Пути формирования навыков чтения
материал по теме
. Почему дети неохотно и мало читают? Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_formirovaniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути формирования
навыков чтения».
Учитель начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ №1»
Антипова Лидия Петрлвна
Как показывают многочисленные исследования, почти при любых отклонениях в развитии у детей в той или иной мере страдает их речевая и связанная с ней познавательная деятельность. Дети с особыми нуждами испытывают трудности при чтении, а это – проблемы с успеваемостью по всем предметам, проблемы с дисциплиной. Почему дети неохотно и мало читают? Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.
Недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп) отрицательно влияют на понимание смысла читаемых текстов и, как правило, тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. Уже при выходе из начальной школы ученик должен овладеть синтетическим чтением, т.е. слиянием техники чтения и понимания текста. Однако это очень длительный процесс. На практике ученик начальной школы овладевает лишь начальным этапом чтения. Выявлено, что уже в начальных классах мы теряем 60-70% учеников. Далее они не могут учиться на "4" и "5", т.к. низкая техника чтения не способствует освоению всё увеличивающегося объёма информации. С какой скоростью чтения должны читать ученики? Мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела объём чтения не ниже 120 слов в минуту. Это на "4".Чтобы быть "троечником", достаточно читать со скоростью 80-90 слов в минуту. Скорость чтения и успеваемость тесно связаны. Обучение чтению необходимо проводить с учётом дифференциации программных требований на каждом году обучения, а также с учётом психофизических особенностей школьников. Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни детей значительно меняются, поэтому и чтение должно обладать таким качеством, как гибкость – изменение характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеют чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное ("для себя"). Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене.
1
Обучение чтению можно разделить на три этапа: 1-3 кл., 4-7 кл., 8-11 кл. Второй этап – самый сложный и является наиболее важным. Ведущее значение в этот период приобретает чтение молча, "про себя". Связано это с возросшим объёмом информации. При таком чтении интенсифицируются процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. Овладение техникой чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух.
Итак, как же выйти на уровень чтения 120 сл/мин.? Как добиться оптимальной скорости чтения? Рассмотрим несколько резервов обучения чтению, которые могут работать в любых условиях.
1. Частота тренировочных упражнений (но не длительность их).
Нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить небольшие по объёму упр-ния. Домашняя тренировка должна проводиться тремя порциями по 10 мин. Эффективность этого гораздо выше, чем занятия в течение полутора часов за приём.
2. Жужжащее чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, 15 чел.x 5мин.=75 чел/мин., а при обычной методике учитель опросит за урок не более 10 чел., при этом каждый поупражняется не более 2х мин. 10 x 2=20 чел/мин. Без комментария.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Любой урок (литература, музыка, рисование, математика) начинается с того, что дети открывают книгу, которую носят с собой всегда, и читают в течение 5 мин. Дальше идёт обычный урок. При обычной методике, учитывая, что 2 урока литературы в неделю, ученик имеет время для тренировок всего 2 мин. 2-4 мин/нед. Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй и он компенсирует дома недоработки
школы. 5*6*5=150 мин.(5 мин. за урок, 6 ур. в день, 5 дн. в нед.). Без всяких ухищрений что-нибудь хорошее да получится.
2
4. Чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. "Учи так, чтобы это было последним событием дня".
5. Режим щадящего чтения. (Если ребёнок не любит читать). Такой режим, когда ребёнок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим получается при просмотре диафильмов. Даже в 5 кл. можно приобщить к чтению таким способом.
6. Развитие оперативной памяти и оперативного поля чтения.
Слаборазвитая оперативная память – не успев дочитать до конца предложения, забывает первые слова (начало). Естественно, не может уловить смысл предложения. Делается это с помощью зрительных диктантов. Набор из 6ти предложений, на уроке занимает 5-8 мин. времени. Ежедневно. Один набор предложений применяют до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. За 2 месяца можно развить оперативную память. (На каждый набор в среднем уходит по 3 дня, 18 наборов – 54 дня).
7. Три типа упражнений: 1) многократное чтение; 2) чтение в темпе скороговорки; 3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики, но вполголоса. При многократном чтении ориентир идёт на одинаковый промежуток времени, но не на одинаковый по объёму отрывок. Учитель предлагает начать чтение одновременно и продолжать в течение минуты. Ученики отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение того же отрывка. Снова отмечают. Естественно, что во второй раз прочитано больше, что вызывает ещё и положительные эмоции. Далее этот же текст читается в темпе скороговорки. Направлено на развитие артикуляционного аппарата. Выразительности здесь добиваться не следует. Не более 30 секунд, но чётко проговаривая окончания. Дети прочитывают знакомую часть текста в повышенном темпе и переходят на незнакомую часть. И незнакомый отрывок дети начинают читать в ускоренном темпе. Их возможностей ненадолго хватает, но если проводить это упражнение ежедневно, то чтение через 2-3 недели заметно улучшится.
3
8. Стимулирование учащихся в различных видах – самозамер скорости чтения, различные соревнования. Важно привести к положительным эмоциям, не вызывая отрицательных, и негативного отношения к чтению. Состязательность не должна применяться между сильным и слабым учеником.
Вообще все упражнения предлагаются учащимся с учётом того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия или понимание. Таким образом, для обучения технике чтения могут быть выделены упражнения, направленные на:
- развитие речевого аппарата;
- расширение оперативного поля чтения;
- развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
- развитие антиципации (смысловой догадки, предугадывание слов, предложений) на различных уровнях;
- развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
- развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
- преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Рекомендации:
1. Систематичность проводимой работы.
2. Комплексность форм и методов, взаимодействие всего педколлектива.
3. Проведение разъяснительной работы с родителями и работа с ними
в тесном контакте.
4. Постоянный учёт скорости чтения и всех параметров техники чтения.
5. Выработка общих форм и методов, направленных на улучшение качества
и скорости чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования навыков правильного чтения.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...
«Формирование навыков чтения младших классов и пути их совершенствования»
Изучение ключевых умений читательской деятельности и определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыков чтения.Подбор систем упражнений, которые акти...
Статья.Пути формирования навыков самоконтроля ,как средство повышения навыка письма.
Самоконтроль....
Пути формирования навыка беглого чтения
В статье представлен материал, который может быть полезен для работы по формированию у младших школьников навыка беглого чтения....
«Формирование навыков чтения и пути их совершенствования».
презентация формирование навыков чтения...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...
Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....