Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы | 455 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Народное творчество» направлена на духовно - нравственное воспитание школьников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа модуля «Народное творчество» ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.
Программа дополнительного образования школьного фольклорного модуля «Народное творчество» составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие ... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Народное творчество, как школа социального опыта, дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные корни не только русского народа, но и народов других национальностей, которые живут на одной территории. Их история полна ярких событий, которые стимулируют рост народного творчества.
В народном творчестве отражается нравственный и эстетический завет народов, их дух и мудрость.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, он находится в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. В комплексе с другими воспитательными средствами фольклор представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Именно по этой причине оно сохранило свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с необходимостью приобщения детей к народному наследию с раннего возраста была разработан образовательный модуль «Народное творчество».
Цель: создание условий для развития социально - адаптированной личности на основе народного поэтического творчества.
Для достижения цели реализуются следующие задачи:
1. Актуализировать интерес обучающихся к культуре и традициям-личностные (формирование основ гражданской идентичности личности).
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к культуре и традициям своего народа через знакомство с народными праздниками.
3. Формировать практическое освоение основ традиционного русского языка через народное искусство.
4. Развивать музыкальный слух, чувство ритма через совместное пение, музицирование и игру на национальных шумовых инструментах (трещотки, бубны, рубель, свистульки и т.д.);
Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, определенные в образовательном модуле, ориентированы на воспитание и развитие детей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он проводится в форме собеседования, тестирования или викторины. Оптимальным вариантом итогового контроля является игра, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.
Педагогический процесс базируется на следующих принципах:
- целостность;
- направленность педагогического процесса на удовлетворение физических (двигательных) потребностей детей;
- направленность педагогического процесса на самоактуализацию детей;
- непрерывность образовательного процесса;
- систематичности и последовательности (система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся);
- доступности.
Образовательный модуль «Народное творчество» художественно-эстетической направленности разработан для детей 6-10 лет, модуль состоит из 4 –х разделов. Срок реализации каждого раздела 1 год. Занятия проходят еженедельно, продолжительность занятий в 1 – м классе - 35 мин, во 2 - 4 м классе – 45 мин.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими особенностями и возможностями детей, что предполагает некоторую необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Используемый программный материал - это вхождение в народное творчество, первое практическое знакомство с ним. Здесь дается общее понятие народному творчеству, его истокам (колыбельные песни, частушки, сказки, потешки, пестушки).
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»
«Ладушки»
№ | Содержание и виды работ | Всего ч. | Теория | Практика | ||||||||||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||||||||||||
2 | Колыбельные песни | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||
3 | Потешный фольклор; | |||||||||||||||
Скороговорки | 1 | 1 | ||||||||||||||
Загадки | 1 | 1 | ||||||||||||||
Прибаутки | 1 | 1 | ||||||||||||||
4 | Считалки и игры: | |||||||||||||||
Считалки | 1 | 1 | ||||||||||||||
Игры хороводные | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
Игры ролевые, подвижные | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
5 | Слушание музыки и моделирование элементов музыкального языка: | |||||||||||||||
Темп | 1 | 1 | ||||||||||||||
Ритм | 1 | 1 | ||||||||||||||
Размер | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
Звуковысотность | 1 | 1 | ||||||||||||||
Сильная и слабая доли | 1 | 1 | ||||||||||||||
6 | Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах | |||||||||||||||
Аккомпанирование на шумовых музыкальных инструментах | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
Ознакомление с остальными инструментами | 1 | 1 | ||||||||||||||
Озвучивание произведений | 1 | 1 | ||||||||||||||
7 | Пение с аккомпанементом | |||||||||||||||
Распевки | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
Работа над репертуаром | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
Творческая импровизация | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
8 | Контрольные занятия | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||
9 | Праздничные программы | 4 | 4 | |||||||||||||
Итого | 33 | 15 | 18 |
Содержание образовательного процесса:
1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с предметом. Беседа о русском народном творчестве. Знакомство с инструментами.
2. Колыбельные песни (2 часа).
Знакомство с колыбельными песнями, кому пелись, о чем они. Характерные особенности (мягкость, напевность). Припевные слова - «лю-лю»; «бай» и т.д. Герои колыбельных песен: котик, петушок, гули, и т.д. Исполнение, разучивание слов, мелодий.
3. Потешный фольклор (3 часа):
- Скороговорки - знакомство, для чего нужды;
- Выучивание скороговорок;
- Загадки по темам (о явлениях природы, о временах года, о животных, о растениях и т.д.). Отгадывание.
- Прибаутки - знакомство, о чем они. Использование прибауток в работе над ритмом.
4.Считалки игры (5 часов) - знакомство, для чего нужны. Выучивание считалок как обязательный элемент игры.
- Игры хороводные их отличие, описание. Разучивание игр с пением,
- Игры ролевые, подвижные, их отличие. Разучивание и игра.
5. Прослушивание музыки и моделирование музыкального языка (6 часов).
Темп - что это, какой бывает и т.д. определение на слух;
- Ритм - что это, какой бывает повторение ритмических рисунков;
- Размер - что это, какой бывает определение на слух и слушание;
- Понятие звуковысотности определение на слух;
- Понятие сильной и слабой доли определение на слух.
6. Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах (4 часа).
- Аккомпанирование на шумовых инструментах, исполнение
- Ознакомление с остальными инструментами исполнение
- Озвучивание произведений Исполнение
7. Пение с аккомпанементом (7 часов).
- Распевки - для чего они, их обязательное исполнение, разучивание распевок;
- Работа над репертуаром, содержание, выучивание текстов, исполнение;
8.Контрольные занятия. Проверка пройденного. Исполнение заданного (2 часа).
9. Праздничные программы (4 часа).
Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»
«Купалинка»
№ | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Устное творчество | 4 | 2 | 2 |
2 | Потешный фольклор | 3 | 1 | 2 |
3 | Игры хороводные Игры ролевые | 3 3 | 1 1 | 2 2 |
4 | Слушание музыки -темп -ритм - озвучивание произведений - творческая импровизация | 2 2 2 2 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
5 | Пение с аккомпанементом | 5 | 2 | 3 |
6 | Контрольные занятия | 5 | 2 | 3 |
7 | Праздничные программы | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 35 | 13 | 22 |
Содержание образовательного процесса
1. Устное творчество: (4 ч.) сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Потешный фольклор: (3ч.)
Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции. Загадки (о природе, временах года, животных). Знакомя детей с потешки, загадками, заклички, прибаутки, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Игры хороводные (1ч. теория); разучивание игр с пением (2 ч. практика),
Игры ролевые, подвижные (1 ч. теория); разучивание и игра (2 ч. практика). - Слушание музыки:
Темп - определение на слух; (2ч.)
Ритм, повторение ритмических рисунков (2ч.)
Озвучивание произведений на музыкальных инструментах (2ч.).
Творческая импровизация (2ч.).
5. Пение с аккомпанементом - (5 ч.)
- Распевки (1 ч. практика)
- Работа над репертуаром, содержание выучивание текстов (2 ч. теория).
- Исполнение (2 ч. практика).
- Контрольные занятия - (5ч.)
Проверка пройденного (2 ч. теория).
Исполнение заданного (3ч. практика). - Праздничные программы (4ч.)
Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»
«Народные заигрыши»
№ п\п | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Ознакомление детей с народной декоративной росписью | 4 | 1 | 3 |
2 | Русский народный костюм | 4 | 1 | 3 |
3 | Устное творчество | 3 | 1 | 2 |
4 | Краткий обзор календарных праздников | 13 | 3| | 10 |
5 | Частушки | 3 | 1 | 2 |
6 | Контрольные занятия | 4 | 2 | 2 |
7 | Праздничные программы | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 35 | 11 | 24 |
Содержание образовательного процесса
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. Роспись на ткани и бересте (4 часа).
- Русский народный костюм (4 часа).
Знакомство с видами народного костюма.
Изготовление кукол из бумаги, роспись костюма (шаблон), прорисовка орнамента рубахи и роспись кокошника.
- Устное творчество (3 часа).
Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции. Для чего нужны скороговорки: научиться, быстро говорить, посмеяться над умением других?
- Краткий обзор календарных праздников (13 часов).
«Осенины» (1 четверть).
Рождественские «колядки» (2 четверть).
«Масленица», «Пасхальные гуляния» (3 четверть).
«Троица» (4 четверть). - Частушки («Матаня», «Барыня», «Семёновна», «Акулинка» и др.)
- Контрольные занятия (4 часа).
Проверка пройденного.
Исполнение заданного. - Праздничные программы (4часа).
Учебно-тематический план образовательного модуля «Народное творчество»
«Соловушка»
№ | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Устное творчество Дикционные упражнения | 1 4 | 1 - | - 4 |
2 | Народная игрушка Игрушки Сибири | 2 6 | 2 - | - 6 |
3 | Развитие специальных музыкальных и певческих навыков Интонационно -фонетические упражнения | 2 3 | 2 - | - 3 |
4 | Народные игры. Знакомство с видами игр. Разучивание игр. | 1 4 | 1 - | - 4 |
5 | Инсценировки русских игр, песен праздников | 4 | 2 | 2 |
6 | Контрольные занятия | 4 | 2 | 2 |
7 | Праздничные программы | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 35 | 10 | 25 |
1. Устное творчество (5 часов).
Скороговорки - способ выработки у учащихся дикции.
Дикционные упражнения, чистоговорки, артикуляционная гимнастика.
2. Народная игрушка (8 часов).
Петрушкин театр. Находчивость, юмор, выразительность языка русского народа. Осуждение, в небольших сценах, человеческих недостатков - злобности, лживости. Восхваление трудолюбия, щедрости, справедливости.
Изготовление кукол для кукольного тетра (куклы - петрушки, пальчиковые куклы) практика.
3. Развитие специальных музыкальных и певческих навыков (5 часов).
Народная манера пения (приобретение умений и навыков, артикуляционная гимнастика).
Интонационно - фонетические упражнения, усвоение навыков двухголосия, распевки, песни.
4. Народные игры ( 5 часов).
Знакомство с видами игр русского народа, посредством знакомства народных песен, колыбельных, прибауток, скороговорок.
Разучивание игр и игра.
- Инсценировки русских игр, песен праздников (4 часа).
- Контрольные занятия (4 часа).
Проверка пройденного.
Исполнение заданного. - Праздничные программы (4 часа).
Репертуар образовательного модуля «Народное творчество»
Потешки
- «Мы ногами топ-топ»
- «Наши уточки с утра»
- «Зайка»
- «Барашеньки»
- «Скок, скок, поскок»
- «Ой ди-ди-ли»
- «Зайка»
- «Скок, скок, поскок»
- «Ой ди-ди-ли»
Прибаутки
- «Ладушки,ладушки»
- «Сорока, сорока»
- «Петушок»
- «Попляши-ка, попляши»
- «Ладушки,ладушки»
- «Петушок»
- «Попляши-ка, попляши»
Колыбельные
- «Уж ты,котенька-коток»
- «Серый кот»
- «Уж ты,котенька-коток»
- «Серый кот»
- «Баю,баюшки, баю»
Колядка
- «Ой калёда, калёда»
- «Коляда, коляда»
- «Колядин, колядин»
- «Каляда не перепёлка»
- «Христос рождаится»
- Масленичные песни
- «Мы давно блинов не ели»
- «Всю неделю мы не пряли»
Масленичные песни
- «Мы давно блинов не ели»
- «Блины»
Приговорки
- «Дождик,дождик, перестань»
- «Солнце,солнце»
Заклички
- «Чувиль-виль-виль»
- «Покажись-ка солнышко»
- «Весна-красна»
- «Ты мороз»
- «Покажись-ка солнышко»
- «Ау, ау, аукаем»
- «Весна, весна, красная»
Игровые
- «Тень-тень-потетень»
- «Золотые ворота»
- «Федя-Медя»
- «У медведя во бору»
- «Лиса и зайцы»
- «Сидит ворон на суку»
- «Заинька, пойдём в лес»
- «Пошла коза по лесу»
- «Зайка»
- «Ах, вы сени, сени» (комары)
- «Бабушкин двор»
- «Ой, зимушка-зима»
- «У Ерёмушки»
- «Зайка»
- «Жил на свете комарочек»
- «Как у наших у ворот»
- «Дуня моя Дуня»
- «Уж как я ль мою коровушку люблю»
- «Как у бабушки козёл»
- «Дуня-тонкопряха»
- «Как на горе мак»
- «Ой, да нарубила баба дров»
Игры
- «Пчёлка»
- «Кот и мыши»
- «Гуси-гуси»
- «Ходит Ваня»
- «Колечко»
- «Жмурки»
- «Заморожу»
- «Барыня»
- «Карусель»
- «Воробышек»
- «Ручеёк»
- «Гуси, вы гуси»
- «Пчёлка»
- «Семь сыновей»
- «Как у дядюшки Федота»
- «Сидит Дрёма»
- Хороводные
- «Как по мостику мосточку»
- «Заинька мимо саду»
Хороводные
- «Заинька мимо саду»
Авторские песни
- «В огороде заинька» муз. В.Карасёвой, сл.Н.Френкель
- «Осень» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
- «Заинька» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
- «В лес с корзинкой мы пойдём» муз. В.Алексеева, сл.М.Филатовой
- «Маша» сл. и муз. И. Конвенан
- «Урожай»
- «Гуси» Муз. Е. Тиличеевой, слова народные
- «Песенка цыплёнка» муз. В. Алексеева, сл. М. Фроловой
- «Бабушка» сл. и муз. И. Конвенан
- «Самовар» сл. и муз. И. Конвенан
- «Матрёшки» сл. и муз. И. Конвенан
- «Балалайка» сл. и муз. И. Конвенан
- «Посадили мы горох» сл. Л. Дымовой, муз. Е. Туманян
- «Колыбельная» сл. Н. Найдёновой
- «Песенка цыплёнка» муз. В. Алексеева, сл. М. Фроловой
- «Дружно весело живём» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой
- «Осенняя» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой
- «Ой-да во лесочке» муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме
Список литературы:
- Алиев, Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. М., 1995 г. Выпуск № 4.
- Аникин, В.Б. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М., уч., 1997 г.
- Аникин, В.П. Детский фольклор. М., 1983.
- Астафьев, Б.В. О народной музыке. М., 1987.
- Бачинская, Н.В., Попова, Т.И. «Русское народное музыкальное творчество». М.,1968 – 303 с.
- Бирюков, Ю.Е. Казачьи песни. М.: «Современная музыка», 2004 – 311 с.
- Виноградов, Г.В. Русский детский фольклор. М., 1930.
- Духонин, В.Н. Казачьи песни. Тюмень, 1998 – 32 с.
- Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению. Музыкальная палитра, С-Петербург, 2005 г.
- Ладышенская, Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
- Меканина, Л. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. М., «Музыка», 1991.
- Мерзляков, С.И., Комалькова, Е.Ю. Фольклорные праздники для детей младшего школьного возраста». М., 2001.
- Мерзляков, С.И., Мерзлякова, Т.П. Музыкально-игровой материал для детей младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Науменко, Г.Н. Фольклорный праздник. М., 2000.
- Науменко, Г.Н. Фольклорная азбука. М., 1997.
- Некрылов, А.Ф. Круглый год – русский земледельческий календарь. М., 1991.
- Шамина, Л. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1990.
- Шестакова, В.И. Праздники и развлечения для детей младшего школьного возраста. М., 2004.
- Бердникова, Н.В. Весёлая ярмарка. Ярославль, Академия развития, 2005.
- Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2006.
- Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
- Гришкова, Ю.С. Сценарии детских праздников с песнями и нотами. Минск, 2004.
- Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Москва, 2008.
- Зименкова, Л.В. Большая книга загадок. М., 2008.
- Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению. Санкт-Петербург, 2005.
- Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург, 2006.
- Малахова, М.М. Рождественские праздники в школе. Волгоград, 2005.
- Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Москва, НОУ «Луч», 1996, 2000.
- Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Академия развития, 2008.
- Орлова, Т.М., Бекина, С.И. Учите детей петь М., Просвещение 1986.
- Пашнина, В. А у нас - перепляс! Ярославль, 2005.
- Пашнина, В. Жили-были, хоровод водили. Ярославль, 2005.
- Попов, В. Русская народная песня в детском хоре. М., 1985.
- Тихонова, М.В., Смирнова, Н. С. Красна изба. Санкт-Петербург, 2004.
- Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
Список нотных сборников
- Капаев, В. Песни хутора Кубанский. Ч. 1, 2. М., 1997.
- Мерзлякова, С. Гармошечка – говорушечка. М., 1982.
- Науменко, Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. 1977-1988.
- Науменко, Г. М Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1, 2. 1999.
- Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления. М., 2000.
- Помазкина, Н. Ф. Поёт фольклорный ансамбль «Перепёлушки» М., 1992.
- Рытов, Д. На родимой на сторонке. Ярославль, 2002.
- Савастру, К. Заинька, попляши. Киев, 1983.
- Сорокин, П. Плыла лебедь. М.,1987.
- Чаморова, Н. Сорока - белобока: любимые игровые песни с нотами. Донецк, 2006.
- Чаморова, Н. Жил был у бабушки серенький козлик: любимые игровые песни с нотами. Донецк, 2006.
- Широков, А. Русские народные песни. М., 1988.
Приложение
Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»
«Ладушки»
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Контроль | Примечания | ||
Предметные результаты | Метапредметные и личностные УУД | ||||||
Раздел 1. Введение (1 час) | |||||||
1 | Русский фольклор | Обучающиеся узнают о разнообразии форм Русского фольклора. | Личностные: Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Познавательные: наблюдать за музыкальными явлениями. Сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в групповой музыкальной деятельности Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе. Знакомство с различными социальными ролями в процессе осуществления творческой деятельности. | Фронтальный опрос | |||
Раздел 2. Колыбельные песни (2 часа) | |||||||
2 | Знакомство с колыбельной песней | Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – колыбельные песни. | Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. | Фронтальный опрос | |||
3 | Характерные особенности колыбельной | ||||||
Раздел 3. Потешный фольклор (3 часов) | |||||||
4 | Скороговорки | Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – потешный фольклор. | Личностные: Познавательный интерес к учебному предмету. Готовность к сотрудничеству. Вхождение обучающихся в мир народного творчества. Познавательные: Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные обстоятельства. Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения и импровизации. Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Выявлять и исправлять допущенные ошибки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. | Фронтальный опрос | |||
5 | Загадки | ||||||
6 | Прибаутки | ||||||
Раздел 4. Считалки и игры (5 часов) | |||||||
7 | Считалки | Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – считалки и игры. | Личностные: Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель песенной мелодии. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Фронтальный опрос | |||
8 | Истоки хороводных игр | ||||||
9 | Разучивание хороводных игр | ||||||
10 | Особенности ролевых, подвижных игр, их отличия | ||||||
11 | Обыгрывание ролевых, подвижных игр с пением | ||||||
Раздел 5. Слушание музыки и моделирование элементов музыкального языка (6 часов) | |||||||
12 | Значение темпа в народной музыке | Обучающиеся познакомятся со средствами музыкальной выразительности в музыке: темп, ритм, размер, метр, звуковысотность, доли. | Личностные: Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Опрос | |||
13 | Ритм в народной музыке | ||||||
14 | Размер в народной музыке | ||||||
15 | Понятие метра | ||||||
16 | Понятие звуковысотности в народных песнях | ||||||
17 | Сильная и слабая доли на примере народной музыки | ||||||
Раздел 6. Приобретение элементарных навыков исполнения на музыкальных инструментах (4 часа) | |||||||
18 | Ознакомление с шумовыми музыкальными инструментами | Обучающиеся познакомятся с народными музыкальными инструментами. | Личностные: Развитие познавательных интересов, уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Опрос | |||
19 | Музицирование на шумовых музыкальных инструментах | ||||||
20 | Ознакомление с ударными, струнно-щипковыми, деревянно-духовыми инструментами народного оркестра | ||||||
21 | Звучание музыкальных инструментов в народном оркестре | ||||||
Раздел 7. Пение с аккомпанементом (7 часов) | |||||||
22 | Характерные особенности народных распевок | Обучающиеся научатся исполнять элементы жанра народной музыки. | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности. Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. | Опрос | |||
23 | Разучивание народных распевок | ||||||
24 | Работа над пройденным репертуаром | ||||||
25 | Работа над пройденным репертуаром | ||||||
26 | Творческая импровизация в играх и хороводах | ||||||
27 | Творческая импровизация в песнях | ||||||
Раздел 8. Контрольные занятия ( 2 часа) | |||||||
28 | Проверка пройденного материала | Обобщение изученного обучающимися | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. | Викторина | |||
29 | Обобщение изученного | ||||||
Раздел 9. Праздничные программы (4 часа) | |||||||
30 | «В гостях у сказки» | Представление обучающимися изученного. | Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях. | Концерт | |||
31 | «Народные заигрыши» | ||||||
32 | «Лукошко с прибаутками» | ||||||
33 | Отчетный концерт «Творческий калейдоскоп» | ||||||
Итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»
«Купалинка»
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Контроль | Примечания | |
Предметные результаты | Метапредметные и личностные УУД | |||||
Раздел 1. Устное творчество (4часа) | ||||||
1 | «Во горнице, во светлице…» | Обучающиеся научатся различать формы устного народного творчества | Личностные: углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении | Викторина | ||
2 | «Ярмарка» | |||||
3 | Приметы народных праздников | |||||
4 | Славься Русь | |||||
Раздел 2. Потешный фольклор (3 часа) | ||||||
5 | Народные забавы | Обучающиеся научатся различать характер и формы потешного фольклора | Личностные: Постигать народное песенное творчество, развивать интерес к художественной деятельности. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. Регулятивные: Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию. Уметь действовать по плану. Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, работать в парах, группах. | Тест | ||
6 | Играй гармонь | |||||
7 | Народные вечёрки | |||||
Раздел 3. Игры хороводные (3 часа) Игры ролевые (3 часа) | ||||||
8 | Хороводные игры как элемент народных праздников | Обучающиеся научатся различать формы народных игр | Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | Викторина | ||
9 | Разучивание хороводной игры «Ремешок» | |||||
10 | Разучивание хороводной игры «Заинька мимо саду» | |||||
11 | «Игровой калейдоскоп» | |||||
12 | Разучивание ролевой игры «Как у дядюшки Федота» | |||||
13 | Разучивание ролевой игры «Ручеёк» | |||||
Тема 4. Слушание музыки (8 часов) | ||||||
14 | Значение темпа в народной музыке | Обучающиеся познакомятся со средствами музыкальной выразительности в музыке: темп, ритм, размер, метр, звуковысотность, доли.
| Личностные: Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Творческая импровизация | ||
15 | Слушание музыки «Карусель» | |||||
16 | Ритм в народной музыке | |||||
17 | Воспроизведение сложных ритмических моментов в произведениях «Самовар» и «Коляда» | |||||
18 | Озвучивание песни «Калина» | |||||
19 | Озвучивание песни «Комар» | |||||
20 | Понятие «творческая импровизация» | |||||
21 | Творческая импровизация на тему «Играй гармонь» | |||||
Тема 5. Пение с аккомпанементом (5 часов) | ||||||
22 | Разучивание песни «Как Иван да Марья» | Обучающиеся научатся исполнять элементы жанра народной музыки. | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности. Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. | Музыкальный калейдоскоп | ||
23 | Разучивание песни «Весна – красна» | |||||
24 | Разучивание песни «Ой-да во лесочке» | |||||
25 | «Веселимся мы и пляшем» | |||||
26 | «Здравствуйте бояре!» | |||||
Тема 6. Контрольные занятия (5 часов) | ||||||
27 | «Музыкальная шкатулка» | Обобщение изученного обучающимися | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. | Викторина | ||
28 | Загадки от Матрешки | |||||
29 | Викторина «Русские народные забавы» | |||||
30 | Урок проверки и учета знаний «Традиции и обычаи народных праздников» | |||||
31 | Урок проверки знаний «Русские народные музыкальные инструменты» | |||||
Тема 7. Праздничные программы (4 часа) | ||||||
32 | Праздник народной игрушки | Представление обучающимися изученного. | Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях. | Концерт | ||
33 | Русские народные ремесла | |||||
34 | Праздничный круговорот | |||||
35 | Праздник русской сказки | |||||
ИТОГО: | 35 |
Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»
«Народные заигрыши»
№ | Дата проведения | Тема | Планируемые результаты | Контроль | Примечания | |||||
Предметные | Метапредметные и личностные УУУД | |||||||||
Тема 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью (4 часа) | ||||||||||
1 | Ознакомление с видами декоративной росписи | Обучающиеся научатся распознавать виды народного творчества. | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Распознавать по изображению виды художественных стилей народного творчества. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Оценивать результаты творческой деятельности. Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой деятельности. | Викторина | ||||||
2 | Дымковская игрушка | |||||||||
3 | Хохлома, Гжель | |||||||||
4 | Городецкая роспись | |||||||||
Тема 2. Русский народный костюм (4 часа) | ||||||||||
5 | «Театр народного костюма» | Обучающиеся научатся распознавать виды народного творчества. | Личностные: Развитие познавательных интересов. уважение к культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Тест | ||||||
6 | Мужской русский народный костюм | |||||||||
7 | Женский русский народный костюм | |||||||||
8 | Русские народные головные уборы, украшения, аксессуары | |||||||||
Тема 3. Устное творчество (3 часа) | ||||||||||
9 | Скороговорки как форма устного народного творчества | Обучающиеся научатся различать формы устного народного творчества | Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове. Познавательные: Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра. Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | Устный опрос | ||||||
10 | Разучивание скороговорок | |||||||||
11 | Разучивание скороговорок | |||||||||
Тема 4. Краткий обзор календарных праздников (13 часов) | ||||||||||
12 | Значение праздников в народном творчестве | Обучающиеся получат представление о календарных народных праздниках. | Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Обыгрывать фрагменты народных праздников, посредством приема имитации. Различать настроения, выраженные в народной музыке. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Концерт | ||||||
13 | Традиции и обычаи народных праздников | |||||||||
14 | Народный календарь | |||||||||
15 | «Осенины» | |||||||||
16 | «Осенины» | |||||||||
17 | Рождество | |||||||||
18 | Рождественские «Колядки» | |||||||||
19 | Масленица | |||||||||
20 | Пасха | |||||||||
21 | Народные приметы | |||||||||
22 | Тетушкины забавы | |||||||||
23 | Троица | |||||||||
24 | Иван Купала | |||||||||
Тема 5. Частушки (3 часа) | ||||||||||
25 | Частушки как форма народного творчества | Обучающиеся получат представление о жанре народного творчества – частушки. | Личностные: углубление представления о неразрывном единстве народного творчества и жизни. Развитие познавательного интереса. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. Регулятивные: Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. Воплощать характер и содержание частушек в пении. Коммуникативные: Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективной деятельности. | Опрос | ||||||
26 | Виды и особенности частушек | |||||||||
27 | Слушание и разучивание частушек | |||||||||
Тема 6. Контрольные занятия (4 часа) | ||||||||||
28 | Викторина «Волшебный рисунок» | Обобщение изученного обучающимися | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. | Викторина | ||||||
29 | Народный костюм в рисунке | |||||||||
30 | Урок учета и проверки знаний «Традиции и обычаи народных праздников» | |||||||||
31 | Тест по теме «Календарные праздники на Руси» | |||||||||
Тема 7. Праздничные программы (4 часа) | ||||||||||
32 | Народные гуляния с элементами театрализации | Представление обучающимися изученного. | Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях. | Концерт | ||||||
33 | В гостях у Петрушки | |||||||||
34 | Дефиле «Народный костюм» | |||||||||
35 | Отчетный концерт «Музыкальный ларец» | |||||||||
ИТОГО: | 35 |
Календарно-тематическое планирование образовательного модуля «Народное творчество»
«Соловушка»
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Контроль | Примечания | |
Предметные | Метапредметные и личностные УУД | |||||
Тема 1. Устное творчество (5 часов) | ||||||
1 | Скороговорки как форма устного народного творчества | Обучающиеся получат представление о жанрах народного творчества – скороговорки и чистоговорки. | Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Познавательные: наблюдать за музыкальными явлениями. Сравнение, обобщение по родовым признакам. Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. Усвоение терминов и понятий, присутствующих в народном творчестве. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки собственной деятельности, а также действий партнера в групповой музыкальной деятельности Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и в коллективной творческой деятельности. | Фронтальный опрос | ||
2 | Дикционные упражнения и их значение | |||||
3 | Разучивание чистоговорок | |||||
4 | Артикуляционная гимнастика и ее значение | |||||
5 | Разучивание скороговорок | |||||
Тема 2. Народная игрушка. Игрушки Сибири (8 часов) | ||||||
6 | Петрушкин театр | Знакомство учащихся с народными игрушками. | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Развитие творческого интереса. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Оценивать результаты экспериментальной деятельности. Переносить внутреннее содержание художественного образа во внешние признаки игрушки. Выражать эмоциональное отношение к образу. Коммуникативные: Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Выставка работ | ||
7 | Выразительность русского языка в театральных постановках | |||||
8 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
9 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
10 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
11 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
12 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
13 | Изготовление кукол для кукольного театра | |||||
Тема 3. Развитие специальных музыкальных и певческих навыков (5 часов) | ||||||
14 | Народная манера пения, артикуляционная гимнастика | Личностные: развитие потребности в общении с произведениями народной культуры. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Регулятивные: Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. Участвовать в коллективном исполнении. | Концерт | |||
15 | Работа над дыханием | |||||
16 | Интонационно -фонетические упражнения | |||||
17 | Усвоение навыков двухголосия | |||||
18 | Разучивание распевок и песен (двухголосие) | |||||
Тема 4. Народные игры (5 часов) | ||||||
19 | Знакомство с видами игр | Обучающиеся познакомятся с характерными особенностями жанра народного творчества – считалки и игры. | Личностные: Осознание особенностей музыкальной культуы России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Готовность к сотрудничеству. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Тест | ||
20 | Разучивание подвижных русских народных игр | |||||
21 | Разучивание хороводных игр | |||||
22 | Разучивание обрядовых русских народных игр | |||||
23 | Разучивание игровых и музыкальных элементов к игре «Дрёма» | |||||
Тема 5. Инсценировки русских игр, песен, праздников | ||||||
24 | Драматизация (инсценировка) русских народных песен | Знакомство учащихся с инсценировкой и театрализацией. | Личностные: Осознание особенностей музыкальной культуы России, своего региона. Развитие познавательных интересов. уважение к музыкальной культуре своего народа. Выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического прошлого своего народа. Познавательные: Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. Создавать пластическую модель песенной мелодии. Выявлять конструктивные особенности музыкально-речевого высказывания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Импровизировать в соответствии с заданными критериями и музыкальным образом. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях игрового характера. Коммуникативные: Участвовать в коллективной деятельности. | Музыкальный калейдоскоп | ||
25 | Использование произведений музыкально – игрового фольклора в театральной постановке | |||||
26 | Инсценировка пьесы в стихах «Гуси-лебеди» | |||||
27 | Театрализация сказки «Заинькина избушка» | |||||
Тема 6. Контрольные занятия | ||||||
28 | Парад кукольного театра | Обобщение изученного обучающимися | Личностные: Развитие познавательного интереса. Формирование позитивной самооценки. Познавательные: Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Регулятивные: Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя, выполнять действия проверки. Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. | Парад кукол, Викторина | ||
29 | Викторина «Угадай мелодию» | |||||
30 | Игра «Музыкальные паззлы» | |||||
31 | Творческая импровизация | |||||
Тема 7. Праздничные программы | ||||||
32 | Подготовка к концерту | Представление обучающимися изученного. | Личностные: Понимание чувств собеседника. Принятие разных точек зрения. Формирование любви к Родине, к народному искусству. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. Регулятивные: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом. Коммуникативные: Работа в группах, участвовать в коллективных мероприятиях. | Концерт | ||
33 | Подготовка к концерту | |||||
34 | Подготовка к концерту | |||||
35 | Отчетное мероприятие «В гостях у сказки» | |||||
ИТОГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
Авторская программа 2 класс
2 нче сыйныф өчен сыйныфтан тыш эшчәнлек программасыЮнәлеше: рухи-әхлакыйТөре: проблемалы-нәтиҗәле аралашу ...
Открытый урок по литературному чтению ,,Авторские сказки,, 4 класс.по программе Планета Знаний
урок по литературному чтению...
Открытый урок по литературному чтению ,,Авторские сказки,, 4 класс.по программе Планета Знаний
урок по литературному чтению...
Контрольная работа по литературному чтению "Волшебные авторские сказки" 4 класс
Контрольная работа для 4 класса на тему "Волшебные авторские сказки" В контрольную работу включены вопросы по сказке "Конёк Горбунок" П.Ершова...
Авторская программа 1 класс ОВЗ
Рабочая программа 1 класса ОВЗ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы". Способы передачи авторского настроения. 3 класс
Конспект урока по литературному чтению. "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы".Способы передачи авторского настроения. 3 классУрок разработан в соответс...