Педагогический проект "Система развития детской одаренности"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

Педагогический проект состоит из разделов: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий. 6.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов. 7. Список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   

«Система развития детской одаренности»

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Анализ ситуации.  

2. Проблема.

3. Планируемые результаты.

4. Система работы.

5. Диалогический инструментарий.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

7. Список используемых источников.  

Тема: «Система развития детской одаренности».

1. Анализ ситуации.

        

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Это, прежде всего,  связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В концепции модернизации начального общего образования сказано, что надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей.

ФГОС начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования и для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» выделен целый раздел о развитии системы поддержки талантливых детей. В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

 Одаренность  сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность  следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

2. Проблема.

Проблема одаренности  представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

           Существуют противоречия:

между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;

между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

          Проблема состоит в отсутствии:

системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;

программы работы с одарёнными детьми;

методического сопровождения;

диагностики по выявлению одарённых детей.

неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

          Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

          Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

           Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах.

           Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать информацию, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

           Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

            Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Цель проекта: теоретическое обоснование индивидуальной работы с одаренными детьми в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

 Задачи:

  • раскрыть понятие видов одаренности;
  • рассмотреть особенности воспитания  и обучения одаренных детей;
  • создать условия для оптимального развития  интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка;
  • изучить направления и методики индивидуальных особенностей учащихся;
  • спланировать наиболее эффективные направления работы с родителями одаренных детей.

Участники: учитель, обучающиеся, родители.

3. Планируемые результаты.

  • Формирование индивидуальной системы работы с одаренными учащимися.
  • Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Создание материально-технической базы.
  • Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации;
  • Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • Стимулирование мотивации развития способностей;  
  • Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

4. Система работы.

         Система работы учителя с одаренными учащимися представлена по следующим направлениям:

- На уроках – индивидуальная дифференцированная работа.

- Кружковая работа по предмету.

- Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель.

- Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.

- Участие в школьной научно-практической конференции с защитой учебных проектов.

- Участие в олимпиадах разного уровня.

- Участие в творческих конкурсах разного уровня.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

День науки

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

         Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные олимпиады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере (КВН «Знатоки родного языка», познавательная игра «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград», «Интеллектуальный марафон», «Самый эрудированный» и т.д.).

          Театрализованные праздники «Театральный  фестиваль» - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать творческие способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

           Проведение тематических праздников: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День матери, День пожилого человека и др.

           Важнейшей формой работы с одаренными детьми являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

          Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остается – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Этапы деятельности учителя по развитию одаренных детей в начальной школе:

Организационный

Основной (практический)

Заключительный

  1. Выявление одаренных школьников. Составление диагностических карт.
  2. Анализ нормативных документов, разработка      рабочих программ по работе с одаренными младшими школьниками.
  1. Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
  2. Активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня.
  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  3. Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы с одаренными детьми.

Этапы реализации проекта:

1 этап: научно-методический (1 год)

      Обобщение и анализ научно-методической литературы по проблеме работы с одаренными младшими школьниками.

      Освоение мониторинговых исследований одаренности в начальной школе с учетом имеющегося в школе опыта.

      Участие в создании:

- банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными детьми.

       Анализ организации образовательного процесса в начальных классах:

- системы дополнительного образования;

- внеклассной работы по предмету;

- профессиональных проб;

- деятельности научного общества.

2 этап: деятельностный (2 года)

- Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

- Выявление одаренных детей и дифференциация в классе.

- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

- Внедрение метода проектов.

- Учет индивидуальных достижений в психограмме.

- Переход на систему портфолио.

- Проведение выставок детского творчества.

- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (1 год)

- Включение методических разработок учителя в банк педагогического опыта в работе с одаренными детьми в школе.

- Выпуск методического бюллетеня «Опят работы с одаренными детьми в начальной школе».

- Анализ достижений одаренных учащихся класса.

Формы работы с одаренными учащимися:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;

- творческие мастерские;

- школьный интеллектуальный клуб;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- научно-практические конференции;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- сотрудничество с другими школами;

- НОУ (научное общество учащихся);

- предметные недели (декады).

  • Помощь учителя одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в   учебный  план школы факультативных курсов по углубленному изучению   предметов школьной программы;
— формирование и  развитие сети дополнительного образования;
— организация   научно-исследовательской     деятельности;
—   организация    и     участие   в   интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

  • Контроль над развитием познавательной деятельности младших  школьников 

— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

  • Поощрение одаренных детей 

Публикация в СМИ;

— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

  • Работа с родителями одаренных детей 

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Работа педагогического коллектива с семьей одаренного ребенка:

1.       Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

2. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
3.Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:

А) программа лектория:

-          роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

-          что надо знать о своем ребенке;

-          как любить ребенка;

-          наше общение в семье;

-          искусство быть родителем;

-          домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

Б) групповые консультации:

-          современная семья: трудности и надежды;

-          воспитательный потенциал семьи;

-          одаренный ребенок в семье и в школе;

В) индивидуальная работа с родителями (по запросам)

4.       Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

5.       Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

  • Работа с педагогами, которые работают с одаренными детьми 

   — Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

  - Взаимодействие с узкими специалистами :

- психологом;

- логопедом;

 педагогами по изобразительному искусству , музыке ,информатике, физической культуре, и т.д.

  • Взаимодействие школы с  другими  структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности 

 По диаграмме видно, что в основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Технологическая карта педагогической работы с одаренными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, клуб НОУ, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.

  1. Диагностический инструментарий.

Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).

Методика "Объяснение сюжетных картин" предназначена для диагностики мышления.

Методика "Последовательность событий" предназначена для диагностики мышления.

Методика интерпретации пословиц, предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления.

Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

Психологические тесты для диагностики познавательной сферы

Методика "Узнавание фигур" предназначена для диагностики особенностей восприятия

Методика "Оперативная память".

Методика "Образная память".

Методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов" предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика "Воспроизведение рассказа" предназначена для определения  уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

Методика "Опосредствованное запоминание" (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

Методика "Пиктограмма" предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

 Методика "Таблицы Шульте" предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Методика Горбова "Красно-черная таблица" призвана оценить переключение и распределение внимания.

Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

 Методика "Интеллектуальная лабильность" предназначена для диагностики переключения внимания.

Методика "Толкование пословиц" предназначения для исследования уровня  мышления.

Методика "Простые аналогии" позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления.

Методика "Сравнение понятий" направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.

 Методика "Выделение существенных признаков" позволяет выявить особенности мышления.

  1. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

          Школой на сегодняшний день достигнуты неплохие результаты, которые являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми.

Сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план школы включаются программы внеурочной  деятельности по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в эту работу.

        Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях. Процент охвата детей дополнительным образованием в школе остается из года в год высокой – более 50%.

        Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.  Дети успешно выступают в конкурсах различного уровня.

        За последние 2 года мы получили серьёзную федеральную и областную финансовую поддержку, которая позволила реорганизовать имеющуюся в современную учебно-материальную базу, где учитель может реализовать выбранную им образовательную технологию, в том числе информационно-коммуникативную.

         Кроме того, важными  условиями, обеспечивающими  достижения новых образовательных результатов, являются:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  • включение в учебный план школы факультативных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
  • организация эффективного взаимодействия педагогов.

          Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, современная база, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
  2. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
  3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
  4. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
  5. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия,    способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

7. Список используемых источников.

1.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.

2. Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 2010.

3. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии, 2009.

4. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 2008.

5. Пидкасистый П. И., Чудновский В. Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.

6. Психология одаренности детей подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.

7. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого\

8. Орлов  Ю. М. Восхождение к индивидуальности.

9. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.

10. Савенков А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения.

11. Глотова  Г. А. Творчески одаренная личность.

12. Дереклеева.Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»

Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Музейное пространство для развития детской одаренности

 Музейная среда и детская одаренность. Как соотносятся данные понятия. Выводы ученых, моя собственная педагогическая практика позволяют понять, что они тесно взаимосвязаны в процессе разви...

Презентация к областному семинару совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одаренности. апрель 2019 г.

Презентация к областному семинару  совещанию по проведению профессионально – педагогической экспертизы  дополнительных образовательных программ, направленных на развитие детской одарен...