Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.rar1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы светской этики»

Тема: Семья

Цель: формирование представления  о семье как части общества, о роли и месте семьи  в жизни человека.

Задачи:

1.  Расширить представления детей о семье, роде, фамилии;

2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.  

Основные термины и понятия: род, семья,  фамилия,  родословная.

Оборудование: мультимедийная презентация; задания для групп, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», ноутбуки, листочки с текстами, толковый словарь, ромашки

К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».

Ход урока

1. Орг. момент

2. Определение темы урока

-Ребята!  Я хочу показать вам одну фотографию, которую нашла в интернете, готовясь к сегодняшнему уроку.  Я даже не подозревала, что такой памятник существует в нашей стране. (слайд 1 – фото памятника семье в г.Саранске)

-Как вы думаете, кому посвящен этот памятник?

-Послушаем сообщение Мурзагалиной Гульдар об этом памятнике

Памятник семье, расположенный в городе Саранске республики Мордовия,  символизирует незыблемые семейные ценности. Он был открыт в 2008 году, объявленном Годом семьи. Композиция памятника представляет собой многодетную семью: изображены мама, ожидающая малыша, папа и трое детишек. Скульптура изготовлена на литейном заводе, находящемся в городе Жуковском.

-Назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

-Да, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о семье. (прикрепить табличку со словом «СЕМЬЯ».

3. Понятие слова «семья»

Игра «Ассоциации»

Звучит мелодия Рона Китинга, посвященная рождению малыша в семье

Задание: закройте, пожалуйста,  глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…»

-А сейчас послушайте, что такое семья для  Шамсутдиновой Алины.

Что такое семья?

Вы спросите меня,

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья – это дом,

Садик мой за окном,

И семья – это малая родина!

Под пургой и дождем

Нас согреют теплом

И помогут в любой ситуации

Мамы милой глаза и улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки!

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ – наш родительский дом

И семьей в мире жизнь продолжается!

-А теперь послушаем, что означает слово «семья» в словаре С.И.Ожегова (читает Тютюнова Анна)

  1. Это группа живущих вместе близких родственников;
  2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

4. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

-А вы знаете, что когда-то давно вовсе не было семьи.

-Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей. Прочитайте ее в парах и определите что такое род.

Давным – давно жили люди, не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть,  жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и  имели общих предков – родом.

Ответ на вопрос «Что такое род?»

-Подберите однокоренные слова к слову род (родина, родословная, родители, родственники, родить). Выходят и пишут на доске, выделяют корень.

- Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Более подробно о значении слова «фамилия» прочитаем по учебнику.

-Откройте с.97 самый последний абзац, при чтении будьте внимательны и приготовьте ответы на вопросы «Что означает слово «фамилия»? Когда появились фамилии? Как они произошли?»

Работа по учебнику – чтение текста с.97-99 хорошо читающими учениками.

Остальные следят по учебнику.

После прочтения ответы на поставленные вопросы.

-А сейчас послушаем Агеева Сашу, который расскажет о происхождении своей фамилии.

Агеев – старинная фамилия, возникшая от крестильного имени предка, основателя рода – Агей. Имя Агей пришло в Россию с принятием христианской веры, сразу несколько святых в христианстве покровительствует ему. Агеев означает сын Божий.

 Физкультминутка (под музыку песни «Родительский дом»)

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте. 
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. 
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. 
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши. 

- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома, встаньте и потопайте.
- У кого нет секретов от родителей, поставьте руки на плечи.
- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки и покажите сердечко.
 

5. Работа в группах

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания, написанные на зеленых листочках.

1 группа – «Закончи пословицу»

Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)

Яблоко от яблони:. (не далеко падает)

Чем богаты:.(тем и рады)

В гостях хорошо:.(а дома лучше)

Когда семья вместе, так и душа в пятках (так и душа на месте)

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (конца)

Не красна изба углами – красна коврами (пирогами)

На стариках семья …(держится)

В семье и каша…( гуще)

Семейный горшок веселей…( кипит)

На что клад, коли в семье …(лад)

2 группа – работа с притчей

Прочитайте притчу на с.102-103 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?»

3 группа – работа с электронным приложением – тест на интерактивной доске

4 группа-работа на 2 ноутбуках с электронным приложением «Тренажёр»

5 группа- выполнение задания из рабочей тетради «Составление кластера»  на доске

6 группа –работа с ромашкой – написать на ее лепестках  «Что значит для вас семья?», прикрепить ромашку на доску

-Посмотрите на доску. Вы видите кластер «Семья», созданный 5 группой, ромашку «Что такое семья?». Хотите ли что-нибудь ещё добавить 1,2 группы?

6. Рассказ о гербе  своей семьи и о семье

- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях и гербах. Кто готов описать нам свою семью?

Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.

(Выступают Гумеров Руслан, Тютюнова Анна, Якупова Яна, Латыпова Лэйсан, Грачев Никита, Менчинская Оксана, Гумерова Райля).

Гумерова Райля

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай, не всегда мы красивы, зато эти фото – правдивы.

Итак, мы сегодня для вас открываем,

Для всех открываем семейный альбом:

Мы в этом альбоме гостей принимаем, цветы поливаем

И в игры играем, мы спорим, гуляем, мы дом убираем,

Друзей вспоминаем и песни поем!

Гумеров Руслан

За основу герба я решил взять рамку с фотографией семьи, подобрал цвета. Цвета на моем гербе нежные. Зеленый цвет означает надежду. Мы надеемся на то, что все наши мечты и планы обязательно осуществятся. Желтый цвет – сила. Сила нашей семьи в том, что мы всегда вместе. Светло –коричневый цвет – это дети. В семье у нас два ребенка. Я ученик – 4 А класса, сестренке – 5 лет. А розовый цвет олицетворяет стремление к знаниям. Я очень люблю школу, занимаюсь спортом, люблю своих одноклассников и учительницу.

Грачев Никита

На гербе моей семьи я изобразил наши общие интересы. Все мы читаем книги. Я по школьной программе, мама больше по своей работе, а папа просто любит почитать на досуге. Любовь к чтению воспитала моя мама. Она – библиотекарь. Папа стоит на страже закона и порядка. Старший брат – студент, а младший ходит в садик, играет в игрушки. Мы дружно работаем в огороде, отдыхаем на природе, занимаемся спортом. Наша семья – трудолюбивая.

Менчинская Оксана

Я люблю свою семью:

Маму, бабушку люблю.

И сестренок, кошку Масю.

Всех, кого я так люблю

Имеют право на семью.

Все пять пальчиков согну,

В кулачок их соберу.

В семье дружбу я хвалю,

Песню славную пою.

Хвалить свою семью не грех,

Ведь наша точно лучше всех!

Якупова Яна

На моем гербе изображена семья. Наша семья дружная, веселая, трудолюбивая. Папа – грузчик, мама – домохозяйка. Сестренка катя учится в 1 классе, сестренка Антонина скоро будет ходить  в детский сад. А я учусь в 4 А классе. У нас в семье светло, радостно, уютно. Я хожу в школу искусств. Мы счастливы вместе. Я люблю свою семью!

7. Итог урока

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, посвященный семье. В этом ролике будет звучать «Гимн семьи», который был сочинен специально к празднику – Дню семьи, любви и верности. Кто-нибудь знает эту дату? (8 июля)

8. Домашнее задание

Составить свои заповеди семьи или прочитать и выучить данные в учебнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ...

УРОК по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") в 4 классе по теме "Терпение и труд" (учебник Студеникина М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. )Учитель стави...


 

Комментарии

Нохрина Людмила Семёновна

Вы такая, молодец! Всё продумано в плане урока. Спасибо!