«Формирование навыков чтения и пути их совершенствования».
презентация к уроку (2 класс)

Дмитриева Оксана Анатольевна

презентация  формирование навыков чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П резентация по методике преподавания литературного чтения Тема : «Формирование навыков чтения и пути их совершенствования».

Слайд 2

. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость

Слайд 3

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:

Слайд 4

Работа над сознательностью чтения Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения .

Слайд 5

Для развития сознательности чтения беседа по прочитанному работа над планом прочитанного произведения различные виды словарной работы творческий пересказ работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами

Слайд 6

Выразительность чтения Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.

Слайд 7

Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов : Дыхательная гимнастика . Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока »). Упражнения на развитие голосового аппарата. ( Произносим громко, тихо, шепотом). Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно). Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки ). Приём подражания учителю.

Слайд 8

Словарная работа При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы : Демонстрация предмета или изображения его на картине. Экскурсия с целью наблюдения этого предмета. Рассказ учителя о предмете, явлении. Полное логическое определение понятия. Описание предмета. Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.) Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.) Обращение к составу слова. Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным

Слайд 9

Дыхательная гимнастика 1. « Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. 2. «В лифте». Считай этажи на выдохе . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 10

Тренировка речевого аппарата 1 . «Лошадка». Цоканье. 2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки . 3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад

Слайд 11

Отработка дикции и темпа чтения 1 . Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. 2. ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару . Интонационная разминка Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно. Наступила осень. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку!

Слайд 12

Правильность чтения Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок , влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов). 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения.

Слайд 13

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы ) 2) предупреждение ошибок чтения : подготовка к чтению , вводная беседа , работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу , хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком ) 3) также на правильность чтения влияет : поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение учителя

Слайд 14

Беглость чтения Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи: развитие оперативной памяти; развитие периферического зрения (угла зрения); развитие умения антиципации памяти; формирование устойчивого внимания; предупреждение повторов при чтении; пополнение словарного запаса ученика; развитие артикуляционного аппарата.

Слайд 15

Упражнения на развитие оперативной памяти слуховые и зрительные диктанты списывание текста диктанты по памяти

Слайд 16

Игры на развитие кратковременной памяти «Фотограф» . В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

Слайд 17

«Кто самый внимательный» . "Расставь точки"Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребёнку картинку, но которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги . Задание: ребёнку надо расставить точки в пустом квадрате.

Слайд 18

«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

Слайд 19

НАЙДИ СЛОВА Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти. О К Р СО М Д Л Ю сом А А В Г Н О Г А Ь У Е нога

Слайд 20

Система тренировочных упражнений на развитие оперативного поля (угла зрения ). Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание. Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз . Её введение можно начать ещё при обучении грамоте. Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие.

Слайд 21

Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза. Повторять 5-6 раз. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз . Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Слайд 22

Упражнения , направленные на формирование устойчивого внимания . «Игра в прятки». Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель . « Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит слово неправильно, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

Слайд 23

Задание : смотри на цифру. Читай слоги, слова К 1 А Р 2 У Т 3 О Н 4 Ы Д 5 И

Слайд 24

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева . На каждом уроке использую следующие приемы: чтение за диктором чтение в парах, групповое чтение чтение с ускорением темпа самозамер скорости чтения

Слайд 25

В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Жужжащее чтение. Ежеурочные пятиминутки чтения. Чтение перед сном. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать). Многократность чтения. Приём стимулирования учащихся.

Слайд 26

Заключение Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их . Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Слайд 27

Используемая литература http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-navykov-beglogo-osoznannogo-vyrazitelnogo-chteniya-i-puti-ih http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4358/Itemid,118/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления работы по развитию связной устной речи с обучающимися, имеющие ограниченные возможности здоровья. Подготовила учитель начальных классов Дмитриева Оксана Анатольевна 2019г

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей школьного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент школьников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В современном школьном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение школьников родному языку должно стать одной из главных задач . Главной задачей развития связной речи ребёнка в школьном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Слайд 3

Основные направления в работе по развитию речи у детей: www.themegallery.com - 1. Формирование разговорной (диалогической) речи. - 2. Формирование монологической речи. -3. Развитие словаря. -4. Формирование грамматически правильной речи. -5. Воспитание звуковой культуры речи. - 6. Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению. -7. Обучение детей элементам грамоты.

Слайд 4

I уровень – «Слово». Работа по решению речевых задач проходит с учетом III уровней. Но важно отметить, что на всех уровнях работа идет взаимосвязано. www.themegallery.com II уровень – «Предложение». III уровень – «Текст».

Слайд 5

I уровень – «Слово». . Н аиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии. www.themegallery.com

Слайд 7

II уровень – «Предложение». Работа над предложением должна вестись в трех направлениях. Первое направление – это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.

Слайд 8

Второе – это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражении мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. www.themegallery.com

Слайд 9

www.themegallery.com Третье направление – это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему.

Слайд 10

III уровень – «Текст». www.themegallery.com Вопросительный план, Картинный план Символический план

Слайд 11

Упражнения для развития связной речи детей

Слайд 12

Задание № 1. Цель. Обучение умению употреблять в речи простые предложения . Развитие внимания, воссоздающего воображения 1. Рассмотри внимательно картинку. Что на ней нарисовано?

Слайд 13

2. Перечисли, кого можно встретить в лесу.

Слайд 14

Задание № 2. Закрепление умений составлять простые предложения. Обучение умению правильно употреблять предлоги и наречия, обозначающие местоположение. Развитие внимания, памяти. Рассмотри и назови картинки. Размести животных в пустых клеточках в таком порядке: тигра справа от льва, слева от льва — обезьяну, под обезьяной — жирафа, справа от жирафа — бегемота, над львом — слона, правее слона — носорога, левее слона и над обезьяной — зебру, в самой нижней клеточке справа — крокодила. Соединяй животное и пустую клеточку линией. Закрой картинки листом бумаги.

Слайд 17

Задание № 3. Цель: Обучение умению подбирать к именам существительным имена прилагательные, глаголы, составлять связный рассказ по картинкам. Развитие мышления, воображения. 1. Рассмотри картинки. Составь предложение по каждой из них, отвечая на вопрос: «Что делает девочка?» Определи последовательность действий девочки, поставив цифру рядом с картинкой в пустой рамочке. 2. Закрой страницу листом бумаги и расскажи, как девочка готовила салат.

Слайд 18

Задание № 4. Цель. Совершенствование умения составлять опи­сательный рассказ. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности. Р Рассмотри картинки и ответь на вопрос: «Какое время года изображе­но на каждой картинке?» Объясни, по каким признакам ты определил каждое время года. Про какое время года рисунков больше? Составь об этом времени года рассказ

Слайд 19

Задание № 5. Цель. Совершенствование умения составлять предложения из отдельных слов. Развитие зрительного внимания, самоконтроля. Марья Искусница сшила одеяло из разных лоскутков. Прочитай, что написано на каждом лоскутке. Объедини все слова на лоскутках в предложение.

Слайд 20

Задание №6. Цель. Закрепление умения завершать предложе­ние с опорой на заданное начало. Обучение детей составлению рассказов. Развитие зрительного внимания. 1. Закончи предложение, записав в рамочке недостающее слово. В этом тебе помогут картинки. 2. В рамочке написано начало рассказа. Прочитай его и продолжи. Подбери к составленному рассказу название.

Слайд 21

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение школьников решению арифметических задач «…За арифметикой, в особенности за арифметическими задачами, всегда признавалась и другая исключительная роль в обучении, а именно развитие сообразительности, смекалки» А.И.Маркушеви ч

Слайд 2

Цель. Формировать умение решать и составлять простые арифметические задачи; проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. Задачи: познакомить детей со структурой задачи : условие, вопрос задачи, решение, ответ; способствовать пониманию детьми смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется»; способствовать развитию у детей логического мышления, смекалки, сообразительности, умению рассуждать, доказывать; формировать умение аргументировать свои действия и объяснять логику решения задачи; обеспечить воспитательно-образовательный эффект.

Слайд 3

Обучение решению арифметических задач 1 этап . На этом этапе показывается, как практически составляются задачи: 1. Дается образец составления задачи воспитателем 2. Разбор задачи по частям. Дается понятие «условие» и «вопрос». 3. Затем идет закрепление на 3-4 занятиях структуры задачи, причем каждый раз выделяя условие и вопрос. 2 этап . Начинается формирование арифметического действия «сложение» и «вычитание». 1.Учить детей записывать решение задачи при помощи цифр и знаков + - =. 2.Учить понимать смысл задачи, почему именно нужно сложить или вычесть. 3.Учить пользоваться математическими терминами: сложение, вычитание, получится.

Слайд 4

3 этап. Разъяснение отличия задачи от загадки, пословицы, рассказа. В задаче обязательно должно присутствовать не менее 2 чисел и обязательно содержаться вопрос . Необходимо учить детей анализировать, рассуждать: 1. Есть ли в задаче числа? 2. Сколько чисел? 3. Есть ли вопрос в задаче? Например : 1.Бабушка пришила 5 пуговиц, а потом остальные. Сколько пуговиц пришила бабушка? 2.Катя сделала 4 елочные игрушки, а Наташа 2 игрушки. Ах, какие красивые игрушки! 3.2 кольца, 2 конца Посередине гвоздик.

Слайд 5

Занимательные задачи Например: В квартире 3 комнаты, из одной сделали 2. Сколько стало комнат в квартире? Шли семь братьев у каждого по одной сестре. Сколько шло человек? Боря гостил в деревне неделю, и еще 3 дня. Сколько дней он гостил в деревне? Дети очень любят занимательные и логические задачи. Занимательный материал развивает у детей самостоятельность, творческую фантазию, нестандартное мышление. Важно! После решения каждой задачи спросить у детей толкование решения, ход рассуждения, учить отстаивать свое решение, мыслить в слух.

Слайд 6

После того как дети научились решать, составлять и различать задачи предлагаются задачи посложнее. 1. Больше на… 2. Меньше на… 3. Обратные задачи 4. Логические задачи 5. Задачи - шутки 6. С косвенным условием.

Слайд 7

Составлять задачи можно по : действиям детей; по игрушкам; по картинкам. Обучая детей составлению и решению задач, необходимо научить детей : анализировать каждую задачу; учить ее осмысливать; выделять каждый раз условие и вопрос; давать развернутый ответ к задаче .

Слайд 8

Составление задач по картинкам

Слайд 11

Составление задач по игрушкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

«Формирование навыков чтения младших классов и пути их совершенствования»

Изучение ключевых умений читательской деятельности и  определение наиболее эффективных методов  и приёмов, способствующих развитию навыков чтения.Подбор  систем упражнений, которые акти...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.

          Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.Научить детей правильному, беглому, осознанному...

Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках литературного чтения

Материал предназначен для учителей начальных классов, в котором даны рекомендации по повышению качества чтения детей в начальной школе....