Доклад на научно-практическую конференцию
статья на тему

Лукьянова Евгения Николаевна

В данном докладе раскрыт вопрос духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях современной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Лукьянова Евгения Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 п.Козыревск

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,  а  в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Поэтому главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.

 В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».  Поэтому важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.

Нужно помнить, что любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе,  и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет, отступая от моральных принципов.

На первом этапе младшего школьного возраста помощником являются этические беседы. Ведь этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у ребят этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, к стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят нравственную позицию. Помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки.

В процессе каждой этической беседы, нужно стараться заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, учить отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей. Учителя проводят этические беседы систематически, включая их в план воспитательной работы классного руководителя. Трудно ли их проводить? Да, безусловно, ибо необходимо младшим школьникам в конкретно образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие, гуманизм, дружба и т.д.

Что же может быть поводом для выбора тематики?

Во-первых,  это нравственные познавательные интересы детей. У детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, ведь у ребят нет достаточно целенаправленных наблюдений.

Во-вторых, это ситуации, сложившиеся в классе: равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям разных национальностей и т.д..

В-третьих, это события, происходящие в стране, городе и другом социуме (Теракт в Домодедово, 2011г.).

В-четвёртых, просмотренный фильм, прочитанная книга («Приключение желтого чемоданчика» - великолепный фильм, В. Драгунский «Денискины рассказы» - очень интересная книга для обсуждения).

Представляю вашему вниманию темы этических бесед, которые целесообразны в работе с младшими школьниками и актуальны сегодня: «Совесть», «Умей уважать других», «Цена одной минуты», «Друг познается в беде», «Уметь быть самим собой», «Традиции семьи», «Твоя ответственность перед самим собой и коллективом», «Почему нельзя брать чужое?», «Хорошие и плохие поступки», «Каким я хочу быть?», «В мире вежливых слов», «Умеешь ли ты дружить?» и другие.

Очень важно, чтобы беседы были профессионально этически подготовлены и умело организованы. Особенность проведения бесед заключается, что беседа ни в коем случае не должна переходить чрезмерную назидательность, в неё должно входить как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Учитель обязательно советуется с ребятами, какие темы их интересуют и волнуют больше всего.

Успех беседы зависит и от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. В начальных классах лучше всего начать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов (индуктивным путём) подводим ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но также можно строить этическую беседу дедуктивным путем, то есть идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и более углубленным выводам.

Таким образом, на начальной ступени образования ведущей воспитательной задачей является формирование позитивного отношения к духовно-нравственным ценностям (долг и уважение к себе, семье, классу, труду,  и т. д.).

Для достижения поставленной цели учителю - классному руководителю необходимо: формировать у учащихся чувство гордости за свою семью, класс, гимназию, город т.д.; мотивировать и укреплять интерес к отечественной истории, культуре, культурно-историческому наследию других народов; воспитывать уважение к государственным символам РФ и других стран, повышать уровень гражданской воспитанности; предоставить ученику возможность попробовать себя в различных видах личностно и социально-значимой деятельности и «примерить» на себя ту или иную социальную роль; осуществлять развитие интеллектуального, духовного и творческого потенциала; осуществлять воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством общественной и личной ответственности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Говоря о формировании нравственности, нельзя не упомянуть то, что преемственность духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей поведения,  на мой взгляд,  может  служить  поступок.

 Под  поступком  понимают  какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности.  При  этом  нравственными  должны  быть  как  сами  по  себе  действия,  или  состояния,  так  и  порождающие  их  мотивы  и  цели. Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.

Нравственная  направленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступках,  а  в  ее  общей  деятельности,  которая  оценивается,  прежде  всего,  через  способность  личности  активно  проявлять  жизненную  позицию.  Нравственная  ценность  личности  заключается  в  ее  готовности  утверждать  этические  идеалы  общества  в  избранной  области  деятельности.

Проанализировав  этот  вопрос,  можно прийти  к  выводу,  что  основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям. Отсюда следует,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения  (мотивы),  как  привычные  формы  поведения.

Привычное  поведение  формируют  многократно  повторенные  действия.  Оно  стабильно,  позволяет  человеку  в  одинаковых,  похожих  условиях  действовать  всегда  так,  как  нужно.

 Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек.  Они  наряду  с  нравственными  убеждениями  и  чувствами  входят  в  систему  внутренних  регуляторов  поведения.  Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности.  Еще  Д.  Локк  отмечал,  что  в  воспитании  главную  роль  играет  формирование  нравственных  привычек ...  ни  в  коем  случае  не  следует  обременять  память  детей  правилами  и  предписаниями,  которые  тотчас  забываются.  Гораздо  полезнее  упражнять  их  в  действиях,  желательных  с  точки  зрения  истинной  моральности.

Нравственные  привычки  укрепляются  в  деятельности,  и  в  школе  нужна  специальная  работа  по  воспитанию  определенных  привычек  поведения.  Еще С. Л.  Рубинштейн  отметил,  что,  когда  человека  систематически  побуждают  поступать  определенным  образом  (нравственно),  мировоззрение,  мораль  как  бы  оседают  и  закрепляются  в  его  характере  в  виде  привычек  –  привычных  способов  поведения.  

Подводя итог, всему сказанному мне хотелось бы  поделиться опытом проведения классного часа на тему «Мир человеческих отношений».  Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?».  Классный час проходил в форме викторины и назывался «Можно - нельзя?» (или «Что такое хорошо, а что такое плохо?»)

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости и счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” Совы.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя парами (мальчики приглашали девочек).

Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят. А главное, что такая форма работы способствует формированию нравственной позиции младших школьников. Ведь, чем чаще учитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше возможностей сформировать нравственные качества каждого ребёнка.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Список используемых источников:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  5. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1999- 461с.
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
  7. http://festival.1september.ru
  8. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=17
  9. http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/
  10. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2643


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на VII региональной научно-практической конференции "Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" 07.12.2012

На конференции я представила доклад по теме:"Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках при формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах"....

"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции

Доклад  раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы)  на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного  процессса и внеурочной деятельности. В не...

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя...

Доклад на научно – практическую эколого – краеведческую конференцию «Путешествие к истокам» по теме: «Амурский тигр»

Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания.Формирование толерантного отношения учащихся к амурскому тигру.Повышение экологической грамотности учащихся....

Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...