Распространение инновационного педагогического опыта "Интеграция семьи и школы"
статья по теме
"Интеграция семьи и школы- пути к формированию социально-нравственной компетентности учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_semi_i_shkoly_kak_faktor.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция семьи и школы как фактор, обеспечивающий качество образования младших школьников
Уважаемые коллеги! Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый из нас знакомился (изучал) два очень важных документа, а именно: Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в которых отражены основные требования к современной школе, подчеркивается необходимость позитивных изменений во всех областях школьной жизни. Конечно, всем понятно, что необходимо начинать именно с начальной школы, которая закладывает фундамент развития ребенка.
Вот слова из НОИ ННШ « Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. В новых образовательных стандартах требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять, В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идей опережающего развития, все, что понадобится школьникам и в их дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни»
«Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Думаю, что мне не нужно останавливаться подробно на этом документе. Главное, что я поняла , что многое из того что я делала и делаю в своей профессиональной деятельности - я делаю правильно. Интуитивно понимая, что необходимо младшему школьнику для получения образования и дальнейшей социализации в сложном мире.
В новом стандарте прописано что, целями образовательной программы начального общего образования являются:
- Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ….
- Побуждение и поддержка детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества;
- Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе
- Расширение опыта самостоятельного выбора, расширение границ своих возможностей
В новом стандарте конкретизируются приоритетные виды и задачи, решаемые младшими школьниками
Задачи младших школьников
- Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте:
- Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов
Итак, особенностью внедрения новых образовательных стандартов является компетентностный подход, а чтобы его реализовать необходимо использовать современные образовательные технологии с учетом каждой ступени обучения, а именно активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, психологические тренинги
Через какие технологии и формы работы я реализую цели и задачи, обозначенные в новом стандарте?
- Организация проектной деятельности учащихся через участие в исследовательской работе
- Участие в НПК «Шаг в будущее. Юниор» дети занимаются исследовательской работой с 1 класса (совместная работа учителя + родителей и детей)
- Участие в реализации профориентационной программы АК АЛРОСА.
В рамках работы над этой программой я стала использовать не только рекомендованные формы работы в этой программе (проектная деятельность), но использование элементов популярной телевизионной программы «Сто вопросов взрослому» - стала организовывать встречи с представителями разных профессий. Первый опыт такой встречи показал мне, что это очень важная нужная форма работы с детьми. Вы бы видели глазки моих детей! А какие интересные вопросы они задавали! И не хотели расходиться после звонка, а хотели еще пообщаться с этим человеком
Для себя я решила, что такую форму работу я обязательно продолжу и в будущем учебном году.
Для развития младших школьников очень важна творческая деятельность, которая может включать в себя: художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование.
Выделяют пять наиболее существенных психолого – педагогических условий развития творческого мышлении школьников: (сделать слайд)
- Знание барьеров творческого мышления и методов их нейтрализации
- Творческий подход к обучению детей
- Предоставление творческих заданий
- Выполнение учащимися творческих проектов
- Поощрение и стимулирование любых вопросов учащихся
В своей профессиональной деятельности я стараюсь использовать все. При этом большое внимание обращаю на выбор таких проектов, которые бы имели практически осязаемый продукт деятельности – наглядно воплощали творческие замыслы и устремления детей.
По моему мнению, очень важно, в каком образовательном пространстве находятся дети, поэтому образовательный проект «Наш класс», (мы над ним работаем третий год) включающий в себя формирование традиций, оформление классной комнаты, проведение совместных праздников является как раз практическим творческим проектом: оформление классной комнаты по временам года, по календарным праздникам и другим событиям класса является хорошей традицией. (показать подборку фотографий с оформлением класса.
Я работаю учителем начальных классов более 20 лет и как никто осознаю важность и значимость роли семьи в воспитании детей. Мой педагогический опыт, наблюдения показывают, что какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.
Давайте опять обратимся к образовательной инициативе «Наша новая школа» в ней написано
«Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха»
По моему мнению, в работе с семьей у учителя есть две приоритетные задачи: сделать слайд)
- Дать взрослому человеку « раскрыться», помочь найти в самом себе интересное, нужное для своего ребенка и всего коллектива класса;
- Постараться сделать так, чтобы родитель захотел работать с учителем, стал его союзником, помощником.
И то и другое – задачи не простые. Но если изначально ставить перед собой эти цели, то их решить можно. В моей работе связь с родителями, с семьей занимает одно из главных направлений. Без родительской поддержки у меня вряд ли, что получилась бы даже из половины задуманного. Работать с родителями трудно, но очень интересно. В своей работе я не изобретаю ничего нового, формы, методы работы с родителями традиционные, просто я стараюсь вкладывать в них новое содержание, и главное применять творческий подход.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей, Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Например, родительские собрания, что в них можно изменить, сделать так, чтобы они стали интересными, содержательными, а главное нужными и полезными как родителям, так и мне – педагогу и классному руководителю. Родительское собрание может и должно давать толчок для дальнейшего родительского роста. Каждое родительское собрание я начинаю с рассказов о детях (о каждом хорошее), с забавных случаев на уроках и переменах. Родители приучаются воспринимать весь класс, как наших общих детей.
В последнее время, эффективно использую информационно- коммуникационные технологии. Моим хобби является фотографирование. С фотоаппаратом я не расстаюсь как на переменах, так и на уроках. Снимаю все, что мне кажется интересным: сценки в столовой, переменах и конечно, наши классные праздники.
Затем, делаю слайды и показываю презентации родителям на собраниях. Вы бы видели, как светятся глаза родителей, когда они видят себя и своих детей. Потом, все хотят участвовать в праздниках, помогать в их проведении.
Кроме того, на первом родительском собрании знакомлю родителей с особенностями проектной деятельности, ее преимуществах и мы определяемся с совместными конкретными проектами на учебный год. Как классному руководителю, мне очень важно, чтобы реализация проектов проходила через несколько семей класса, объединенных одной целью и совместной деятельностью.
В первом классе для реализации были приняты следующие совместные проекты:
- «Портфолио» индивидуальных достижений учащихся.
- «Наш класс»: оформление, традиции, форма, наши праздники
- «Творческая мастерская»
Над реализацией этих проектов мы работаем и сегодня. Кроме того, в этом году у нас образовался еще один проект. С этого года начальная школа перешла на пятидневный режим работы. Суббота стала свободным днем от учебных занятий. Но только от учебных. В субботу реализуется общешкольный проект «День семьи и здоровья» - это новый проект, реализуется первый год – но уже можно сказать, что это очень нужное и важное направление. Его особенностью является следующее - в течение недели класс выбирает направления своей деятельности на субботу : это может быть спортивные состязания с участием детей и родителей, посещение бассейна, школьного кинотеатра, совместная экскурсия , праздник класса и т д. - приоритет отдается активным занятиям спортом. (подготовить слайды с фотографиями различных мероприятий) – можно рассказать отзывы родителей, детей.
Для себя я определила, что данный проект помогает мне и моим детям сплотиться, подружиться, мне - лучше узнать детей, родителей все это в итоге дает огромный положительный эффект
Далее Я бы хотела остановиться на особенностях реализации нескольких проектах принятых на родительском собрании.
«Портфолио» - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Школьный «портфолио» учеников моего класса состоит из следующих разделов:
- Титульный лист с фотографией
- Сведения об ученике: тайна имени, знак зодиака, гороскоп
- Информация об участии в кружках, секциях
- «Портфолио документов»: сертификаты, грамоты, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях
- «Портфолио работ» включаются творческие работы, итоговые отметки по предметам, результаты учебного рейтинга
«Портфолио» моих учеников эстетически привлекательно, так как каждый из родителей проявил творческий подход к его оформлению. Презентацию «портфолио» проводится на творческих отчетах при переходе в следующий класс.
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- Поощрять их активность, самостоятельность;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
(за три года данный проект пополнился новыми данными – можно показать слайд)
В небольшом выступлении не расскажешь о реализации всех проектов. Но, хочется отметить, что это направление деятельности является очень важным в работе педагога, а особенно учителя начальных классов. Так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебного труда, формируются нравственные принципы маленького человека и здесь интеграция семьи и школы является тем стержнем, на основе которого воспитывается ребенок, формируется личность.
Положительным результатом моей деятельности является тот факт, что мои усилия по интеграции семьи и школы не проходят даром. (далее показать результативность как учатся – успешность, качество средний балл, участие твоих детей в конкурсах, выставках и т. д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)
Целью настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии ФГОС
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС Песочная терапия- чудо на песке.
выступление...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...