Дружба дороже золота
проект (4 класс) по теме
Разработка и презентация к уроку по ОРКСЭ "Дружба дороже золота"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_kursu.docx | 25.99 КБ |
druzhba_dorozhe_zolota.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по «Основам светской этики» курса ОРКСЭ
4 класс
Разработала: Учитель Свекольникова Светлана Ивановна
МБОУ «Пироговская оош МО «Ахтубинский район»
Тема « Дружба дороже золота»
Цель урока:
- ознакомить учащихся с понятиями "друг", "дружба", "избирательность", "бескорыстность"; выяснить какие взаимоотношения существуют между людьми и в чем ценность дружбы;
- воспитывать осознание ценности человеческих взаимоотношений, готовность слушать собеседника и вести диалог;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Задачи:
показать в чем ценность дружбы; развивать умение анализировать поступки литературных героев и соотносить их со своими; воспитывать умения быть культурным, тактичным, милосердным; раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.
Виды учебной деятельности:
Беседа, комментированное чтение, словарная работа, занимательные игры, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия:
Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность.
Оборудование:
Медиапроектор, иллюстрации, словарь, художественная литература.
Планируемые результаты изучения материала:
Понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ход урока
I.Организация деятельности учащихся.
Ребята, предлагаю начать наш урок с маленькой физминутки. (Слайд 3)
Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Друг за друга держаться - ничего не бояться!»
II. Проверка домашнего задания по теме: «Альтруизм и эгоизм».
Вопросы
1.Что такое альтруизм? Приведите примеры.
2. Что такое эгоизм? Приведите примеры.
3. Как вы понимаете слова "быть разумным эгоистом"? Приведите примеры разумного эгоизма.
III. Подготовка к восприятию. Изучение новой темы. (Слайд 1)
Тема нашего урока "Дружба дороже золота".
Пожалуйста, откройте ваши тетради и запишите новую тему.
Ребята, что такое настоящая дружба? (ответы детей)
Что означает слово "дружить"? (ответы детей)
А вот почему дружба дороже золота и в чем ценность дружеских отношений, нам с вами предстоит выяснить на уроке. (сообщение целей урока) (Слайд 2)
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.
Отношения бывают, например:
родственные - между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и внуками;
служебные - учителя и ученики, одноклассники, коллеги;
соседские или приятельские и т.п.
С моральной точки зрения все отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Если человек со всеми окружающими его людьми находится в хороших отношениях, он все равно может быть одиноким. Почему? (ответы детей) Правильно, каждому человеку необходима дружба.
Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и выясним, что означает слово "дружба".
(Слайд 4) ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (запись в тетрадь)
Ребята, как вы понимаете:
-взаимном доверии (нет тайн друг от друга);
- привязанности (симпатия, частое общение);
- общность интересов ( похожие интересы и т.д.)?
Внимательно послушайте сказку «Кто важнее». (Слайд 5-6)
Жила-была маленькая красивая девочка. Длинные шелковистые волосы, ясные глазки, курносый носик.
Однажды ее ручки встретились и стали спорить кто из них важнее.
Указательный пальчик правой руки хвастает:
-Мной девочка указывает на шоколадку в магазине!
Указательный пальчик левой руки отвечает:
-Мной тоже!
Безымянный пальчик левой руки гордо говорит:
-А на мне девочка серебряное колечко носит!
На что безымянный пальчик правой руки возразил:
-А на мне она золотое колечко будет носить, когда вырастет!
Тут все пальчики правой руки разом загалдели:
-А нами девочка ложку держит, когда суп ест! Мы важнее!
Тогда все пальчики левой руки обиделись и спрятались в карман домашнего нежно-розового платья девочки, пробурчав оттуда:
-А мы тарелку придерживаем, чтоб со стола не упала и суп не разлился.
Собралась девочка гулять. Надела пуховое пальто, а застегнуть не может - обе руки нужны. Стала надевать сапожки - одной правой руки мало, надо чтобы еще и левая помогала. Тогда позвала девочка маму, и мама ей помогла.
Вышла девочка во двор, и захотелось ей снеговика слепить. Тут не выдержали все пальчики, и пришли друг к другу мириться.
- Простите нас, - примирительно сказали пальчики правой руки,
-Мы не можем без вас, а вы без нас! Мы все важны! Может быть немного по-разному, но все! Давайте дружить всегда!
- Мы согласны! - обрадовались пальчики левой руки.
Замечательный получился у девочки снеговик!
- Понравилась вам сказка?
- Что полезного вы узнали?
- Можно сказать, что эта сказка о дружбе? Почему?
- Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают?
- Почему важно иметь друзей?
-Существуют определенные правила дружбы. Подумайте и скажите, что это могут быть за правила? (ответы детей)
Ученые-психологи изучали правила дружбы у разных народов. Оказалось, что есть много общего. На основании своих исследований ученые вывели 10 законов дружбы. Давайте прочитаем их и сравним с вашими правилами.
(Слайд 7) Законы дружбы:
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.
- Что общего вы заметили?
- В чем отличие? (ответы детей)
- Я очень рада тому, что законы ученых и ваши правила во многом совпадают. Постарайтесь всегда их придерживаться.
-Какие есть отличительные черты дружбы и что может объединять друзей, мы узнаем, прочитав отрывок из статьи вашего учебного пособия.
Комментированное чтение учебного материала (с.32-33)
-Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Обратимся к иллюстрациям учебника.
- Какая иллюстрация привлекла ваше внимание больше всего? Почему?
- Прочитаем рубрику "Мудрые мысли". Как вы понимаете смысл высказываний?
К нашему уроку вы получили опережающее домашнее задание: найти пословицы и поговорки о дружбе. Предлагаю их послушать. (Дети поочередно читают пословицы).
Посмотрите на слайд, здесь тоже представлены пословицы и поговорки о дружбе.
(Слайд 8-9)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба дороже золота.
- Друзья познаются в беде.
- Верному другу цены нет.
- Для дружбы нет расстояний.
- Без беды друга не узнаешь.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
- Не бросай друга в несчастье.
- Один в поле не воин.
- Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Физминутка.
Переходим к игровой части нашего урока, и я предлагаю вам выполнить задания и поиграть.
(Слайд 10) Задание 1. Придумайте и запишите в тетрадь на каждую букву слова "дружба" свои слова, но так, чтобы они были по смыслу близки к нему.
Д-
Р-
У-
Ж-
Б-
А-
(Слайд 11) Задание 2.
Игра "Кто с кем дружит?" Я называю литературного героя, а вы - его друга.
Малыш и (Карлсон)
Чебурашка и (Крокодил Гена)
Белоснежка и (7 гномов)
Буратино и (Мальвина)
Маша и (Медведь)
Лила и (Стич)
Герда и (Кай)
Бараш и (Нюша)
(Слайд 12) Задание 3. Игра «Ищу друга»
По условию игры вам нужно написать в газету объявление о поиске друга. Нет ограничений на количество слов и размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, даже можно нарисовать его портрет. Но надо иметь в виду, что объявлений будет много и надо привлечь внимание к своему. Затем листы без подписи развешиваются на стенах. Каждый имеет право нарисовать только один красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание и заинтересовало.
Затем проводится обсуждение вопросов:
-Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?
-Что помешало Вам откликнуться на другие объявления?
- Послушайте стихотворение "Что такое дружба?"
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
IV. Рефлексия (Слайд 13)
- Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока?
- В чем ценность дружбы?
- Назовите основные черты дружественных отношений.
- Что объединяет друзей?
(Слайд 14 ) Вывод: Истинная ценность дружбы в том, что друг придет всегда на помощь, разделит с нами радость и грусть, другу можно доверить тайну. С настоящим другом ничего не страшно! Дружба дороже золота!
V. Итог урока. (Слайд 15)
Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ о своем друге.
(Слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: * ознакомить учащихся с понятиями "друг", "дружба","избирательность","бескорыстность"; выяснить какие взаимоотношения существуют между людьми и в чем ценность дружбы; * воспитывать осознание ценности человеческих взаимоотношений, готовность слушать собеседника и вести диалог; * развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Физминутка Друг за друга держаться — ничего не бояться!
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Кто важнее . Жила-была маленькая красивая девочка . Длинные шелковистые волосы, ясные глазки, курносый носик. Однажды ее ручки встретились и стали спорить кто из них важнее. Указательный пальчик правой руки хвастает: - Мной девочка указывает на шоколадку в магазине! Указательный пальчик левой руки отвечает: - Мной тоже! Безымянный пальчик левой руки гордо говорит: - А на мне девочка серебряное колечко носит! На что безымянный пальчик правой руки возразил: - А на мне она золотое колечко будет носить, когда вырастет! Тут все пальчики правой руки разом загалдели: - А нами девочка ложку держит, когда суп ест! Мы важнее! Тогда все пальчики левой руки обиделись и спрятались в карман домашнего нежно-розового платья девочки, пробурчав оттуда: - А мы тарелку придерживаем, чтоб со стола не упала и суп не разлился.
Собралась девочка гулять. Надела пуховое пальто, а застегнуть не может - обе руки нужны. Стала надевать сапожки - одной правой руки мало, надо чтобы еще и левая помогала. Тогда позвала девочка маму, и мама ей помогла. Вышла девочка во двор, и захотелось ей снеговика слепить. Тут не выдержали все пальчики, и пришли друг к другу мириться. - Простите нас, -примирительно сказали пальчики правой руки, - Мы не можем без вас, а вы без нас! Мы все важны! Может быть немного по разному, но все! Давайте дружить всегда! - Мы согласны! - обрадовались пальчики левой руки. Замечательный получился у девочки снеговик!
Законы дружбы: 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания.
Пословицы о дружбе - Без беды друга не узнаешь. - Человек без друзей, что дерево без корней. - Нет друга - ищи, а нашёл - береги. - Не бросай друга в несчастье. - Один в поле не воин. - Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Пословицы о дружбе - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Дружба дороже золота. - Друзья познаются в беде. - Верному другу цены нет. - Для дружбы нет расстояний.
Задание 1 Д - Р - У - Ж - Б - А -
Задание 2 Игра «Кто с кем дружит» Малыш и Чебурашка и Белоснежка и Буратино и Маша и Лила и Герда и Бараш и
Задание 3 Игра « Ищу друга »
Рефлексия: - Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока? - В чем ценность дружбы? - Назовите основные черты дружественных отношений. - Что объединяет друзей?
Вывод: Истинная ценность дружбы в том, что друг придет всегда на помощь, разделит с нами радость и грусть, другу можно доверить тайну. С настоящим другом ничего не страшно! Дружба дороже золота!
V. Итог урока. Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ о своем друге.
Дружба дороже золота!
Использованы фотографии и картинки с сайта: http://klub-drug.ru/blog/smajliki/kartinki-shkola-animacii-knigi-shkolnye.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе" Капля воды дороже золота"
Охрана и сохранение пресной воды-важная проблема жителей Земли.На уроке окружающего мира мы пытаемся решить главную задачу:какие меры по охране воды нужно предпринимать,чтобы запасы пресной воды не ис...
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
Классный час "Что дороже золота и серебра"
Воспитание доброты,честности и взаимовыручки...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
Дружбой дорожить умейте! Игра-урок о товариществе и дружбе.
Даную методическую разработку могут использовать педагоги начальных классов, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений....
Классный час "Что дороже золота или серебра "
Классный час о добре...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
laquo;ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!»Игра-урок о товариществе и дружбе ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!Цель: познакомить детей с правилами друж...