Материалы к аттестации
рабочая программа по теме
Материалы к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnyy_list_damchan_t.k.doc | 37 КБ |
moy_proekt.docx | 1.48 МБ |
my_ediny.docx | 28.15 КБ |
aas-chogaal.docx | 37.56 КБ |
chugaalaap_kezee_tyva_khemch.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество Дамчан Тамара Кыргысовна
2. Год, число и месяц рождения 25.06.1956год.
3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность
учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Балгазын Тандинского кожууна РТ
01.09.2005г.
4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания Высшее - Кызылский государственный педагогический институт 1979г.
Учитель начальных классов.
Педагогика и методика начального обучения
5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации
ГАОУ ДПО(ПК)с»ТГИПиПКК»
Актуальные проблемы обучения русскому языку в нац. школе-2009г. 72ч.
Основы информационных технологий-2009г. 72ч.
Антинаркотические дейст. в молодежной среде,форм.ЗОЖ-2010г. 72ч.
ФГОС нач. общ. образования:содержание и технология введения-2011г.72ч
Учебно-методическое обеспеч.введения и реал.ФГОС нач.общ.обр.-2011г. 72ч.
Реализация ФГОСнач. общ. обр.:проблемы,поиски,решения-2012г. 12ч.
Экс.деятельности обр.учр.впроцессе подготовки гос. Аккредитации-2012г. 12ч.
Орг. проектной деятельности в школе-2012г. 12ч.
Русский язык как государственный язык РФ-2013г. 20ч.
Обн.содержания обучения в нач. обр.в соответствии с ФГОС-2013г. 72ч.
Модуль2 «Язык рекламы и СМИ»Рус.яз.как гос.яз.РФ-2013г. 20ч.
Введение и реализация ФГОСобщ. обр.(Респ.фестиваль инн.площадок)-2013г.
Здоровье детей-богатство нации 2013г. 24ч.
Неделя тув.и русск. культ.в обр. учр.РТ-2013г. 24ч.
ИКТ компетентность педагога в усл.введения в ФГОС-2013г. 72ч.
Интерактивное оборудованиеPanadoavd-2013г. 24ч.
ТГУ КГПИ кафедра психологии и педагогики
Основы научно-исследовательской работы в школе-2012г. 12ч.
МБОУ СОШ с Бай-Хаак
Основная обр.программа нач. общ. обр.второго поколения-2011г. 12ч.
Предметные,метапредметные,личностные результаты-2012г. 12ч.
6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) 34года
7. Общий трудовой стаж 34года
8. Краткая оценка деятельности педагогического работника (в т.ч. выполнения рекомендаций предыдущей аттестации)
9.Рекомендации аттестационной комиссии_____________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
10. Решение аттестационной комиссии Уровень квалификации по должности «Учитель» соответствует, не соответствует требованиям, предъявляемым к _____________ категории
соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности); не соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности)
11. Количественный состав аттестационной комиссии _____19 чел___________________
На заседании присутствовало _______ членов аттестационной комиссии
Количество голосов за _____________, против __________
12. Примечания ______________________________________________________________
Председатель _________ _____К.А.Бичелдей___
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Заместитель председателя _________ _____Ч.В.Монгуш____
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь _________ ______У.Д. Куулар_____
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)
Члены
аттестационной комиссии _________ ________________
(подпись) (расшифровка подписи)
______ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
________ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
________ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
________ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Дата заседания ГАК «__» _______ 2013года
Установлена ________ квалификационная категория сроком на 5 лет
по должности _________ Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от__________________ №_______________
С аттестационным листом ознакомлен (а)_____________________________
(подпись педагогического работника, дата)
С решением аттестационной комиссии согласна (согласен); не согласна (не согласен)
_______________(подпись)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
К 100-летию единения Тывы и России.
«Мы разные - в этом наше богатство,
Мы вместе- в этом наша сила»
(внеклассное мероприятие в начальной школе)
Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Балгазын
Дамчан Тамара Кыргысовна
Пояснительная записка
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий,в частности,
противоречие между ростом национального самосознания,вытекающее в попытку
возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.
Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia-терпение
(снисходительность чему-либо).Толерантность в сфере межнационального общения-
это признание ценности «другого»,отличного от своего.Условием утверждения этого
принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.
Этническая толерантность-акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе,к своей этнической идентичности.
Возникает два вопроса: С какого возраста и с чего начинать формирование
этнической толерантности.Мы считаем,что формирование этнической толерантности-
длительный и сложный процесс,начинающийся с появления детей на свет,далее в период становления личности.Этот процесс идет под воздействием множества факторов,и решающими среди них является семья и школа.Если члены семьи не
принимают толерантность как собственную внутреннюю установку то и ребенок,поподая в начальную школу,естественно,не будет готов приниматьдругих такими,какие они есть.Поэтому начальная школа как главный общественный институт,
созданный для формирования и социализации личности должна быть готова работать не только с самим ребенком,но и с его семьей,с его ближайшим окружением.
При организации и проведении данного мероприятия- привлечение родителей и родительского комитета обязательна.
Решение первого вопроса предполагает ответ на второй.Формирование этнической толерантности следует начинать с раскрытия понятия
«быть отличным от…»Необходимо так построить ход мероприятия,чтобы при проведении мероприятия дети увидели все разнообразие существующего мира,стали
принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.Можно привлечь и другие национальности которые живут и учатся в вашей школе.
Эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств-через игру, традиции,быт,искусство,фольклор.
Цели:
1.Формирование этнической толерантности у детей.
2.Воспитание этнической культуры,знакомство с обычаями,традициями и
культурой разных народов.
3.Воспитание любви к Родине,к людям разных национальностей,взаимопонимания.
Учитель:В 2014 году наша республика отмечает100 летие единения Тувы и России.
Одним из первых населенных пунктов в Туве,который начали строить первые переселенцы из России вместе с тувинцами-аратами - это с. Балгазын.В настоящее время живут и трудятся те, чьипредки являются основоположниками нашего села.
Это они оставили нам свою культуру,обычаи,традиции.Это они привили нам любовь и уважение к своей Родине.
С двух сторон выходят девочки в национальных костюмах.
Девочка в русском национальном костюме(в кокошнике и с хлебом-солью):
Россия,я твоя росинка, песчинка малая твоя
Когда метель- то я снежинка
В ручье-я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок большие реки потекли
И если б не было песчинок,тогда бы не было земли.
Учитель:-А как называется наша Родина? (Россия)
-А как называлась Россия в стародавние времена?(Русь)
Эти слова родственны таким словам как:
Русло-ложе реки,по которому она течет;
Русалка-сказочная обитательница рек и озер;
Роса-роса,лежащая по утрам на траве или в деревьях;
Иными словами,Русь-это сторона,где много рек и озер,Русский-это человек живущий у воды.Русские-один из многочисленных народов нашего села.
Девочка в тувинском национальном костюме:(с пиалой и кадаком):
Тывалардепкымнарылол?
Тывызыксыг,тоолчургу,
Улуг-Хемниңунунчурттаан
Уран-шевер улус чуве.
Тывлардепкымнарылол?
Дыкаэки, хундүлээчел,
ɵремелигтараа,быштаан
ɵргупсунар улус чуве.
Учитель: Один из прекраснейших уголков нашей Родины – это наша Тыва.
В 1914 году вошла под покровительство великой России,1921 году стала Тувинской Народной Республикой,а 1944 году вошла в состав Советского Союза.
Общая численность тувинцев-около 270 тыс. человек.
-Ребята!Посмотрите,что в руках у наших девочек?
(Чай с молоком и хлеб-соль)
Хлеб-соль - в русской народной культуре символ гостеприимства,
благополучия, достатка.Хлеб и соль рассматривают как единое,
неразрывное и обязательное.Хлеб выражает пожелание богатства,
благополучия,а соль защищает от враждебных сил и влияний.
Чай с молоком – в тувинской народной культуре символ гостеприимства и
символ благопожелания. Чаем с молоком встречают гостей независимо от
возраста и национальности. Чаем с молоком разбрызгивают девятиглазкой
(тос-карак) в сторону неба с благопожеланиями.
А теперь ребята,отведайте наши угощения
(девочки угощают всех хлебом-солью и тувинским чаем)
Учитель: Ребята,посмотрите,какие красивые костюмы у каждого из девочек.
С какой любовью и нежностью выполнены они.(показывают свои костюмы)
У каждого из народов свои обычаи,традиции и праздники.На эти
праздники одевают свои украшения сделанные своими руками
У тувинцев например: накосное украшение – чавага.По своему
функциональному значению они закрепляют волосы. У каждого народа есть
собственные представления о волосах.Волосы являются вместилищами
«души».Девочкидо просватанья носили одну косу и закреплялись накосным
украшением-чавага.Чавагасостояла издекорированных пластин
прямоугольной или трапециовидной формы,с полукруглым верхним краем.
Их узор состоял из завитков,многолепестковыми розетками.Снизу к пластине
подвешивали несколько рядов снизок бус,шнурки из плетенных цветных или
черных нитей.(Девочка показывает чавага)
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги,Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом,
золотыми нитями,фольгой,стеклом.Сзади кокошник фиксировался с помощью лент.
(девочка показывает свой кокошник)
Девочка в русском национальном костюме:Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
Сижу верхом,не ведаю на ком – (Кокошник ,головной убор)
Девочка втувинском национальном костюме:Чечектерниңхалбаңнарынга
Саглашкылдыр хона каапкаш,
Хээлигшокар торгу тонун
Хере-даабээр,кыза-даабээр.
Ыыт-даажыкеми-даачок-
Ындыгчуу-дыр,тывыүар,чээ?
(учитель переводит на русский язык,отгадывют все)
Мен силергеулегердомакчугаалапберейн, уруглар.Утказынмеңээтайылбырлапбериңерем.
Ийичуртаразынгамезичайбас,
Ийикижиаразынгасɵсдажывас
(учитель переводит на русский язык,объясняют все)
Девочка в русском национальном костюме:
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Учитель:Смысл этих пословиц и поговорок состоит в том,что живущие рядом люди должны понимать друг друга,призывают осторожности,деликатности,такту.
На бытовом уровне мы постоянно впитываем,осваиваемтрадиции,обычаи своих соседей,а в школе изучаем историю других народов,накапливаем опыт межнационального общения в совместной деятельности,в повседневных контактах.
Например: Тувинская игра «Согур-Аза». Впереди становится мать, за ней вереницей,
держась друг за друга,стоят дети и она заслоняет своих детей.Кого поймает Согур-Аза
тот из игры выходит.С такими же правилами игры она известна и в России.
(Тувинская игра «Согур-Аза)
Учитель:Частушки-очень важный элемент народного творчества.Они отражают все
произошедшие события,интересные ситуации,наблюдения.Частушки происходят прямо
из самой жизни.Это веселое,прикольное и смешное народное творчество,характерное
не только для русского народа,но и для тувинского народа(кожамык)
(выходят исполнители частушек в русских и тувинских нац. костюмах)
Девочки:«Блендамед» и даже жвачки
Укрепляют зубы нам,
Почему ж тогда задачки
Кой-кому «не по зубам»?
Мальчики: Бо-латурармашинаның
Дугуюнуңулуун але
Бо-латураруругларның
Туразынынтуразынынулуун але
Девочка: Я с заглавной буквы «вова»
Не намерена писать,
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать!
Мальчик: Химия кичээлинде,
Химиренирапарган мен.
Химиренирчумделдизе
Хилинчектиг «2» демдек
Девочка:Знают все ребята в мире,
Дважды два - всегда четыре!
А кто с этим не согласен,
Тот для общества опасен!
Мальчик:Алгебракичээлинде
Алгырыксаарапарганменэ
Алгырыксаарчумделдизе,
Алыксанчыг «5»-ле демдек
Все: Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!
Учитель:Рук-рук-рук – встанем мы в широкий круг! Возьмёмся за руки, почувствуем настроение друг друга через рукопожатие.
(Дети, в кругу, держась за руки, говорят, что чувствуют, какое настроение у товарища.Что у Любы настроение хорошее, потому что она улыбается; Дальше говорит уже Люба и т.д. по кругу до конца)
А теперь посмотрите друг на друга.Все мы разные.Все улыбаемся друг другу значит мы дружные.
(Звучит фонограмма песни «Улыбка»)
Какой же вывод мы сделаем?А вывод очень простой.
Мы разные - в этом наше богатство
Мы вместе - в этом наша сила.
Предварительный просмотр:
Темазы: Тыва болгаш орус улустун аас-чогаалы.
Сорулгазы: 1. 4-ку класска улустун аас чогаалынга хамаарыштыр алган билиглерин катаптап быжыглааш, орус улустун аас-чогаалы-биле деннээри, шын ,чугурту, медерелдиг номчуурунун аргаларын уламчылаар.
2. Улустун аас-чогаалынга ундезилээш,уругларнын сос курлавырын байыдар болгаш уругларнын чугаазын сайзырадыр,кижизиг аажы-чанга,сагынгыр-тывынгыр болурунга кижизидер.
3.Тыва,орус улустун аас-чогаалынга ундезилээш чоптуг чорукка (толерантность)кижизидери
Кичээлдин дерилгези: Экран,компьютер,проектор,муз.центр.Орус,тыва найырал дугайында улегер домактар.
Самбырага теманы болгаш эпиграфты бижиир:
«Эштигде демниг,эптигде куштуг» (Улегер домак)
№ | Кичээлдинчорудуу | Башкынын ажылы | Оореникчилернин ажылы | Формирование УУД |
1. 2. | Организастыг кезээ. Уругларны кичээлче хаара тудары. | Ыры В.Танов «Бора-Шээлей» Башкы оореникчилер-биле ырынын 1-ги купледин Ырлажыр Слайд №1 Бо ыры чуу дугайында,кымнын дугайында ырыл уруглар? - Ийе!Тыва тоолдарнын маадыры уран-шевер,чараш кыс Бора-Шээлейнин дугайында ыры –дыр. А тоол дээрге хуулгаазын,чечен-мерген,биске салгалдан салгал дамчып келген, улустун аас чогаалынын бир хевири –дыр. | Оореникчилер кирип турда В.Тановтун «Бора –Шээлей»деп ырызы чангыланып турар. Уруглар олудун ээлепкеш ырынын 1-ги купледин башкызы биле ырлажыр. | |
3. | Ооренип эрткен темаларынга катаптаашкы | -Эрткен кичээлдерде улустун аас-чогаалынын дугайында чуну чугаалашкан ийик бис уруглар? - Тоолдар - Улегер домактар - Тывызыктар -Оюннар -Дурген чугаалар
Слайд №2 | Уруглар улустун аас-чогаалынын янзы-буру хевирлерин адаар. | |
4. | Чаа тема-биле ажыл. |
Бо кичээлде чунун дугайында чугаалажып, чуну билип алыр бис, уруглар? Тыва улустун аас-чогаалын ооренген бис,билир бис!Орус улустун аас-чогаалы биле таныжып,деннеп корээлинер. Слайд №3 Аас-чогаалын бир онзагай хевири тоолдан эгелеп алыылы уруглар. Тыва улустун тоолу «Алдын-кушкаш» Слайд№4-21 | Уруглар самбырада бижээн теманын состерин номчуур Тоолду уруглар илчирбелей кысказы биле чугаалаар | |
5. | Проблемниг айтырыг |
1.Тыва улустун тоолу «Алдын-кушкаш»дег утка-шынар талазы биле домей,орус улустун тоолун болук- болуктерге чарлып алгаш тывынарам уруглар. 1.Алдын дулгуур дугайында тоол «Сказка о золотом ключике» 2.Алдын балык дугайында тоол «Сказка о рыбаке и рыбке» 3.Алдын чуурга дугайында тоол «Курочка Ряба» Слайд№22
Тыпкан болукту «смайлик»биле шаннаар,хой шаннал алган болук 5 демдек алыр,оон удаазы 4 демдек алыр.
«Алдын балык»дугайында тоолду биске чугаалап беринере уруглар. Слайд№23-33
2. «Сказка- ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок!» деп улегер домакты тыва дылывысче очулдуруп корээлем уруглар!Ол тоолдар биске чуну ооредип турар-дыр?
- «Бак сагыш башка халдаар, артык сагыш ………………» (Улегер домак) Слайд№34 Эмин эртир эрге дужаал сурер улустун дугайында база тайылбырлаар.
3.Богунгу бистин темавыстын кол сорулгазы «Тыва,орус улустун аас чогаалынга ундезилээш чоптуг чорукка (толерантность)силерни кижизидери»-ле болгай уруглар.Толерантность дээрге……(тайылбырлаар).Ынчангаш улегер домактар дээрге анаа-ла чечен- мерген состер эвес ооредилгелиг,кижизидилгелиг состер дыр. Чижелээрге: «В какую телегу сел,такую…..и пой.» «Ийи чурт аразынга мези чайба. Ийи кижи аразынга … дажыва.» Слайд№35 4.Дараазында «Кым хойну билирил?»деп моорейни чарладым.
|
Уруглар болуктерге чарлып алгаш сумележир, ажылдаар.
Тыпкан болукту шаннаар (смайлик) Тыпкан болук тоолду кысказы-биле илчирбелей чугаалаар. Уруглар улегер домакты очулдурар. Утка шынарын тайылбырлаар. Бо улегер домакты тайылбырлаар. Бо улегер домактарнын ийиги одуруунда состу болук аайы-биле тодараткаш,утказын тайылбырлаар. Болук бурузунден чангыстап тыва,орус улегер домактарны чугаалаарга, шанналдарны тутсур. | |
6 |
Сула шимчээшкин (кадык камга-лаары)
|
Шын болгаш чугурту,медерелдиг номчуурунун аргаларын ажыглавышан,кадыывысты камгалаары биле бистин ооренип корген «Байлан» деп тоолунга сула шимчээшкинден кылыылы уруглар. |
Уруглар илчирбелей тоолду номчуурга,артканнары тоолдун утказы-биле сула шимчээшкиннерни кылыр. | |
7. 8. | Оюннар Дурген чугаалар |
Тыва-даа,орус-даа чоннун аас чогаалында домей оюннар кайы эндерик. Оларнын бирээзи «Аскак-кадай»азы «Согур Аза»-даа дээр болгай.Ол оюн орус чонда база бар,дурумнери домей.Ол оюнну ойнаар дээривиске девискээривис биске чедишпес.Оон ангыда «Чинчи чажырары» деп оюн бар,орус чонда «Перстенек». Слайд№42,43 Оюнну ойнаптаалы уруглар! Кым тывар?Кым чажырарыл че? Багай чажырган азы тыппайн барган кижини шиидер бис уруглар! Оюн «Чинчи чажырары» Слайд№44 Тыппайн барган кижи улустун аас-чогаалынын база бир хевири дурген чугаадан чугаалазын! Слайд№45
«Дурген чугаа»моорейи
Дурген чугааларны дыннадывыс уруглар.Оларны бистин огбелеривис дыл-домаавыс сайзырадыр дээш,состерни дурген,шын адаарынга чанчыктырып,база чечен-мерген болуп озеривиске идигни берип турганнары ол-дыр.Орус чоннун аас чогаалында дурген чугааларны чуу-деп адаар бис?(Скороговорки)
Орус дылда «Скороговорканы» чугаалаарын шенеп корээлинер | «Чинчи чажырар»деп оюнну шупту олудундан туруп келгеш ойнаар.
«Дурген чугаа» билир оореникчилер чугаалааш шаннал алыр.
Орус дылда скороговорканы номчааш,деннеп коор. | |
9. | Тывызыктар |
Бир эвес бистин дыл-домаавысты дурген чугааларнын дузазы-биле сайзырадып турган болза,бистин сагынгыр –тывынгыр чоруувусту аас-чогаалдын кандыг хевири-биле огбелеривис бисти сайзырадып турганыл? (Тывызыктар) Дараазында тывызыктарны тывынарам уруглар. «Он кижи аъткарган,беш кижи дужурген» «Сижу верхом,не знаю на ком» | Болук бурузу бот-боттарынга тывызыктар салыр,шанналдарны тутсур
Уруглар бо тывызыктарны тыппас болза,дараазында слайдларга коргузер. | |
8. 9. | Быжыглаащкын Кичээлдин тунели | -Бо кичээлден солун чуну билип алдывыс уруглар? Тыва болгаш орус улустун аас чогаалы бистин сос курлавырывысты байыдып,чугаа-домаавысты сайзырадып,кижизиг аажы-чанга,сагынгыр тывынгыр болурунга ооредип турар-дыр бе? -тоолдар -улегер домактардан -тывызыктардан чуну ооренип алдывыс Орус,тыва улустун аас-чогаалын(тоолдарны,улегер домактарны,оюннарны,дурген чугааларны,тывызыктарны деннеп коорувуске,дыка хой чуулдери конгус домей болуп турар-дыр бе? Ангы-ангы дылдарга чугаалажып турар-даа болзувусса, сагыш-сеткиливистин хоону домей улус-тур бис. Ынчангаш 100чылдын дургузунда бот-бодувусту билчип,аравыста ылгашпайын, кады кожа-хелбээ чуртап келгенивис ол тур уруглар! | Уруглар харыылаар. | |
10. | Онаалга бээри. | Келир кичээливисте тыва,орус улустун ырыларын,танцы-самын,кожамыктарын ооренип коор бис уруглар. Улуг назылыг улустан орус,тыва улустун ырыларын,кожамыктарын айтырып,бижип алгаш келир. | Онаалганы дневниктеринге бижиир. |
Предварительный просмотр:
Кол айтырыглары:
11.Бурунгутываларнынсанап,хемчээринин
аргаларынооренири.
2.Ол хемчээлдерниамгыуедеажыглаптурарынтодарадыры.
3.Амгы уенинхемчээлдери-биле домейлээри.
Сорулгазы:
Тыва хемчээлдернинтоогузунаныяксалгалдаргадамчыдары
Гипотеза
Тыва хемчээлдерни оореникчилернин, аныякоскеннернинделегейкоруушкунунуламсайзырадырынгаажыглаар
Ажылдынчаачуулу:
Амгыуедебурунгутывахемчээлдерни
ам-дааажыглаптурар,ынчангашаныяк
оскеннероларныбилиружурлуг.
Шинчилелдинаргалары:
Анкета тургузары;
- Интервью алыры;
- Улугулустунчугаазын,ажыл-ижинхайгаарапкоору;
- Кырган-авамнынчугаазы
- Тыва улус шаандан тура
- суукчуулдерни база
- урдунарчуулдерни
- хап болгашсаванындузазы биле хемчээпчораан.Амгыуеде мал-
- маганажылындакодээ
- улус ажыглаптурар.
- Янзы-буру чуъкхемчээлин
- тодарадырдадаалын-биле база
- хемчээптурган.Чижелээрге: «Бир
- даалыништиарбай» Олдээрге 30-40 хире килограмм чуък.
- Амгыуедедаалыннычуък
- соортурдеажыглаптурарболганда,чуъктунхемчээлиндаалын
- билеам-даахемчептурар.
- Урдунарчуулдернихемчээрдеянзы-буру савааймаан база ажыглаптурган.
- Чижелээрге: «Бирсогааштараа»,»Бираякиштичигир»
- Кодээдемалчыннарсава биле хемчээлдерниам-дааажыглаптурар.Чижелээрге:
- «Паштахайныптурганмунче
- бираякхолусааныкаар»
- Биргимээнинтервьюм.
- Оланмаа
- Танаа-ХерелСанчатович
- 68 харлыг.Пенсионер.
- Мал ажыл-агайлыг
- - Санчатович!Менээтывахемчээлдердугайында
- тайылбырлапберинерем.
- Мен мал-ажылагайлыг,хостугуемдечазаныр
- кижиболгаштывахемчээлдернихойу-биле ажыглап
- турар мен. «Тосчузунмалдыг,аскырооручылгылыг,
- тоскулашсыдымныг,коъшбижектигашакбоор мен»
- Янзы-буру малдыг,20 хире аъттыг,18 метр хире
- сыдымныг,улуг-биче ийибижектигдээнимол-дыр
- ийин.Тывахемчээлдерчерниныраан -чоогун,
- узунун-кысказын,бедиин -чавызын,сугнун
- теренин-сыыгын,чуъктунаарын-чиигинилередирхемчээлдер-дыр
- Узунунболгашкысказынхемчээри
- Бирбазым– буттунбажынданээжээнгечедирхемчээл.Олчартыкметргеден
- Биркулаш - ийихолду чада тудуптарга
- аразынынхемчээли.Ол 2 метргеден.
- Чартыккулаш - чада тутканхолдунбажындан хорек
- ортузу,тошбажынгачедирхемчээл.Ол 1 метргеден.
- Салаалар-биле хемчээри
- Бирилиг - чангыс
- салаанындоорадурту
- 1 см ден
- Ийиилиг - ийи кожа туткан
- салаанындоорадуртунун
- хемчээли
- 2 -2 чартыксм.ден
- Ушилиг - ушсалаанын кожа тутканхемчээли.
5 см ден - 4 илиг - дорт кожа туткансалаанынхемчээли.
- Анкета кылганынын туннели
Тыва хемчээлдерниэкибилирсилербе? - Анкета кылганынын туннели
Тыва хемчээлдерниэкибилирсилербе? - Тыва хемчээлдерниажыглаптурарсилербе?Тыва хемчээлдерниажыглаптурарсилербе?
Харыылар | Харыылааннар |
Ийе | 7 |
Чок | 0 |
Чамдыкта | 8 |
- Туннел:
- Тыва хемчээлдер,тываулустунамыдыралынынбугу-леталаларындаажыглаттыныптурар.Олбодунунхулээлгезин
- орусдылкырындахемчээлдер-биле демнежипкууседиптурар.Ынчангаштывахемчээлдерниэкисайгарыпкоргеш,ооренгешонутывадылывыскаажыглаары – тывакижининхулээлгезидепсанаармен.Чугаакультуразы –
- амыдыралдахунбурудесагыптурарывысхептиаянныг,таптыгкедери,эртем-билиинбедидери,аажы-чанын,бодункультурлуг ап чоруурудээнчижектигкижинин
- ниитикультуразынынчарылбаскезээболур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для аттестации
Готовлюсь к аттестации. Эти материалы нашла на сайте АППО Санкт-Петербурга....
Материалы к аттестации учителя-логопеда
Все, кто работает в школе знает,как непросто подготовить документацию к аттестации. Изменяются требования, профессионально растут и сами педагоги. Если кому-то пригодится-буду рада....
Материалы по аттестации на 1 квалификационную категорию
Материалы по аттестации на 1 квалификационную категорию учителя начальных классов: заявление, аналитический отчет, презентация....
Материалы по аттестации
1. Заявление2. Лист самооценки3.Оценочный лист специалистов4. Приложение к заявлению...
Аттестационные материалы промежуточной аттестации по математике (3 класс)
Аттестационный материал содержит текст контрольной работы и ее решение, пояснительную записку, критерии оценивания, а также вариант контрольной работы для учащихся специального коррекционного обучения...
Аттестационные материалы промежуточной аттестации по русскому языку (3 класс)
Аттестационный материал состот из пояснительной завписки, текста диктанта и грамматического задания....
Материалы для аттестации. Индивидуальный образовательный маршрут, другие материалы
Исходя из анализа собственной деятельности мною разработан «Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя»,позволяющий в системе план...