | 1. Беседа о личности И.А.Крылова. 2. Раскрытие образа «лукавого рассказчика». 3. Выразительное чтение басни учащимися. |
Трудные слова (лад, му´ка, поклажа, воз ) и особый стиль изложения. | 1. Объяснение значений слов. 2. Выборочное перечитывание. 3. Словесное иллюстрирование. |
2. «Чиж и Голубь» | |
Мораль не выражена отдельно, а представлена в последней строке басни как слова автора. | 1. Знакомство с моралью до чтения басни. 2. Сопоставление смысла басни с пословицей. |
Серьёзность поставленной в басне проблемы взаимовыручки. | 1. Беседа - размышление. 2. Обсуждение жизненных ситуаций. |
Аллегоричность образов | 1. Анализ поведения героев. 2. Выяснение отношений учащихся к героям. 3. Определение авторской оценки. 4. Чтение по ролям. 5. Чтение с использованием пластики. |
Сатирическая нравственность басни. | 1. Раскрытие образа «лукавого рассказчика». 2. Выяснение авторской оценки. 3. Выразительное чтение басни учащимися. |
Трудные слова ( западня, ручаюсь, силок) и особый стиль изложения. | 1. Объяснение значений трудных слов. 2. Выборочное перечитывание. 3. Беседа - размышление. |
3. «Стрекоза и муравей» | |
Мораль басни – последние слова Муравья. | 1. Беседа о разных способах выражения морали. 2. Сопоставление морали с пословицей. |
Аллегоричность образов Стрекозы и Муравья. | 1. Анализ иллюстраций к басне. 2.Анализ поведения героев. |
Своеобразие и противоречивость образа Стрекозы. | 1. Постановка проблемного вопроса. 2. Выборочное перечитывание, драматизация. 3. Беседа об образе жизни Стрекозы и Муравья. |
Трудные слова ( кати´т, боле, нужда, кум, вешних, муравах). | 1. Объяснение значений слов. 2. Выборочное перечитывание. |
Сатирическая направленность басни. | 1. Раскрытие образа «лукавого рассказчика». 2. Выразительное чтение басни. |
В таблице представлены лишь некоторые особенности басен и виды работы над ними.
Представляю серию уроков чтения басен И.А.Крылова во 2 классе.
УРОК № 1.
Тема: Мир басен И.А.Крылова. Басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Цели : - познакомить учащихся с великим русским баснописцем
И.А.Крыловым ;
- актуализировать и расширить знания второклассников о басенном
жанре ;
- учить школьников осознавать аллегорию и мораль басни, понимать
цель её написания ;
- формировать навык правильного, сознательного и выразительного
чтения басни учащимися.
ХОД УРОКА :
I. Подготовка к первичному восприятию.
1. Актуализация знаний учащихся о басенном жанре.
- Ребята, что такое басня ?
- Каких басенных героев вы знаете ?
- Чем басня отличается от простого рассказа ?
- Итак, басня - это короткий рассказ, поучительного характера, где под видом животных скрываются люди, высмеиваются человеческие пороки ( недостатки) и содержится мораль ( поучение).
2. Знакомство с баснописцем.
- Сегодня мы открываем ещё одну страничку в изучении великих русских писателей и начинаем знакомство с творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова. Баснописцем называют человека, который сочиняет басни. Прочитаем это слово хором : БАСНОПИСЕЦ.
- Родился и жил Иван Андреевич Крылов в XIX столетии, в великое время Пушкина, Тургенева, Даля и был их современником. А.С.Пушкин высоко ценил его творчество и называл «шутником бесценным» и «выразителем духа русского народа». Ему нравилось «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения».
Родился И.А.Крылов в семье армейского офицера. С 10 лет начал работать, так как умер отец и нужно было кормить семью. В свободное от работы время он занимался своим образованием : изучал иностранные языки, математику, литературу.
Басни И.А.Крылов начал писать уже в зрелом возрасте, имея богатый жизненный опыт и умение подмечать все недостатки окружающих. Посмотрите на портрет баснописца - в его взгляде светится ум, мудрость, доброта и усмешка. Кажется, он видит людей насквозь. В своих баснях писатель высмеивал пороки, учил уважать лучшие качества человека. Его басни ( а написал он огромное количество) были известны и любимы всеми.
В память благодарные потомки поставили баснописцу памятник в Петербурге в Летнем саду - Иван Андреевич сидит в большом кресле в окружении героев своих басен.
3. Постановка учебной задачи.
- Басни И.А.Крылова знают и любят все. А многие строки вошли в нашу жизнь как пословицы. Что же сделало их такими популярными ? В чём особенности крыловских басен, секрет их «вечной жизни» ? Раскрытию этого секрета мы и посвятим изучение басен И.А.Крылова.
4.Знакомство с героями басни.
- Прочитайте на доске название басни, с которой мы познакомимся сегодня.
- Кого мы называем словом ЛЕБЕДЬ ? (Большая водоплавающая птица).
- Рак ? (Покрытое панцирем водное животное с клешнями, может пятиться назад).
- Щука ? (Хищная рыба).
- Мы видим, что это животные, которые ведут разный образ жизни.
- Читая басню, героями которой являются эти животные, главное - понять тот добрый совет, который даёт нам автор.
II. Первичное восприятие.
Читает учитель наизусть.
III. Проверка первичного восприятия.
- Какую историю о Лебеде, Щуке и Раке рассказал автор в своей басне ?
- Какой момент басни вам больше всего запомнился ?
- Какой же мудрый совет даёт баснописец ?
- Чтобы точнее ответить на этот вопрос, перечитаем басню ещё раз.
IV. Вторичное восприятие.
V. Анализ содержания.
- С чего начинается история ?
- Какую работу решили выполнить герои ? Прочитайте.
- Как они её выполняли ? Найдите слова автора.
- Тяжела ли была поклажа ? Как говорит об этом баснописец ?
- Смогли ли герои басни сдвинуть воз ? Почему ?
- В чём причина таких действий ? ( Они не договорились между собой).
- Прочитайте две последние строки басни. Как вы думаете, серьёзно ли автор говорит о том, что мы не можем судить, кто виноват ?
- Конечно, Иван Андреевич говорит об этом с усмешкой, ведь мы уже с первых строк басни знаем, что все герои не правы.
- Что бы вы посоветовали героям басни, чтобы они смогли совершить задуманное ? ( Прежде чем что-то делать, надо обдумать свои действия и правильно, согласованно организовать работу).
- В каких словах басни заключена основная мысль ?
- Как называются эти слова в басне ? (Мораль). В этой басне сам автор является выразителем морали.
- А кого можно увидеть под масками героев басни ? ( Людей, которые не могут организовать совместный труд).
VI. Обобщение.
- Что же высмеивает И.А.Крылов этой басней ?
- Какой мудрый совет даёт нам автор ?
-Как нужно действовать, если решили работать вместе ? ( Согласованно и организованно).
- Прочитайте пословицу, помещённую в книге после басни. Подходит она к басне ? Докажите.
VII. Выразительное чтение.
- Прочитаем басню ещё раз. Теперь мы знаем, что хотел сказать автор этим произведением.
- На сколько частей можно разделить басню ?
- С каким выражением будем читать мораль? (Спокойно, убедительно, с интонацией поучения ).
- Попробуем прочитать выразительно мораль.
- А с каким чувством будем читать содержательную часть ?
- Читая, нужно помнить, что хотел сказать автор своей басней, и постараться, чтобы слушатели не только представляли себе героев и сложившуюся ситуацию, но и поняли, что мы не одобряем их поведение и смеёмся вместе с баснописцем.
VIII. Домашнее задание.
Чтение басни наизусть.
IX. Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы начали знакомство с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
- Кого называют баснописцем ?
- А какое произведение мы называем басней ?
- Что такое мораль ?
- Для чего И.А.Крылов писал свои басни ?
- Весёлые это произведения или грустные ? Почему вы так решили?
- Какую басню мы читали сегодня ?
- Какой мудрый совет даёт в ней Иван Андреевич ?
УРОК № 2
ТЕМА : И.А.Крылов. Чиж и Голубь.
ЦЕЛИ :
- расширять знания учащихся о признаках басни, познакомить с
новым способом выражения морали ;
- преодолевать трудности, связанные с особенностями выражения
морали и аллегории;
- учить осознавать мораль и аллегорию басни через анализ
поведения героев и авторской оценки ;
- учить понимать цель написания басни и её сатирическую
направленность через раскрытие образа «лукавого рассказчика»;
- формировать навык правильного, сознательного и выразительного
чтения.
ХОД УРОКА :
I. Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке ?
- Как называют человека, который пишет басни ?
- Что интересного вы можете рассказать о его жизни и творчестве ?
- А сейчас представьте себя в роли рассказчика басни – послушаем чтение наизусть басни «Лебедь, Щука и Рак».
II. Подготовка к первичному восприятию.
1. Актуализация знаний о басне.
- Чтобы раскрыть секрет басен И.А.Крылова нужно очень хорошо знать, что такое басня .
- Какие произведения называются баснями ?
- Что такое мораль ?
- Кто является героями басни ?
- Что о них можно сказать ?
- Чтобы вам было легче понять смысл любой басни, надо помнить о её особенностях. В этом нам поможет таблица ( учитель рисует таблицу на доске и комментирует).
БАСНЯ - |
ПОРОКИ |
МОРАЛЬ |
2. Беседа о героях басни.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова. прочитайте её название с доски.
ЧИЖ И ГОЛУБЬ.
- Что это за птицы ? Знакомы ли они вам ?
(Чиж - небольшая лесная птичка, очень подвижная и общительная ; голубь - птица серо-голубого цвета, легко приручается человеком).
- Прочитайте фразу, записанную на доске
« Вперёд чужой беде не смейся…»
- Как вы понимаете её смысл ?
- Почему нельзя смеяться над чужой бедой ?
- Ребята, это записана мораль басни. Как вы думаете, о чём может пойти речь в самой басне ? Какую историю можно рассказать ?
- Послушаем историю, сочинённую И.А.Крыловым.
III. Первичное восприятие.
Читает учитель наизусть.
IV. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась ли вам басня ? Что запомнилось ?
- Какова главная мысль басни ?
- Прочитайте пословицу, записанную на доске :
ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.
- Как вы её понимаете ?
-Связана ли эта пословица с нашей басней ? Как ?
- Чтобы ответить на этот вопрос перечитаем басню ещё раз.
V. Вторичное восприятие.
VI. Анализ содержания.
- Что произошло с Чижом ? Найдите ответ в тексте.
- Как автор относится к Чижу ?
- Какие слова раскрывают нам его отношение ? Как он называет Чижа? (Бедняжка). А западню ? (Злодейка).
- Как отнёсся молодой Голубь к беде Чижа ? Прочитайте, как об этом говорится в басне.
- Что значит слово издевался ? ( Насмехался, злорадствовал).
- С каким чувством будем читать слова Голубя ? ( Насмешливо, без сочувствия, с уверенностью, что с ним такого никогда не случится).
- Попробуйте прочитать слова Голубя с такой интонацией.
- Что же случилось с Голубем ?
- Какие чувства вы к нему испытываете ?
- А как к нему относится автор ? (Осуждает). Найдите слова, доказывающие такое отношение.
- Почему баснописец называет Голубя «Голубок» ? (Говорит с усмешкой).
- Кого можно увидеть под масками Чижа и Голубя ?
VII. Обобщение.
- Прочитайте ещё раз пословицу, записанную на доске. О чём в ней говорится ? Как она связана с басней ?
- Что же нужно делать, если у кого-то случилась беда ?
- А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы выручали товарища из беды ? Расскажите.
VIII. Чтение с использованием пластики.
- А сейчас мы ещё раз прочитаем басню - по ролям.
- Сколько в басне действующих лиц ? Перечислите.
- Найдите в тексте, как вёл себя Чиж. Опишите его движения. ( Он попал в ловушку, пытается вырваться, машет крыльями, мечется из стороны в сторону ).
- Кто покажет движения Чижа , попавшего в западню ?
- А как вёл себя Голубь по отношению к Чижу? (Он с важностью расхаживал и насмехался).
- Покажите его движения.
- Что и каким голосом он говорил Чижу ? Прочитайте.
- А как автор относится к Чижу ? Голубю?
- Прочитайте слова автора.
- С каким чувством будем читать ?
- Какие движения можно использовать ? Покажите.
- А теперь выберем действующих лиц и покажем всю историю в действии.
IX. Итог урока.
- С какой басней познакомились сегодня ?
- Какой мудрый совет даёт в ней баснописец ?
- Что осуждает автор ?
- Какие особенности басни помогли нам правильно её понять ?
УРОК № 3
ТЕМА: И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей .
ЦЕЛИ :
- расширить знания учащихся о признаках басни , познакомить
с новым способом выражения морали ;
- преодолевать трудности, связанные со своеобразием басенных
образов и особенностями выражения морали ;
- учить осознавать аллегорию и мораль басни через анализ
характерных черт персонажей ;
- учить понимать цель написания басни и её сатирическую направ-
леность через раскрытие образа «лукавого рассказчика»;
- формировать навык правильного, сознательного и выразительного
чтения басни учащимися.
ХОД УРОКА :
I. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни «Чиж и Голубь».
II. Подготовка к первичному восприятию.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова. Посмотрите на иллюстрацию : кто на ней изображён ? (Стрекоза, муравей).
- Басня И.А.Крылова так и называется «Стрекоза и Муравей».
- Что вы знаете о муравьях ? (Это насекомые, живущие семьями в муравейниках, очень трудолюбивые, их всегда можно увидеть несущими какой-нибудь груз).
- А что можно сказать о стрекозах ? (Стрекоза - это крупное насекомое с длинным тонким телом, прозрачными крылышками и огромными глазами ; в хорошую погоду она беззаботно носится по воздуху с огромной скоростью, а в ненастье становится совершенно неподвижной и замирает на какой-нибудь травинке).
- Как вы думаете, почему на иллюстрации и Стрекоза и Муравей так похожи на людей ?
- Почему именно такими их изобразил художник ?
- Какой человек может скрываться под маской Муравья в басне ? (Трудолюбивый, серьёзный).
- А под маской Стрекозы ? ( Беззаботный, легкомысленный).
- Давайте проверим свои догадки, познакомившись с басней.
III. Первичное восприятие.
Читает учитель наизусть.
IV. Проверка первичного восприятия.
- Кто из героев басни вам больше понравился ?
- Кого высмеял И.А.Крылов в этой басне ?
- За что же автор осудил Стрекозу ? Может быть, она вовсе и не плохая, просто очень любит лето. Ей так легко и весело, что она забывает про всё на свете. А тут зима…
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ещё раз прочитать басню, обратить внимание на каждое слово баснописца, потому что каждое слово в басне важно для раскрытия её смысла.
V. Вторичное восприятие.
VI. Анализ содержания.
- Как называет баснописец Стрекозу ?
-Кого называют словом попрыгунья ? ( Того, кто всё время вертится без цели, не сидит на месте). Подтвердите словами басни.
- Как вела себя Стрекоза летом ? Докажите словами из текста.
- Трудилась ли она летом ? Почему ? Найдите ответ в тексте.
- Значит, Стрекоза даже не задумывалась о том, что её ждёт зимой, и не трудилась, чтобы к ней подготовится.
- О каком качестве характера это свидетельствует ? (Беззаботность, легкомыслие, лень).
- Что произошло неожиданно для Стрекозы ? ( Наступила зима). Как говорит об этом автор ?
- Почему это стало неожиданностью для неё ?
- Найдите строки в которых И.А.Крылов описывает приход зимы. Какую картину вы себе представили ?
- Осталась ли она такой же беззаботной и жизнерадостной ? Почему ? Как говорит об этом автор ?
- Куда решила пойти Стрекоза ?
- С каким чувством она пошла ? Найдите строки.
- Что значит удручена ? (Огорчена, угнетена).
- Какое слово использует автор, чтобы показать действия Стрекозы ?
- Испытывает ли она хоть каплю раскаяния в своём поведении летом в этот момент ?
- Почему автор пишет, что она ползёт ? (Ей холодно, она хочет вызвать жалость и сострадание Муравья).
- Найдите в тексте, с какими словами Стрекоза обращается к Муравью.
- Почему наша героиня называет его «Кум милый», «Голубчик»? ( Чтобы польстить ему).
- Попробуйте передать настроение Стрекозы, читая её слова выразительно.
- О чём спрашивает её Муравей ? Прочитайте.
- Как вы думаете, знает ли Муравей о том, как жила попрыгунья летом ? (Да).
- Зачем же он спрашивает ? (Он возмущён её поведением, так как уважает труд и презирает безделье и легкомыслие, и также хочет услышать, может быть, её раскаяние ).
- Что отвечает ему Стрекоза ? Какие чувства она при этом испытывает ?
- С какой интонацией будем читать её слова ?
- Изменилась ли интонация по сравнению с предыдущей фразой Стрекозы ?
- Испытывает ли Стрекоза сожаление о своём поведении ? ( Нет, она просто вспоминает лето и вся поглощена этими воспоминаниями).
- Попробуем прочитать слова Стрекозы.
- Как отвечает ей Муравей ? Почему в конце предложения стоит восклицательный знак ? (Муравей возмущён).
- Как вы понимаете слова Муравья ?
- Прочитайте пословицу с доски :
Делу время, а потехе час.
Как вы её понимаете ?
- Мог бы Муравей использовать её в ответе ? Почему ?
VII. Обобщение.
- Можно ли сказать, что последние слова Муравья выражают главную мысль басни ?
- А в каких словах заключена мораль ? ( В словах Муравья).
- Чем же отличается эта басня от ранее изученных ? ( Выразителем морали является герой басни – Муравей).
- Какой же человек скрывается под маской Стрекозы ? Муравья ?
- Что осуждает И.А.Крылов в этой басне ? Чему учит читателей ?
VIII. Выразительное чтение басни и творческие виды работы.
1.- Прочитаем басню выразительно по ролям.
- Сколько действующих лиц в басне ? Назовите их.
- С одной ли интонацией будем читать слова Стрекозы ? Как будет меняться интонация ?
- С какой интонацией будем читать слова Муравья?
- Какова роль автора в басне ? (Он рассказывает о событиях, помогает читателям понять характер героев, выражает своё отношение к героям).
- Как относится автор к Стрекозе ? Муравью ?
- С какой интонацией будем читать ?
- Итак, выберем действующих лиц и прочитаем басню по ролям.
2.- А какие картины можно нарисовать к басне ?
- В каком порядке их можно расположить?
- Как вы представляете себе первую картину ?
- Какие слова басни помогают нам её увидеть ?
- Какой будет вторая картина ?
- Третья ?
IX. Итог урока.
- С какой басней мы познакомились ?
- Что осуждает в ней баснописец ?
- Чем эта басня отличается от других ?
- Посмотрите на таблицу на доске. Что нового о басенном жанре мы узнали сегодня ?
- Объясните каждую строку таблицы.
УРОК № 4.
ТЕМА: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
ЦЕЛИ:
- обобщить знания учащихся о басне как жанре ;
- помочь второклассникам составить целостное представление о
басенном творчестве И.А.Крылова ;
- выявить пробелы в восприятии басен школьниками ;
- проверить сформированность у учащихся основных умений по
правильному восприятию басен ;
- контроль и учёт знаний учащихся о басенном жанре.
ХОД УРОКА :
I. Актуализация знаний о баснях И.А.Крылова.
- Что такое басня ? (Дети самостоятельно заполняют табличку и дают полное определение басни).
- Почему герои басни так похожи на людей ?
- Что является основой каждой басни ?
- С какими баснями И.А.Крылова мы с вами познакомились ?
II. Вступительное слово учителя.
- Великий русский писатель Н.В.Гоголь говорил, что басни И.А.Крылова «составляют книгу мудрости самого народа». Как вы понимаете эти слова ?
- Что значит «КНИГА МУДРОСТИ НАРОДА» ?
- Сегодня на уроке мы ещё раз окунёмся в мир крыловских басен и докажем справедливость этих слов.
- Мы встретимся с известными вам басенными героями и почерпнём мудрости из басен.
III. Конкурс чтецов.
- О ком эти строки :
КАК ПОД КАЖДЫМ ЕЙ ЛИСТКОМ
БЫЛ ГОТОВ И СТОЛ И ДОМ.
- Правильно, о Стрекозе. А какая она по характеру ?
- Стрекоза очень легкомысленная, жизнерадостная, любит петь танцевать и слушать стихи. Она знает, что вы дома готовили чтение басен наизусть, и хочет послушать, чтобы выбрать лучшего чтеца.
IV. Беседа о крылатых выражениях.
- Многие строки из басен И.А.Крылова стали пословицами или крылатыми выражениями. Крылатые выражения – это меткие выражения, слова, которые как бы слетели со страниц книг и прочно вошли в нашу речь.
- Сегодня крылатые выражения предлагают нам крылатые герои. Догадайтесь, кто это :
БЕДНЯЖКА В НЕЙ И РВАЛСЯ, И МЕТАЛСЯ.
НЕ ПРОВЕЛИ БЫ ТАК МЕНЯ.
- Из каких басен эти крылатые выражения ? Объясните их смысл.
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- Ты всё пела ? это дело : так поди же попляши !
- Чем являются в басне эти слова ? (Моралью)
- А кто может выражать мораль в басне ?
V. Игра «Собери фразу».
- Слова басен доступны читателям и легко запоминаются. Герои одной басни везли целый воз строчек из басен. Кто это ? (Лебедь, Щука и Рак)
- Но они не могли договориться, перессорились – воз качнулся и фразы рассыпались. Давайте поможем собрать фразы и отгадаем, из каких они басен.
- А Голубь молодой над ним же издевался.
- И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.
- И вместе трое все в него впряглись.
-Что высмеял Крылов в этих баснях ?
VI. Контроль и учёт знаний.
- Отгадайте, чьи это слова :
КУМУШКА, МНЕ СТРАННО ЭТО :
ДА РАБОТАЛА ЛЬ ТЫ В ЛЕТО ?
- Итак, следующий наш гость – Муравей. Из какой он басни ?
- Он очень трудолюбивый, уважает ваше стремление к знаниям и предлагает вам ответить на вопросы : (дети письменно отвечают на вопросы, таблица закрывается)
1. Что вы знаете об И.А.Крылове ? (Кто такой И.А.Крылов?)
2.Как называют человека, который пишет басни ?
3. С какой целью пишутся басни ?
4.Что в басне называют пороком, высмеиваемым автором ?
5.Чем басня отличается от рассказа ?
6.Что такое мораль ?
7.Что вы можете сказать о героях басни ?
8 .Что такое басня ? Дайте её определение.
9. Какие басни И.А.Крылова вы знаете ? Какие советы даёт в них автор?
VII. Итог урока.
- Пришла пора прощаться с баснями и с их героями. Вы доказали, что знаете и любите басни.
- Какие секреты басен вы знаете ?
- Расскажите всё о баснях, используя таблицу.
- Почему же басни И.А.Крылова называют «книгой мудрости самого народа» ?
Список используемой литературы
1. Водовозов В.И. О педагогическом значении басен И.А.Крылова.// Журнал Министерства народного просвещения.-1863.XII. Цит.по ст. Л.И.Черемисиновой. Мораль в баснях И.А.Крылова. Проблемы школьной интерпретации. //Начальная школа -2003. -№10.
2.Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980. - № 6.
3.Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе. – С-Пб., 1997.
4.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
5. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.VIII. – М., 1952.
6.Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. – М., 1964.
7. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981.
8. Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. // Начальная школа. – 2004. - № 6.
9. Дмитриева Е.Д. Использование звукописи при чтении басен Крылова. // Начальная школа. – 1982. - № 3.
10. Крылов И.А. Соч. : В 2 т. Т. II. Басни. – М., 1984.
11. Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. – 1985. - № 4.
12. Кубасова О.В. Совершенствование умения читать. –В кн.: Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. М.С.Соловейчик. –М. ,1994.
13. Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А.Крылова. // Начальная школа. – 2003. - № 10.
14. Чернец Л.В. Литературные жанры. –В кн.: Введение в литературоведение./ Под ред. Г.Н.Поспелова. –М.,1988.
15. Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басни. // Литература в школе. – 2002. - № 1.
16.Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Под ред. В.И.Новикова. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
Беседа с родителями преодоления трудности чтения
Беседа с родителями преодоления трудности чтения...
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....
"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка....
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения ( с использованием нейропсихологических методов)
Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения....
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...