Профессия учителя в меняющемся мире.
статья (2 класс) по теме
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – это повышенное внимание правительств большинства стран и нашей, в том числе, к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности государства начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль учителя в воспитании и образовании подрастающего поколения | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия учителя в меняющемся мире.
В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
К.Д. Ушинский
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – это повышенное внимание правительств большинства стран и нашей, в том числе, к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности государства начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
В связи с этим, в последние годы происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, и особенно в начальном её звене. Сегодня одной из главных целей образования является формирование высокого уровня информационной культуры как обучающихся, так и педагогов. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио и телевидение. Информационная компетентность включается в число ведущих компетентностей современного учителя, который должен не только хорошо владеть компьютером, но и уметь квалифицированно отбирать компьютерные программы и материалы, которые в полной мере соответствуют содержанию, целям изучения конкретной дисциплины, способствуют развитию личности учащихся.
Таким образом, современный учитель – это учитель с огромным багажом знаний, методов, приёмов образовательной и воспитательной работы плюс уверенный пользователь персонального компьютера, перед которым ставится задача выхода на новый уровень использования возможностей Интернета в целях развития образования, науки и культуры России. Информационные ресурсы Интернета неисчерпаемы и многие учителя ими уже давно и успешно пользуются.
Интенсивное развитие общего и начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя (и учителя начальных классов в том числе) нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
Только самоизменяющаяся личность учителя сможет оказать непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление. Механизм саморазвития образовательной системы требует от учителя начальных классов дополнительного уровня профессионализма: диагностического, опытно-экспериментального, исследовательского. Главной отличительной характеристикой учителя в меняющемся мире станет умение выбирать, разрабатывать и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения, готовность учителя к использованию нововведений в учебном процессе.
Современный учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своём учителе идеального человека. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление детьми положительного нравственного опыта. Душевные богатства учащихся начальных классов множатся через душевное богатство учителя, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать своего педагога. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь. Отсюда особая роль, которая отводится учителю начальной школы, и особая ответственность перед детьми и государством.
Главное качество учителя начальной школы, на мой взгляд,- это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя – целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Отсюда та высокая требовательность, которую учитель должен предъявлять к себе, к своему труду.
Педагогическая компетентность учителя – это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются высокие результаты в обучении и воспитании школьников.
Таким образом, профессиональная компетентность личностных качеств учителя начальных классов стоит на первом месте при развитии личности ребёнка. Именно в это время зарождается личность, её основные качества. Ребёнку в это время нужна помощь извне (родителей, учителя), чтобы обрести нравственные качества, раскрыть свои способности, выработать умения учиться в основной школе и соответствовать общечеловеческим моральным принципам.
Учитель начальных классов должен быть готов ориентировать каждый учебный предмет на поиск своего места в развитии личности младшего школьника, в формировании у него ведущей, учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он смог без труда продолжить своё образование в основной школе и адаптироваться в современном стремительно меняющемся мире. Для этого учитель начальных классов должен уметь переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в фразе «Помоги мне это сделать самому». Отсюда вытекает главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребёнком чем–либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения вместе с детьми и самому учиться с ними.
Велика роль учителя в развитии и становлении личности школьника. С одной стороны, он сам должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, т. е. обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся.
Конкурентоспособный на рынке труда, компетентный, ответственный, свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту – вот какие требования предъявляет профессия к тем, кто её выбрал, кто называется высоким словом - УЧИТЕЛЬ.
Таким образом, в современном меняющемся мире профессия учителя остаётся главной ничем незаменимой профессией, ориентированной на качественное образование и воспитание подрастающего поколения.
Фесенко Надежда Васильевна, учитель начальных классов, муниципальная средняя общеобразовательная школа № 6, п. Энем Тахтамукайского района.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Высказывание о профессии учителя
Данное высказывание Дональда Д. Куинн посвящено профессии учителя. Да, наша профессия нелегка!!!...
Самоанализ педагогической деятельности "Моя профессия - учитель"
Самоанализ педагогической деятельности...
Профессиональный стандарт педагога- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Самостоятельная работа на курсах повышения квалификации...
Мотивация младших школьников к исследовательской деятельности в современном динамично меняющемся мире.
Вызвать интерес у младшего школьника к исследовательской деятельности....
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)
Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...
Путешествие в мир профессий. Профессия - учитель Региональный конкурс "Я - учитель здоровья"
Путешествие в мир профессий. Профессия - учитель Региональный конкурс "Я - учитель здоровья"...
Статья "Учитель - не просто профессия, учитель - это призвание".
Статья о профессии учителя. Труд педагога требует от нас не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки. Радует то, что несмотря на все сложности, находятся люди, которые выбирают для себя...