Конспекты открытых уроков
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Малиновская основная общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ
открытого урока на тему:
Подготовила:
учитель литературы
Кузина Е.А.
с. Малиновка, 2013- 2014 уч. год
ЦЕЛЬ:
- Образовательная: - повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами, с народными музыкальными инструментами; формировать умения работать с текстами, словарями, учить выделять главное, составлять монологический ответ, распределять информацию, слушать других, работать в группах.
- Развивающая: - развивать связную речь, словарный запас, логическое мышление, внимание, исследовательские навыки.
- Воспитательная: - воспитывать интерес к литературе и музыке, любовь и уважение к народному творчеству.
Оборудование: презентация, музыкальные народные инструменты.
Тип урока:обобщение.
Вид урока:урок- защита творческого проекта.
ХОД УРОКА.
- Орг. момент.
Уч. 1: - Все знают, что счастье – это что-то очень хорошее, к чему стремится человек как к источнику радости. Я думаю, что сегодня на уроке мы должны подарить счастье друг другу и всем нашим гостям. Ведь встреча с народным творчеством – это, конечно же, счастье.
Уч. 2: - Сегодня на уроке мы отправимся в далёкое прошлое, к истокам нашей культуры, в те времена, когда люди не умели читать, писать, не было книг и журналов. Отправимся в то время, когда всё передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас и составляет золотое наследие русской старины.
- Актуализация знаний учащихся.
Уч. 1: - Изучение этой темы на уроках литературы и музыки вы завершаете творческим проектом. Вы попытались ответить на целый ряд вопросов. Основополагающим из них является вопрос «Жив ли фольклор в современном мире?»
- Все эти вопросы побудили вас провести некоторые исследования. Сегодня вы представляете результаты своей работы.
Уч.2: - Над вопросами работали несколько творческих групп, которые исследовали и изучали определённую проблему.
- Хотелось бы заметить, что некоторые учащиеся работали в двух группах.
1 группа – «СОЦИОЛОГИ»
2 группа – «ФОЛЬКЛОРОВЕДЫ»
3 группа – «МУЗЫКОВЕДЫ»
4 группа – «МУЗЫКАНТЫ»
5 группа – « АРТИСТЫ»
- Защита проекта.
Уч. 1: - Первыми на защиту своего проекта мы приглашаем группу «СОЦИОЛОГОВ», которые проводили социологический опрос среди нескольких категорий людей и пытались ответить на вопрос « Фольклор и устное народное творчество одинаковые понятия или нет».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Фольклор и устное народное творчество».
Уч.2:- Вторыми к защите проекта приглашаем группу «ФОЛЬКЛОРОВЕДОВ», которые работали над вопросами детского устного народного творчества и пытались получить ответ на вопрос « Жив ли детский фольклор в современном мире?»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Устное народное творчество в современноммире».
Уч. 1: - У каждого народа свои традиции, культура, свой язык, национальный костюм, народные песни и инструменты. Предлагаю поговорить о русских песнях и вспомнить их жанры. Слово предоставляется группе «МУЗЫКОВЕДОВ», которые работали по данному вопросу.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Жанры русских народных песен».
Уч. 2: - Сейчас предлагаю сделать небольшую паузу и насладиться прелестью русского народного заводного танца, который подготовила группа «АРТИСТОВ».
ТАНЕЦ « КАДРИЛЬ».
Уч. 2: - Россия всегда славилась своими традициями и праздниками. Любая песня сопровождалась игрой на музыкальных инструментах. С ними нас познакомит группа «МУЗЫКАНТОВ».
Уч. 1: - Настолько песня хороша,
Прозрачно – родниковая,
Что хочет русская душа,
Чтоб песнь взлетела снова.
Настолько песня хороша,
Добра, смела, сурова,
Что хочет эту песнь душа
Запомнить слово в слово.
- В исполнении группы «АРТИСТОВ» прозвучит русская народная песня «НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА» в сопровождении народных музыкальных инструментов.
4. Обсуждение.
Вопросы:
- Помогла ли вам проделанная работа закрепить знания?
- Понравилось ли вам работать над проектом?
- Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
- Как вы думаете, смогли вы сегодня подарить счастье себе и нашим гостям?
- Оценивание работы (Комментарии и пожелания).
- Подведение итогов.
Уч. 1: - Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни и тд. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. Если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь.
Уч.2: - Одни жанры теряют свою популярнось, другие из устной формы переходят в письменную, но все они , вне всякого сомнения, влияют на нашу жизнь и культуру, поэтому наша задача состоит в том, чтобы не растерять и сохранить то богатство, которое подарили нам наши предки.
Хрестоматии
1. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учеб.пособие для филол. Специальностей. 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 1983.
2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для филолог. Фак-товпед. ин-тов. Под ред. проф. Н.И. Кравцова. М., Просвещение, 1971.
3. Русское народное творчество. Хрестоматия./ Составители Э.В. Померанцева и С.И. Минц. 2-е изд. М., 1963.
4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб.пособие для филол. Спец. Пед. ин-тов. /Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк., 1986.
5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб.пособие для пед. ин-тов. /Сост. М.А. Авилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др., Под ред. А.М. Новиковой. 3-е изд, испр. и доп. – М., Высш. шк., 1987.
6. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. Сост. и автор пояснительных статей Ф.М. Селиванов. М., Просвещение, 1972.
Фольклорные сборники
1. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск: Наука, 1990 .
2. Афанасьев А.Н. Народные руские сказки. В 3-х т. М.: Наука, 1985. т.1.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. М.: Наука, 1986. т.3.
4. Былины. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1981. т1.
5. Былины Пудожского края / Под ред. А.М. Астаховой. Петрозаводск, 1941.
6. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. /Вступит.статьи, сост. и коммент. В.П. Аникина, Д.С. Лихачева и Т.Н. Михельсон, М.: Детская литература., 1986.
7.Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. В 2-х т. М.; Л., 1938. т.1.
8. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.-Л., 1958.
9. Исторические песни XIII-XVI веков. /Изд. подгот. Б.Н.Путилов и Б.М. Добровольский. М., Л., 1960.
10. Исторические песни XIX века / Изд. подгот. Л.В. Домановский, О.Б. Алексеева, Э.С. Литвин. Л., 1973.
11. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., Высш. шк., 1982.
12. Лирика русской свадьбы. /Подготовлена Н.П.Колпаковой , под ред. В.Е.Гусева. Л., Наука, 1973.
13. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987.
14. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири./Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987.
15. Народные русские сказки /Сост. А.А. Горелов. Л.: Лениздат, 1983.
16. Поэзия крестьянских праздников. /Вступит.ст., сост., подг. текста и примеч. И.И.Земцовского. (Б-ка поэта.Большая серия.) Л., 1970.
17. Русская баллада /Предисл., ред. и примеч. В.И.Чернышева. Вступ. ст. Н.П. Андреева. Л., 1936.
18. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник. /Сост. и подгот. текста К. Чистова и Б. Чистовой. Вступ. статья, предисл. к разделам и коммент. К. Чистова/. Л.: Худож. лит., 1984.
19. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия / Коммент. Б. Путилова. Л.: Художественная литература, 1984.
20. Русские волшебные сказки / Под ред. В.П. Аникина. Владивосток, 1981.
21. Русские волшебные сказки. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1982 .
22. Русские народные баллады/.Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова/. М., 1983.
23. Русские народные песни/ Вступ. ст., сост. и примеч. А.М. Новиковой. М., 1957.
24. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983.
25. Русские народные сказки. М.: Советская Россия, 1992.
26. Русские народные сказки. М.: Современник, 1987.
27. Русские сказки Забайкалья / Подг. тексты Е.И. Шастина. Иркуиск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1991.
28. Русь – земля богатырей. В 2-х т. М.: Новь, 1998 г., т.1.
29. Селиванов Ф.М. Стихи духовние. М.: Советская Россия, 1991.
30. У ключика у гремучего. Дальневосточный фольклор. /Сост., автор вступит.стапьи и примечаний Л.М.Свиридова. Владивосток, 1989.
31. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Изд-во «Прогресс» «Гнозис», 1991.
32. Фольклорный театр./Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И.Савушкиной. М.: Современник, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...