"Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ"
статья по теме
В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.
Работа педагога с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивное образование. Даны методические рекомендации по представлению учебной информации в среде " Интернет для одаренных детей-инвалидов".
А так же представлена Комплексная школьная программа: «Одарённые дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odar-invalid.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героев Свири»
статья
«Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ»
педагог-психолог(высшая квалификационная)
Воротникова ОльгаВладимировна
Ульяновск
Содержание работы:
- Одарённые дети с ОВЗ - стр. 3.
- Особенности одарённых детей с ОВЗ –- стр. 3.
- Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника – стр.4.
- Работа с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивное образование – стр. 5.
5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов – стр. 6.
6. Комплексная программа: «Одарённые дети» - стр. 8.
7. Литература – стр. 11.
1. Одарённые дети с ОВЗ.
Что эта за группа детей, какие они имеют особенности, как с ними работать?
Итак, для начала определимся с терминами. Каких детей называют одаренными детьми с овз? Прежде всего, тех, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента и личности в целом. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен. Одаренные дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте - они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, когда сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами. А могут ничего этого и не делать. Все зависит от среды, в которой растет и воспитывается ребенок и от его желаний, настроений.
Так сколько же одаренных? "Обычные" люди составляют примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверходаренных - 2,5%.
По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции обладают особенностями интеллектуального и творческого развития, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) равен 125 единицам (до конца двадцатого века, широко использовалась система интеллектуального тестирования - так называемый коэффициент IQ, теперь эта методика признана неудовлетворительной и от нее отходят).
Их относят к одаренным детям.
Примерно столько же детей считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону "баррикад" основной (стандартной) группы развития.
В настоящее время обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками, но они интеллектуально сохранены. Из этих 10 тысяч только 2-5% являются одарёнными детьми-инвалидами. Это примерно составляет в среднем 300 детей.
Но даже с таким минимальным количеством должна вестись работа. ( О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.
Во исполнение пункта 5 раздела III протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Минобрнауки России направляет рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации).
2. Особенности одарённых детей с ОВЗ:
К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития. Прежде всего это их физических недостаток, который откладывает свой отпечаток на развитие личности в целом, так и на развитие способностей. Это проявляется в сверхраннем развитии речевых функций и познавательной активности в ущерб эмоциональности и тонкой моторике. Многие дети растут неуклюжими, с трудом осваивали навыки самообслуживания, межличностных отношений. Подавляющее число таких детей с раннего возраста общалось и общается, как правило, только с довольно узким кругом взрослых людей. Их референтная группа часто не превышает 2–3х человек. Эти дети не смогли посещать детский сад. Из-за выше сказанного они имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения. Половина из этих детей не имела ярко выраженного периода игровой деятельности. Их основные интересы лежали в сохранении здоровья, лечении, реабилитации. Все это делало детей еще в дошкольном возрасте «трудными», а порой и «странными», вынуждало родителей решать особые вопросы их воспитания и здоровья.
Важной отличительной особенностью большинства из этих детей является чрезвычайно выраженная познавательная и учебная мотивация, доминирующая над иными социальными мотивациями. Феноменологический анализ показал, что процесс получения новой информации, связанный с необходимостью решения сложных логических задач, у таких детей сопровождается особым психоэмоциональным подъемом, сходным с переживанием творческого экстаза, описанного Выготским.
И еще один сложный момент: одаренные дети с ОВЗ часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Таких детей отличает склонность к философстванию и сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе - решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы, причем наиболее красивых и экономичных, но не всегда способны воплотить их в жизнь. Часто физический недостаток таких детей делает индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству - перфекционизм.
Кроме этого им присущи и особенности одарённых детей не являющимися инвалидами:
- любознательность,
- сверхчквствительность к проблемам,
- высокий уровень развития мышления и креативности,
- надситуативная активность (познавательная самостоятельность),
- повышенный интерес к дивергентным задачам,
- оригинальность мышления,
- гибкость и продуктивность мышления,
- лёгкость ассоциирования,
- способность к прогнозированию,
отличная память,
- способность к оценке,
- стремление к самоактуализации,
- перфекционизм,
- стремление к самостоятельности,
- эгоцентризм,
- повышенная уязвимость,
- повышенная эмоциональная чувствительность,
- творческое восприятие.
3. Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка с ОВЗ.
Наличие одарённого ребенка с ОВЗ создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем, связанных со здоровьем ребёнка, на своих детей. Представление родителей о физическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков дизонтогенетического, асинхронного развития. Т.е. интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным. Например, мальчик, почти достигший семилетнего возраста, с легкостью набирает на компьютере удивляющий своей эвристичностью, литературностью и орфографической грамотностью текст, но не в состоянии написать от руки ни одной буквы, не умеет самостоятельно есть ложкой и вступать в социальные контакты без посредничества родителя. И, наконец, в переживаниях родителей можно обнаружить психологический перенос собственных архаических страхов, сублимацию своих агрессивных тенденций в отношении ребенка.
4. Работа с одарёнными детьми с ОВЗ:
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, в том числе и одарёнными детьми-инвалидами, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы является инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Поэтому возможно с некоторыми одарёнными детьми-инвалидами простраивать работу как с детьми нормы.
Различие одаренных детей с ОВЗ, в основном, обеспечивается разными, проявлениями интеллектуальных и творческих талантов, особенности их социализации и адаптации.
Что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории, для каждого ребёнка. Адекватное образование является решающим для адаптации этих детей в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, одарённые дети-инвалиды могут переходить к инклюзивному образованию.
На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество. Для их успешного обучения может оказаться эффективным создание малых групп с индивидуальной обучающей программой. В соответствии с личностными особенностями одарённые дети-инвалиды нуждаются не только в постоянной педагогической, но и в психологической поддержке. При этом оптимальным может стать трансформация учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители.
Один из вариантов поддержки и развития одаренных детей-инвалидов это формирование соответствующих групп. В этих группах возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие.
В сознании таких групп усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-группы позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуальной Интернет-группы может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.
5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов
(Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов
Альминдеров В.В., Альминдерова А.В.
Международный Интеллект-клуб "Глюон" , Москва).
В предлагаемом проекте учитываются особенности одаренных детей- инвалидов. В связи с этим разработаны специальные методики, удовлетворяющие адекватному их развитию. Для одаренных детей с повышенными интеллектуальными потребностями сформирован учебный материал, способный востребовать интеллектуальный и творческий потенциал такой личности. Основными требованиями к учебно-методическому курсу для одаренных детей-инвалидов является полнота и глубина изучения учебного материала. Это достигается представлением материала стрех разных сторон: (1) теоретическая компонента, (2) практическая компонента (умение решать задачи, включая творческие), (3) лабораторные работы (показывающие навыки, усвоения теоретического материала на практике).
Внедрение новых информационных технологий, в частности мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов и удовлетворить высоким интеллектуальным потребностям одаренных детей.
Более того, наличие "интеллектуальной паутинки" создает все необходимы условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующая его социализации в общество.
Формирование среды в Интернет для организации обучения одаренных детей-инвалидов
Для гармонического и устойчивого развития одаренных детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. 2-5 процентная выборка в классе, состоящий из 30-40 человек, "приводит" к появлению одного, в лучшем случае, двух одаренных школьников, которые при этом могут проявлять и различную одаренность, темпы развития и социальную адаптацию. Малочисленность одаренных детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и адаптации одаренных детей-инвалидов. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов.
Речь идет о создании Интернет-сообщества для одаренных детей инвалидов. Предлагается разработать среду под названием "Интеллектуальная паутинка".
"Интеллектуальная паутинка" позволяет одаренным детям-инвалидам, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике - не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности.
"Интеллектуальная паутинка" - это аналог известной сети World Wide Web, только со своим специфическим наполнением, касающегося содержания. Все системные и технические требования "Интеллектуальной паутинки" удовлетворяют потребности одаренных детей-инвалидов, что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество.
Создаваемая "Интеллектуальная паутинка" позволит:
сформировать в процессе эксплуатации базу данных по одаренным детям-инвалидам в географически удаленных районах России;
включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального центра (РЦ), ближайшего от места проживания;
расширить "живое" общение со специалистами РЦ и сверстниками;
организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами РЦ;
участвовать в программах поддержки одаренных детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом;
организовать временные творческие коллективы, куда помимо школьников входят учителя, студенты, аспиранты и ученые, для решения учебно-исследовательских задач;
Через "Интеллектуальную паутинку" одаренные дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах:
Олимпиады (районные, городские, региональные, российские)
Конференции юных ученых
Фестивали
Мастер-классы и др.
Организованные через "Интеллектуальную паутинку" различные интеллектуальные конкурсы позволяют провести мониторинг одаренности различного вида и сформировать интеллектуальные сообщества по интересам. Например, есть дети, которые охотно участвуют в различных видах интеллектуальных соревнований (олимпиадах, турнирах и др.). Это, условно, "академически" одаренные школьники. Другой тип - "креативные" дети, которые охотно участвуют в исследовательских проектах.
"Интеллектуальная паутинка" позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития одаренных детей-инвалидов и находить человеческие контакты. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.
Интернет-преподаватель через "Интеллектуальную паутинку" может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей-инвалидов через постоянно действующие семинары "Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход" и "Особенности образования детей-инвалидов", включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы с одаренными детьми-инвалидами. Например, уже разработаны методики, связанные с образованием одаренных школьников-инвалидов.
Также предполагается путем опроса и анализа пользователей методик сформировать рейтинг лучших и результативных методик для последующего их распространения.
"Интеллектуальная паутинка" будет включать собственные научно-образовательный сайты - "Обучение детей-инвалидов" и "Обучение одаренных детей-инвалидов". На этих сайтах, объединенных в единый образовательный портал, ученные и специалисты могут публиковать свои статьи, размышления на актуальные темы науки и жизни. Портал должен использовать интерактивные средства обучения и работы. Он позиционируется для использования как учениками, так и преподавателями. При этом портал обеспечивает не только прямой способ подачи образовательного материала, но и позволяет формировать материал, исходя из полученной информации по обратной связи.
6.Комплексная программа: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Цели: анализ и прогнозирование деятельности школы и семьи по выполнению требований Конвенции о правах ребенка и поддержке одаренных детей , создание условий для их самореализации.
Объект исследования – взаимосвязь школы и семьи по обеспечению условий для самореализации одаренных детей.
Предмет исследования – эффективность учебно-воспитательной работы школы и системы дополнительного образования в развитии одаренных детей, роль семьи в поддержке одаренных.
Пояснительная записка.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными детьми:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Программа «Одаренные дети» в школе №31 реализуется в двух направлениях.
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Основные направления программы.
У ч а щ и е с я :
1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.
2. Выявление одаренных детей:
- диагностика одаренности различных типов и видов;
- анализ результатов одаренности;
- создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
3. Организация обучения одаренных:
а) внедрение элементов и систем развивающего обучения:
- использование элементов обучения и системы работы Л.Занкова;
- обучение счету и чтению по системе Н.А.Зайцева;
- апробация учебно-методических комплексов (естествознание А.А.Плешаков и др.)
б) дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу (1 – 11):
- внедрение дифференцированного обучения в школе как системы работы;
- индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий
в) создание профильных классов:
г) дифференцированное обучение;
д) участие детей в городских, региональных, федеральных олимпиадах по предметам.
4. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
а) создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет старшеклассников, творческие дни, выпуск школьной газеты, внеклассная работа и т.д.);
б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
в) создание системы стимулирования учащихся:
- отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды) ;
- стипендии по линии администрации Железнодорожного района города Ульяновска;
- организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, работа школьного музея, культура, искусство).
г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие кол-вы). Создание научного общества учащихся школы №31 .
д) мероприятия с одаренными детьми:
- выставки детского творчества;
- творческие конкурсы;
- конкурсы детских коллективов;
- литературные конкурсы;
- творческие дни;
- спортивные праздники и школьные олимпиады;
- шахматные турниры;
- проведение конкурса «Ученик года»;
- проведение тематических, предметных дней, недель;
- проведение предметных боев, предметных триад, предметных КВН, турниров смекалистых, деловых игр;
- проведение научных конференций;
- участие учащихся в разработке уроков, программ, внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;
- проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.
5. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:
- ежегодная диспансеризация на базе детской городской поликлиники №4;
- организация отдыха в санаториях, базах отдыха,лагерях актива, военно- спортивных лагрях, лагерях для одаренных детей.
У ч и т е л ь:
1. Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:
- проведение педсовета на тему «Одаренные дети»;
- организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».
2. Работа методических объединений по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:
- оценка творческого потенциала педагогического коллектива школы;
- программа творческого роста педагога;
- спецкурс «Психология педагогического творчества»;
- спецсеминары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,
- изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;
- самообразование и саморазвитие педагога;
3. Создание системы диагностики одаренных:
- разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей в школе №31;
- организация связи с методической и психологической службами города по разработке и применению диагностики одаренности;
- создание школьного банка данных одаренных детей.
4. Связь с Управлением образования, методическими службамигорода по реализации программы «Одаренные дети», установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.
С е м ь я :
1. Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.
2. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:
а) программа лектория:
- роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;
- что надо знать о своем ребенке;
- как любить ребенка;
- наше общение в семье;
- искусство быть родителем;
- домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».
б) групповые консультации:
- современная семья: трудности и надежды;
- воспитательный потенциал семьи;
- одаренный ребенок в семье и в школе;
- до 16 и старше.
в) индивидуальная работа с родителями (по запросам)
3. Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.
4. Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.
Литература:
- Лейтес Н.С. «Психология одарённости детей и подростков» М., Academi A, 1996.
- Лейтис Н.С. «Способности и одарённость в детские годы» М., 1984.
- Яковлева Е.Л. « Взаимоотношения умственно одарённых детей в группе»,Вопросы психологии №3, 1998.
- Матюшин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одарённых детей»,М., 1991.
- Лосева А.А. « Психологическая диагностика одарённости»: Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект 2004. – 176с.
- Савенков А., Беляева Н., « Одарённые дети а обычной школе» Народное образование.!999 - №9.
- Панов В.И. «Одарённые дети: выявление – обучение и развитие. М., Педагогика 2001 №4.
- Савенков А., « Одарённые дети: методики диагностики и стратегии обучения Директор школы «2000 №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические модели сопровождения одарённых детей
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут от...
Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)
презентация к выступлению на секции классных руководителей...
Выявление способностей и сопровождение одарённых детей
На сегодняшний день, самоценность личности, её уникальность и неповторимость должны быть култивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо.Од...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Педагогическое сопровождение одарённых детей
Педагогическое сопровождение одарённых детей...