Я всё умею делать сам
материал (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании
_________Бореева Н.А. ______Захарова И.А. протокол от
«___»_________201 г «___»__________201 г «___»_________201 г
Программа
по социальному направлению
«Я всё умею делать сам»
Автор-составитель:
Покшиванова Л.В.
2013-2014 г.
Программа курса по общественно-полезной деятельности
«Я ВСЕ УМЕЮ ДЕЛАТЬ САМ»
(3 класс, 34 часа)
Срок реализации: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса по ОПД “Я все умею делать сам” разработана на основе авторской программы учителя начальных классов Теслицкой О.А.
Занятия «Общественно-полезный труд и самообслуживание» направлены на формирование необходимых третьекласснику трудовых навыков для осуществления как урочной деятельности, так и домашнего самообслуживания, а также служат привитию навыков личной гигиены и культурных привычек ребенку, отвечающих его новому статусу – «школьник».
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.
Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.
Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.
Программа рассчитана на 34 часа, с проведением занятий по 1 часу в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Программы «Я все умею делать сам» может включать различные модули в соответствии с местными условиями каждого региона.
Мы предлагаем наиболее приемлемые модули для условий нашего региона:
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (10 ч.)
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (9 ч.)
Модуль 3. Работа с природным материалом (7 ч.)
Модуль 4. Обработка бумаги и картона (8 ч.)
Календарно - тематическое планирование составлено с учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им. Поэтому модули идут не последовательно друг за другом, параллельно.
Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.
Задачи курса:
- воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;
- экологизация быта и семейных традиций.
Программа разработана для детей 9-10 лет.
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.
Программа составлена на 4 года обучения. Тематика модулей во 2- 4 классах меняться не будет, но материал будет расширяться и углубляться.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки
в 3-м классе обучающиеся должны знать:
• названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
• правила:
– безопасности труда при работе с ручным инструментом;
– разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;
– сгибания бумаги и картона по линиям разметки;
– резания ножом с помощью пальцев и линейки;
• приемы соединений (разъемные, не разъемные).
Обучающиеся должны уметь:
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• составлять план предстоящей работы;
• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
• под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;
• самостоятельно:
– размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
– выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.
№ урока п/п | № урока по теме | Дата | Тема урока | УУД |
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (5 часов) | П: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях Р: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Л: Развивать мотивацию учебной деятельности | |||
1 | 1 | Уход за комнатными растениями | ||
2 | 2 | Пересадка комнатных растений | ||
3 | 3 | Экскурсия на пришкольную клумбу | ||
4-5 | 4-5 | Презентация «Комнатные растения», конкурс-викторина «Что мы знаем о растениях» | ||
Работа с природным материалом (4 часа) | ||||
6 | 1 | Беседа по технике безопасности. Экскурсия. Сбор природного материала | Познавательные: конструировать изделия с учетом технических и художественно-декоративных условий, используя разную исследовать технологические свойства используемых материалов; моделирование; структурирование знаний; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли Р: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу Л: Соблюдать гигиену учебного труда | |
7 | 2 | Подготовка сухих листьев. Работа с природными материалами. | ||
8 | 3 | Композиция из сухих листьев «Поросенок-». путешественник | ||
9 | 4 | Панно «Зайчата» | ||
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (4 часа) | П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя К: Соблюдать простейшие нормы гигиены. Р: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Л: Знать основные моральные нормы поведения | |||
10 | 1 | Режим дня школьника | ||
11 | 2 | Здоровье человека. Здоровый образ жизни | ||
12 | 3 | Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки | ||
13 | 4 | Гигиена. Естественная система защиты человека | ||
Обработка бумаги и картона (3 часа) | ||||
14 | 1 | Знакомство с видами плоскостных композиций из бумаги. Технология выполнения различных аппликаций | Л: проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению аппликаций, мозаики на заданную тему; смыслообразование; самоопределение; нравственно-этическая ориентация; Р: умение организовать свою деятельность, подготовить свое рабочее место; Рационально размещать инструменты и материалы; прогнозирование; планирование; контроль; коррекция; самооценка П: анализ; синтез; сравнение объектов; поиск и выделение нужной информации; К: умение слушать и вступать в диалог; планировать учебное сотрудничество; владеть диалогической и монологической речью | |
15 | 2 | Аппликация «Мухомор» | ||
16 | 3 | Новогодние игрушки, гирлянды | ||
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (6 часов) | ||||
17 | 1 | Правила столового этикета. Посуда | П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Р: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Л: Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | |
18 | 2 | Гигиена обуви и одежды | ||
19 | 3 | Гигиена комнаты | ||
20 | 4 | Уборка территории школьного двора | ||
21 22 | 5 6 | Ремонт книг в школьной библиотеке Гигиена труда | ||
Обработка бумаги и картона (5 часов) | Л: проявлять устойчивый познавательный интерес к выполнению объемных игрушек; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; смыслообразование; самоопределение; нравственно-этическая ориентация; Р: определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий при изготовлении изделий; планирование; самоконтроль; корректировка; самооценка П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; анализ; синтез; сравнение и классификация объектов; К: планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли | |||
23 | 1 | Аппликация из мятой бумаги «Чудесный мир бабочек» | ||
24 | 2 | Мозаика из бумаги «Коврик» | ||
25 | 3 | Мозаика из бумаги. Грибной дождик. | ||
26-27 | 4-5 | Поздравительная открытка | ||
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (4 часа) | ||||
28 | 1 | Презентация «Растения в доме», игра-викторина «Знаешь ли ты растения» | П: Делать предварительный отбор источников информации К: Уметь работать парами Р: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу Л: Соблюдать гигиену учебного труда | |
29 | 2 | Пересадка комнатных растений | ||
30 | 3 | Полив и прополка цветочных растений на школьной клумбе | ||
31 | 4 | Уход за растениями. Экскурсия | ||
Работа с природным материалом (3 часа) | П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие К: Понимать важность коллективной работы Р: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Л: Развивать мотивацию учебной деятельности | |||
32 | 1 | Аппликация «Бабочка» | ||
33 | 2 | Аппликация «Жар-птица» | ||
34 | 3 | Итоговое занятие: «Защита мини – проекта» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Модуль I Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Модуль 2 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, в теплицу школы, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Модуль 3 Работа с природным материалом
Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору, в теплицу школы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.
Модуль 4 Обработка бумаги и картона
Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.
2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир - М.: Учебная литература, 2004.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.
4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998.
5. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.
6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, 1996.
7. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников - Москва: Просвещение, 1998.
8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.
10. Газета «Начальная школа» 3 36 2005 г.
11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.
12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.
13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
14. Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.
17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:
1. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте...
Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс
Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....
Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».
Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...
Конспект урока по английскому языку для 2 класса. "Что я умею делать?"
Вашему вниманию предлагается урок для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока: “Животные. Что я умею?”.Цель:1.Образовательная:- тренировать и закреплять лексичес...
Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».
Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...
«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг».
Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...