Дружба дороже золота
проект (4 класс) по теме

Свекольникова Светлана Ивановна

Разработка и презентация к уроку по ОРКСЭ "Дружба дороже золота"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_kursu.docx25.99 КБ
Файл druzhba_dorozhe_zolota.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока по  «Основам светской этики» курса ОРКСЭ

4 класс

Разработала:   Учитель Свекольникова Светлана Ивановна

МБОУ «Пироговская оош МО  «Ахтубинский район»

Тема « Дружба дороже золота»

Цель урока:

  1. ознакомить учащихся с понятиями "друг", "дружба", "избирательность", "бескорыстность";  выяснить какие взаимоотношения существуют между людьми и в чем ценность дружбы;
  2. воспитывать осознание ценности человеческих взаимоотношений,    готовность слушать собеседника и вести диалог;
  1. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Задачи: 

показать в чем ценность дружбы;  развивать умение анализировать поступки литературных героев и соотносить их со своими;  воспитывать умения быть культурным, тактичным, милосердным;  раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.

Виды учебной деятельности: 

Беседа, комментированное чтение, словарная работа, занимательные игры, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия:

Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность.

Оборудование:

Медиапроектор,  иллюстрации, словарь, художественная литература.

Планируемые результаты изучения материала:

Понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Ход урока

I.Организация деятельности учащихся.

Ребята, предлагаю начать наш урок с маленькой физминутки. (Слайд  3)

Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Друг за друга держаться - ничего не бояться!»

II. Проверка домашнего задания по теме: «Альтруизм и эгоизм».

Вопросы

1.Что такое альтруизм? Приведите примеры.

2. Что такое эгоизм? Приведите примеры.

3. Как вы понимаете слова "быть разумным эгоистом"? Приведите примеры разумного эгоизма.

III. Подготовка к восприятию. Изучение новой темы. (Слайд 1)

Тема нашего урока "Дружба дороже золота".

Пожалуйста, откройте ваши тетради и запишите новую тему.

Ребята, что такое настоящая дружба? (ответы детей)

Что означает слово "дружить"? (ответы детей)

А вот почему дружба дороже золота и в чем ценность дружеских отношений, нам с вами предстоит выяснить на уроке. (сообщение целей урока) (Слайд 2)

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.

Отношения бывают, например:

родственные - между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и внуками;

служебные - учителя и ученики, одноклассники, коллеги;

соседские или приятельские и т.п.

С моральной точки зрения все отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Если человек со всеми окружающими его людьми находится в хороших отношениях, он все равно может быть одиноким. Почему? (ответы детей) Правильно, каждому человеку необходима дружба.

 Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и выясним, что означает слово "дружба".

 (Слайд 4) ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.  (запись в тетрадь)

Ребята, как вы понимаете:

-взаимном доверии  (нет тайн друг от друга);

- привязанности (симпатия, частое общение);

- общность интересов ( похожие интересы и т.д.)?

Внимательно послушайте сказку «Кто важнее». (Слайд 5-6)
Жила-была маленькая красивая девочка. Длинные шелковистые волосы, ясные глазки, курносый носик.
Однажды ее ручки встретились и стали спорить кто из них важнее.
Указательный пальчик правой руки хвастает:

-Мной девочка указывает на шоколадку в магазине!
Указательный пальчик левой руки отвечает:

-Мной тоже!
Безымянный пальчик левой руки гордо говорит:

-А на мне девочка серебряное колечко носит!
На что безымянный пальчик правой руки возразил:

-А на мне она золотое колечко будет носить, когда вырастет!
Тут все пальчики правой руки разом загалдели:

-А нами девочка ложку держит, когда суп ест! Мы важнее!
Тогда все пальчики левой руки обиделись и спрятались в карман домашнего нежно-розового платья девочки, пробурчав оттуда:

-А мы тарелку придерживаем, чтоб со стола не упала и суп не разлился.
Собралась девочка гулять. Надела пуховое пальто, а застегнуть не может - обе руки нужны. Стала надевать сапожки - одной правой руки мало, надо чтобы еще и левая помогала. Тогда позвала девочка маму, и мама ей помогла.
Вышла девочка во двор, и захотелось ей снеговика слепить. Тут не выдержали все пальчики, и пришли друг к другу мириться.
- Простите нас, -   примирительно сказали пальчики правой руки,

-Мы не можем без вас, а вы без нас! Мы все важны! Может быть немного по-разному, но все! Давайте дружить всегда!
- Мы согласны! - обрадовались пальчики левой руки.
Замечательный получился у девочки снеговик!

- Понравилась вам сказка?

- Что полезного вы узнали?

- Можно сказать, что эта сказка о дружбе? Почему?

- Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают?

- Почему важно иметь друзей?

-Существуют определенные правила дружбы. Подумайте и скажите, что это могут быть за правила? (ответы детей)

Ученые-психологи изучали правила дружбы у разных народов. Оказалось, что есть много общего. На основании своих исследований ученые вывели 10 законов дружбы. Давайте прочитаем их и сравним с вашими правилами.

 (Слайд 7) Законы дружбы:

1. Доверять другу.

2. Делиться новостями, успехами и неудачами.

3. Уметь хранить чужие секреты.

4. Радоваться вместе с другом его успехам.

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

7. Защищать друга.

8. Не критиковать друга в присутствии других людей.

9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.

10. Всегда выполнять свои обещания.

- Что общего вы заметили?

- В чем отличие? (ответы детей)

- Я очень рада тому, что законы ученых и ваши правила во многом совпадают.  Постарайтесь всегда их придерживаться.

-Какие есть отличительные черты дружбы и что может объединять друзей, мы узнаем, прочитав отрывок из статьи вашего учебного пособия.

Комментированное чтение учебного материала (с.32-33)

-Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Обратимся к иллюстрациям учебника.

- Какая иллюстрация привлекла ваше внимание больше всего? Почему?

- Прочитаем рубрику "Мудрые мысли". Как вы понимаете смысл высказываний?

К нашему уроку вы получили опережающее домашнее задание: найти пословицы и поговорки о дружбе. Предлагаю их послушать. (Дети поочередно читают пословицы).

Посмотрите на слайд, здесь тоже представлены пословицы и поговорки о дружбе.

(Слайд 8-9)

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Дружба дороже золота.

- Друзья познаются в беде.

- Верному другу цены нет.

- Для дружбы нет расстояний.

- Без беды друга не узнаешь.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

            - Не бросай друга в несчастье.

            - Один в поле не воин.

            - Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Физминутка.

Переходим к игровой части нашего урока, и я предлагаю вам выполнить задания и поиграть.

(Слайд 10) Задание 1. Придумайте и запишите в тетрадь на каждую букву слова "дружба" свои слова, но так, чтобы они были по смыслу близки к нему.

Д-

Р-
У-

Ж-

Б-

А-

 (Слайд 11) Задание 2.

Игра "Кто с кем дружит?" Я называю литературного героя, а вы - его друга.

Малыш и (Карлсон)

Чебурашка и (Крокодил Гена)

Белоснежка и (7 гномов)

Буратино и (Мальвина)

Маша и (Медведь)

Лила и (Стич)

Герда и (Кай)

Бараш и (Нюша)

 (Слайд 12) Задание 3.   Игра «Ищу друга»

По условию игры вам нужно написать в газету объявление о поиске друга. Нет ограничений на количество слов и размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, даже можно нарисовать его портрет. Но надо иметь в виду, что объявлений будет много и надо привлечь внимание к своему. Затем листы без подписи развешиваются на стенах. Каждый имеет право нарисовать только один красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание и заинтересовало.

Затем проводится обсуждение вопросов:

-Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

-Что помешало Вам откликнуться на другие объявления?

- Послушайте стихотворение "Что такое дружба?"

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

IV. Рефлексия  (Слайд 13)

- Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока?

- В чем ценность дружбы?

- Назовите основные черты дружественных отношений.

- Что объединяет друзей?

 (Слайд 14 ) Вывод: Истинная ценность дружбы в том, что друг придет всегда на помощь, разделит с нами радость и грусть, другу можно доверить тайну. С настоящим другом ничего не страшно! Дружба дороже золота!

V. Итог урока. (Слайд 15)

Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ о своем друге.

(Слайд 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

урок по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики» «Дружба дороже золота» Выполнил Мордовцев Алексей 4 класс Учитель Свекольникова С.И. МБОУ « Пироговская оош МО « Ахтубинский район»

Слайд 2

Цель урока: * ознакомить учащихся с понятиями "друг", "дружба","избирательность","бескорыстность"; выяснить какие взаимоотношения существуют между людьми и в чем ценность дружбы; * воспитывать осознание ценности человеческих взаимоотношений, готовность слушать собеседника и вести диалог; * развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Слайд 3

Физминутка Друг за друга держаться — ничего не бояться!

Слайд 4

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 5

Кто важнее . Жила-была маленькая красивая девочка . Длинные шелковистые волосы, ясные глазки, курносый носик. Однажды ее ручки встретились и стали спорить кто из них важнее. Указательный пальчик правой руки хвастает: - Мной девочка указывает на шоколадку в магазине! Указательный пальчик левой руки отвечает: - Мной тоже! Безымянный пальчик левой руки гордо говорит: - А на мне девочка серебряное колечко носит! На что безымянный пальчик правой руки возразил: - А на мне она золотое колечко будет носить, когда вырастет! Тут все пальчики правой руки разом загалдели: - А нами девочка ложку держит, когда суп ест! Мы важнее! Тогда все пальчики левой руки обиделись и спрятались в карман домашнего нежно-розового платья девочки, пробурчав оттуда: - А мы тарелку придерживаем, чтоб со стола не упала и суп не разлился.

Слайд 6

Собралась девочка гулять. Надела пуховое пальто, а застегнуть не может - обе руки нужны. Стала надевать сапожки - одной правой руки мало, надо чтобы еще и левая помогала. Тогда позвала девочка маму, и мама ей помогла. Вышла девочка во двор, и захотелось ей снеговика слепить. Тут не выдержали все пальчики, и пришли друг к другу мириться. - Простите нас, -примирительно сказали пальчики правой руки, - Мы не можем без вас, а вы без нас! Мы все важны! Может быть немного по разному, но все! Давайте дружить всегда! - Мы согласны! - обрадовались пальчики левой руки. Замечательный получился у девочки снеговик!

Слайд 7

Законы дружбы: 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания.

Слайд 8

Пословицы о дружбе - Без беды друга не узнаешь. - Человек без друзей, что дерево без корней. - Нет друга - ищи, а нашёл - береги. - Не бросай друга в несчастье. - Один в поле не воин. - Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Слайд 9

Пословицы о дружбе - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Дружба дороже золота. - Друзья познаются в беде. - Верному другу цены нет. - Для дружбы нет расстояний.

Слайд 10

Задание 1 Д - Р - У - Ж - Б - А -

Слайд 11

Задание 2 Игра «Кто с кем дружит» Малыш и Чебурашка и Белоснежка и Буратино и Маша и Лила и Герда и Бараш и

Слайд 12

Задание 3 Игра « Ищу друга »

Слайд 13

Рефлексия: - Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока? - В чем ценность дружбы? - Назовите основные черты дружественных отношений. - Что объединяет друзей?

Слайд 14

Вывод: Истинная ценность дружбы в том, что друг придет всегда на помощь, разделит с нами радость и грусть, другу можно доверить тайну. С настоящим другом ничего не страшно! Дружба дороже золота!

Слайд 15

V. Итог урока. Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ о своем друге.

Слайд 16

Дружба дороже золота!

Слайд 17

Использованы фотографии и картинки с сайта: http://klub-drug.ru/blog/smajliki/kartinki-shkola-animacii-knigi-shkolnye.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе" Капля воды дороже золота"

Охрана и сохранение пресной воды-важная проблема жителей Земли.На уроке окружающего мира мы пытаемся решить главную задачу:какие меры по охране воды нужно предпринимать,чтобы запасы пресной воды не ис...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

Классный час "Что дороже золота и серебра"

Воспитание доброты,честности и взаимовыручки...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

Дружбой дорожить умейте! Игра-урок о товариществе и дружбе.

Даную методическую разработку могут использовать педагоги начальных классов, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений....

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

laquo;ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!»Игра-урок о товариществе и дружбе               ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!Цель: познакомить детей с правилами друж...