Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.rar | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Модуль: «Основы светской этики»
Тема: Семья
Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи:
1. Расширить представления детей о семье, роде, фамилии;
2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.
Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.
Оборудование: мультимедийная презентация; задания для групп, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», ноутбуки, листочки с текстами, толковый словарь, ромашки
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».
Ход урока
1. Орг. момент
2. Определение темы урока
-Ребята! Я хочу показать вам одну фотографию, которую нашла в интернете, готовясь к сегодняшнему уроку. Я даже не подозревала, что такой памятник существует в нашей стране. (слайд 1 – фото памятника семье в г.Саранске)
-Как вы думаете, кому посвящен этот памятник?
-Послушаем сообщение Мурзагалиной Гульдар об этом памятнике
Памятник семье, расположенный в городе Саранске республики Мордовия, символизирует незыблемые семейные ценности. Он был открыт в 2008 году, объявленном Годом семьи. Композиция памятника представляет собой многодетную семью: изображены мама, ожидающая малыша, папа и трое детишек. Скульптура изготовлена на литейном заводе, находящемся в городе Жуковском.
-Назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
-Да, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о семье. (прикрепить табличку со словом «СЕМЬЯ».
3. Понятие слова «семья»
Игра «Ассоциации»
Звучит мелодия Рона Китинга, посвященная рождению малыша в семье
Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:
«Семья – это…»
-А сейчас послушайте, что такое семья для Шамсутдиновой Алины.
Что такое семья?
Вы спросите меня,
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья – это дом,
Садик мой за окном,
И семья – это малая родина!
Под пургой и дождем
Нас согреют теплом
И помогут в любой ситуации
Мамы милой глаза и улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ – наш родительский дом
И семьей в мире жизнь продолжается!
-А теперь послушаем, что означает слово «семья» в словаре С.И.Ожегова (читает Тютюнова Анна)
- Это группа живущих вместе близких родственников;
- Объединение людей, сплочённых общими интересами.
4. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
-А вы знаете, что когда-то давно вовсе не было семьи.
-Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей. Прочитайте ее в парах и определите что такое род.
Давным – давно жили люди, не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков – родом.
Ответ на вопрос «Что такое род?»
-Подберите однокоренные слова к слову род (родина, родословная, родители, родственники, родить). Выходят и пишут на доске, выделяют корень.
- Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Более подробно о значении слова «фамилия» прочитаем по учебнику.
-Откройте с.97 самый последний абзац, при чтении будьте внимательны и приготовьте ответы на вопросы «Что означает слово «фамилия»? Когда появились фамилии? Как они произошли?»
Работа по учебнику – чтение текста с.97-99 хорошо читающими учениками.
Остальные следят по учебнику.
После прочтения ответы на поставленные вопросы.
-А сейчас послушаем Агеева Сашу, который расскажет о происхождении своей фамилии.
Агеев – старинная фамилия, возникшая от крестильного имени предка, основателя рода – Агей. Имя Агей пришло в Россию с принятием христианской веры, сразу несколько святых в христианстве покровительствует ему. Агеев означает сын Божий.
Физкультминутка (под музыку песни «Родительский дом»)
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома, встаньте и потопайте.
- У кого нет секретов от родителей, поставьте руки на плечи.
- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки и покажите сердечко.
5. Работа в группах
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания, написанные на зеленых листочках.
1 группа – «Закончи пословицу»
Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)
Яблоко от яблони:. (не далеко падает)
Чем богаты:.(тем и рады)
В гостях хорошо:.(а дома лучше)
Когда семья вместе, так и душа в пятках (так и душа на месте)
Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)
Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (конца)
Не красна изба углами – красна коврами (пирогами)
На стариках семья …(держится)
В семье и каша…( гуще)
Семейный горшок веселей…( кипит)
На что клад, коли в семье …(лад)
2 группа – работа с притчей
Прочитайте притчу на с.102-103 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?»
3 группа – работа с электронным приложением – тест на интерактивной доске
4 группа-работа на 2 ноутбуках с электронным приложением «Тренажёр»
5 группа- выполнение задания из рабочей тетради «Составление кластера» на доске
6 группа –работа с ромашкой – написать на ее лепестках «Что значит для вас семья?», прикрепить ромашку на доску
-Посмотрите на доску. Вы видите кластер «Семья», созданный 5 группой, ромашку «Что такое семья?». Хотите ли что-нибудь ещё добавить 1,2 группы?
6. Рассказ о гербе своей семьи и о семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях и гербах. Кто готов описать нам свою семью?
Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.
(Выступают Гумеров Руслан, Тютюнова Анна, Якупова Яна, Латыпова Лэйсан, Грачев Никита, Менчинская Оксана, Гумерова Райля).
Гумерова Райля
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы, зато эти фото – правдивы.
Итак, мы сегодня для вас открываем,
Для всех открываем семейный альбом:
Мы в этом альбоме гостей принимаем, цветы поливаем
И в игры играем, мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
Гумеров Руслан
За основу герба я решил взять рамку с фотографией семьи, подобрал цвета. Цвета на моем гербе нежные. Зеленый цвет означает надежду. Мы надеемся на то, что все наши мечты и планы обязательно осуществятся. Желтый цвет – сила. Сила нашей семьи в том, что мы всегда вместе. Светло –коричневый цвет – это дети. В семье у нас два ребенка. Я ученик – 4 А класса, сестренке – 5 лет. А розовый цвет олицетворяет стремление к знаниям. Я очень люблю школу, занимаюсь спортом, люблю своих одноклассников и учительницу.
Грачев Никита
На гербе моей семьи я изобразил наши общие интересы. Все мы читаем книги. Я по школьной программе, мама больше по своей работе, а папа просто любит почитать на досуге. Любовь к чтению воспитала моя мама. Она – библиотекарь. Папа стоит на страже закона и порядка. Старший брат – студент, а младший ходит в садик, играет в игрушки. Мы дружно работаем в огороде, отдыхаем на природе, занимаемся спортом. Наша семья – трудолюбивая.
Менчинская Оксана
Я люблю свою семью:
Маму, бабушку люблю.
И сестренок, кошку Масю.
Всех, кого я так люблю
Имеют право на семью.
Все пять пальчиков согну,
В кулачок их соберу.
В семье дружбу я хвалю,
Песню славную пою.
Хвалить свою семью не грех,
Ведь наша точно лучше всех!
Якупова Яна
На моем гербе изображена семья. Наша семья дружная, веселая, трудолюбивая. Папа – грузчик, мама – домохозяйка. Сестренка катя учится в 1 классе, сестренка Антонина скоро будет ходить в детский сад. А я учусь в 4 А классе. У нас в семье светло, радостно, уютно. Я хожу в школу искусств. Мы счастливы вместе. Я люблю свою семью!
7. Итог урока
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, посвященный семье. В этом ролике будет звучать «Гимн семьи», который был сочинен специально к празднику – Дню семьи, любви и верности. Кто-нибудь знает эту дату? (8 июля)
8. Домашнее задание
Составить свои заповеди семьи или прочитать и выучить данные в учебнике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...
Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе с использованием ИКТ...
УРОК по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") в 4 классе по теме "Терпение и труд" (учебник Студеникина М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. )Учитель стави...
Комментарии
Благодарность
Вы такая, молодец! Всё продумано в плане урока. Спасибо!