Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"
план-конспект занятия по теме
Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2_v_iro.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Обобщающее занятие по теме «Устное народное творчество»
(для обучающихся 3-го года обучения)
Задачи:
Выяснить знания жанров устного народного творчества, развивать творческие способности детей, образное мышление, наблюдательность, устную речь; учить выражать свое мнение и аргументировать его; обогащать и расширять словарный запас детей; проверить умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; учить выполнять различные творческие задания в парах и группах, проявляя активность, интерес, индивидуальность и творчество; воспитывать любовь к творчеству русского народа, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: детские книги с русскими народными сказками, картинки к русским народным сказкам, ноутбук, телевизор, презентация.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд №1. Запись темы занятия: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
– прочитайте название занятия.
– что это значит?
– что является устным народным творчеством?
III. Слайд № 2. ( На слайде записи небылиц, загадок, чистоговорок, названия сказок, пословиц, поговорок по усмотрению учителя)
– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?
ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»
- назовите, какие жанры устного народного творчества здесь названы?
А) Потешки . Рассказ заранее подготовленного ребенка – ассистента о потешках.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Прослушивание записи одной потешки.
Б). Отгадывание загадок, которые дети сами сочинили самостоятельно дома.
Выставка иллюстраций отгадок.
В) Беседа о сказках.
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки? (виды сказок)
Слайд № 3. Отличительные черты сказки. Выяснение знаний о них.
- Сказочные события
- Сказочные герои
- Сказочные существа
- Необычность обстановки
- Особая манера повествования
- Вариативность текста
- Автор коллективен
Слайд № 4 Общие особенности волшебных сказок.
( Дети называют особенности волшебных сказок)
- Наличие чуда
- Столкновение с волшебной силой
- Волшебные персонажи
- Волшебные предметы
- Описание
Слайд № 5. - Что мы можем сказать о героях волшебных сказок?
- Делятся на положительных и отрицательных
- Борются с волшебной силой
- Это вымышленные персонажи
- Обычные люди
Слайд № 6. Общие особенности сказок о животных
Задание №1.
Работа в группах. Каждая группа готовит ответ , перечисляет особенности сказок о животных
- Иносказательность
- Ясность оценки героев
- Антропоморфизм
- Быстродействие
- Диалог
- Облегчённая композиция
Слайд № 7. Задание № 2. Назовите традиционные типы героев сказок о животных.
Работа в парах.
Например,
- Лиса – хитрая
- Волк – глупый
- Заяц - трусливый
Слайд № 8. Назовите разновидности бытовых сказок.
- Сказка-анекдот
- Докучные сказки
- Сказка-загадка
- Сказки-насмешки
Работа в группах.
1-я группа называет общие особенности бытовых сказок; ( ответ: отсутствие фантастики, реальные конфликты, сказочное разрешение, смысловой акцент-развязка, жестокий юмор)
2-я группа – особенности героев бытовых сказок; ( примерные ответы: герой хитёр, герой удачлив, дурак в глазах других, герой благороден и т. д.)
3-я группа – что можно прочитать (например, «Иванушка-дурачок», «Солдатская сказка», «Каша из топора», «Репка», «Как мужик гуся делил» и т. д. )
Слайд № 9. Игра «Угадай сказку»
Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.
Цель игры – поиск синонимов.
Слайд № 10 . Игра «Собери пословицу»
– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?
Доброе слово – да навек ссора.
От одного слова и кошке приятно.
В гостях хорошо, а потехе час.
Делу время, а дома лучше.
(Перепутаны части пословиц)
– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.
(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.
«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.
«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.
«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)
VIII. Обобщение.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Изменилось ли у вас настроение после этого занятия?
- ребята, спасибо вам за то, что помогли провести это занятие интересно.
Приложение 2
Тест по теме «Устное народное творчество» (обобщение)
( для обучающихся 2-го года обучения )
Цель: формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Фамилия, имя _____________________________________________________
1. Найди лишнее слово. К жанрам устного народного творчества относятся:
А) скороговорки;
Б) поговорки;
В) рассказы;
Г) сказки.
2. В каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только указываются их признаки
А) потешка
Б) частушка
В) считалка
Г) загадка
Д) скороговорка
Е) небылица
3. Определи жанр произведения:
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
А) пословица;
Б) скороговорка;
В) загадка.
4. Закончи пословицу: «Любишь кататься – люби и ...»
А) ходить
Б) работать
В) саночки возить
5. Дайте определение сказке.
Сказка – это
Определи жанр произведения:
В гостях хорошо, а дома лучше.
а) скороговорка; б) пословица; в) поговорка.
6. Если человек сам не пользуется вещью и другим не дает, то его называют
А) принцесса на горошине
Б) собака на сене
В) попрыгунья-стрекоза
7. Какая из этих сказок не является народной?
А) Два Мороза;
Б) Лиса и журавль;
В) Сказка о рыбаке и рыбке.
8.Найдите и отметьте бытовую сказку.
А) «Каша из топора»
Б) «Гуси-лебеди»
В) «У страха глаза велики»
Г) «Лиса и журавль»
9. В каком виде сказок можно встретить данных персонажей: Жар-Птицу, Кота в сапогах, златогривого коня?
А) в бытовых;
Б) в волшебных;
В) в сказках о животных
КЛЮЧИ.
1. В
2. Г
3. Б
4. В
5.Примерные ответы: Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! и др.
6. В
7. Б
8. В
9. Б.
Приложение 1
Тема «Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение ( для обучающихся 1-го года обучения)
Задачи: учить правилам и приемам самостоятельного сочинения чистоговорок на разные темы; соблюдать интонационно-значимые части и высказывания; обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;
формировать фонетическую сторону речи;
активизировать воображение и словотворчество;
развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение работать в группах.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Ребята, для того чтобы начать нашу работу, вы должны определить сами тему занятия. А подскажет вам тему вот это маленькое четверостишие:
СЛАЙД № 1.
са-са-са – вот бежит лиса
су-су-су – вижу я лису
сы-сы-сы – рыжий хвост лисы
се-се-се- рассказали о лисе
- Что за четверостишие? (ответ: чистоговорка)
-Верно. Значит, какая тема нас увлечет сегодня? (ответы)
СЛАЙД №2.
Рисунок лисы.
Описание лисы детьми по наводящим вопросам учителя.
- А кто сочинил эту чистоговорку? (сочинили мы на прошлом занятии коллективно).
Молодцы.
СЛАЙД № 4.
- Прочитайте следующую чистоговорку и определите ее тему:
Ица-ица-ица- прилетела птица,
Ицу-ицу-ицу- покормлю я птицу,
Ицы-ицы-ицы – тонкий клюв у птицы,
Ице-ице-ице- сказочка о птице.
- О ком? О чем узнали?
-Что вы заметили, когда вы читали чистоговорки о лисе, о птице?
-Что необычного?
3. Сочинение чистоговорок. Вступительная беседа.
- Да, ребята, необычно то, что они сочиняются по правилам, которые мы сегодня должны разобрать, чтобы в дальнейшем мы с вами легко могли на любую тему интересные чистоговорки. Ведь и раньше народ их сочинял также. Но при этом кто-то просто напевал их себе, придумывая разные такие созвучные строчки, а кто- то даже задумывался над тем, что все-таки есть правила и приемы сочинения чистоговорок. А давайте мы тоже задумаемся, действительно ли есть какие – то правила, и нужно ли их знать. Если нужно, то для чего.
(Ответы детей)
- Верно, ребята. Непросто сочинять чистоговорки, но очень интересно.
- Попробуем?
1). Учитель задает определенное звукосочетание, а дети сочиняют двустишье с ним:
Например, ва-ва-ва - (дети подбирают рифмованное словосочетание, например, вкусная айва , ву-ву-ву – купили мы айву и т.д. ( учитель или дети задают звукосочетания и далее к ним подбирают рифмованные словосочетания)
2).Учитель предлагает закончить чистоговорку, выбрав слово с соответствующим слогом:
Например,
Лей-лей-лей - молока ….(налей, выпей, неси) и т.д.
3). Учитель или дети предлагают сочинить чистоговорку, изменив форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
СЛАЙД № 5.
5. Задания по группам:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (ра-ра-ра высокая гора, оры-оры-оры- высокие горы)
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
6. Самостоятельная работа.
Детям предлагается сочинить самостоятельно вторую часть чистоговорки, изменив форму слова сочинить четверостишие.
Шина-шина-шина-
7. Чтение чистоговорок, анализ.
8. Итог занятия.
- Понравилось ли вам сочинять чистоговорки?
- Какое у вас настроение?
- Выберите себе фишку, которой вы покажете свое настроение ( желтое – веселое, синее – грустное).
Интеллектуальная игра для обучающихся
2-го года обучения по теме "Сказки".
Задачи: выяснить знания по теме «Сказки. Виды сказок», формировать осознание значимости литературы для личного развития, развивать коллективизм, умение работать дружно в команде и вести дискуссию. Оборудование: 24 карточки - сектора с названиями тем и указанием количества очков, магнитофон, призы, подарки.
Виды сказок | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |||
Телеграммы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |||
Изобразительные средства р.н. сказок | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |||
Угадай | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Ведущий. Здравствуйте, друзья!
Сегодня у нас в гостях "Своя игра". Это известная телевизионная игра, ее многие видели и знают.
Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый легкий вопрос "стоит" 10 очков, самый трудный - 50 очков. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет - очки снимаются.
Отвечает тот, кто первым поднимет руку (или капитан команды). Кто отвечает, то выбирает следующий вопрос.
Представление команд (3-4 человека в 1 команде - 5 команд и жюри).
Сектор « Угадай» (Что это обозначает)
10 -
- Наличие чуда
- Столкновение с волшебной силой
- Волшебные персонажи
- Волшебные предметы
- Описание (общие особенности волшебных сказок)
20 - несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу ( присказка)
30 -
- Сказочные события
- Сказочные герои
- Сказочные существа
- Необычность обстановки
- Особая манера повествования
- Вариативность текста
- Автор коллективен (отличительные черты сказок)
40 –
Антитеза, гипербола, постоянные эпитеты, сказочная формула - это (изобразительные средства русских народных сказок)
50 -
- Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение:
- «Сине море»
- «Добрый молодец»
- «Красна девица», «Ясный сокол» ( постоянные эпитеты)
Сектор «Виды сказок»
10 – герои каких видов сказок перечислены?
- Деление на положительных и отрицательных
- Борьба с волшебной силой
- Вымышленные персонажи
- Обычные люди (волшебных)
20 - Определи вид сказок.
- «Иванушка-дурачок»
- «Солдатская сказка»
- «Каша из топора»
- «Репка»
- «Как мужик гуся делил» (бытовые сказки)
30 - Особенности каких видов сказок названы?
- Иносказательность
- Ясность оценки героев
- Антропоморфизм
- Быстродействие
- Диалог
- Облегчённая композиция ( особенности сказок о животных)
40 - назови разновидности бытовых видов сказок
(Сказка-анекдот, докучные сказки, сказка-загадка, сказки-насмешки )
50 – музыкальная пауза
Сектор «Изобразительные средства русских народных сказок»
10 –
К какой сказочной формуле можно отнести определение: несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу? (присказка)
20 –
Что такое зачин? ( это то, что помогает нам начать сказку, называет героев и события)
30 –
Как называется чрезмерное преувеличение действий и поступков героев?
(гипербола)
40 – дайте характеристику изобразительному средству - АНТИТЕЗА
(прием противопоставления, с помощью которого герой получает углубленную характеристику? )
50 – СЮРПРИЗ
Сектор «Телеграммы»
10 –
«От дедушки ушел,
От бабушки ушел,
Скоро буду у вас!»
(Русская народная сказка «Колобок»)
20 –
«Спасите! Нас съел волк!»
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)
30 –
«Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца».
(Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
40 –
«Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
50 –
«Выходи за него замуж, девочка! С ним не пропадешь! «
(Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» )
II тур.
А теперь решающий тур. Он называется «Своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило 2 тура: я задаю вопрос. А вы (игроки) на листочках пишете предлагаемый ответ, а рядом количество очков (желаемое - 10, 20, 30, 40, 50) Если вы уверены в ответе, ставьте больше очков, если не уверены, ставьте меньше.
Если ответ правильный, то команде присуждается количество очков, написанное командой, а если неправильный, то столько же очков отнимается. Вы можете все потерять или же наоборот приобрести.
А сейчас, внимание:
Загадка о герое сказки.
Вот такое, братцы, чудо кобылица принесла. ( КОНЁК – ГОРБУНОК, П.П. ЕРШОВ)
Итог мероприятия.
Приложение 5
Итоговая самостоятельная работа
для обучающихся 3-го года обучения
Задачи: проверить знания обучающихся по изученным темам, выяснить простейшие умения сочинять загадки, чистоговорки, выполнять и оформлять творческие задания и письменные виды работ самостоятельно, оценивать ее, умение использовать в самостоятельной деятельности словари, выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных монологических высказываний по изученной тематике, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Объяснение заданий.
1. Сочини загадку, нарисуй отгадку.
2. Сочини чистоговорку по началу:
Ща-ща-ща-
Щу-щу-щу-
Щи-щи-щи-
Ще-ще-ще-
3. Преврати слова в ребусы. Используя для этого соответствующие знаки, рисунки: БЕРЕЗА, КОЗА, ДИВАН.
4. Выбери одну из тем сочинения и напиши:
А) Сочинение – описание «Мое любимое домашнее животное»;
Б) Сочинение рассуждение «Мой друг» или «Моя подруга».
5. Сочини четверостишие по заданным рифмам: медведь, реветь
III. Самостоятельное выполнение работы. (Разрешается пользоваться словарями, оказывается при надобности индивидуальная помощь, которая заставляет мыслить ребенка, направляет в нужную деятельность, но не подсказывать)
IV. Проверка выполненных работ. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Приложение к авторской программе "Поделки из бросового материала"
Приложение к авторской программе внеурочной деятельности "Фантазии из бросового материала"...
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы
Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование....
Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы
Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование....
Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"
Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях. П...