Организация рефлексии на уроке
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Ингинен Елена Юрьевна

Как организовать рефлексию на уроке в начальных классах (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  рефлексии на уроке

     Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем  состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как  самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

          Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её
цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

   Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Я остановлюсь на интеллектуальной рефлексии.

Интеллектуальная рефлексия

выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;

•что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.

  1. Выбери верное утверждение:
  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи...
  1. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

3.  Пометки на полях (маркировка) – обозначение с помощью  

        знаков на полях возле текста или в самом тексте:

        «+» - знал,      «!» - новый материал (узнал)      «?» - хочу узнать

      4. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

     5.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:        

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

     6.Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях. 

 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

   Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. 

• Отражает внутреннее состояние ученика

• Самочувствие (комфортно – дискомфортно)

•  Является средством самопознания.

       1.Рисуем настроение. Целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение». На листе с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски (в течение минуты).

    Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

     2.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

     3.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:      1) Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно.

   Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Рефлексия  деятельности.

•Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;

•Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

     1.Огонёк общения. 

• Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

• Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовало…

- Сегодня меня огорчило…

•На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

   (Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя)                        

- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

    2.Дерево творчества.  По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

   Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

   Цветок – довольно неплохо.

   Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

   Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

Рефлексия содержания учебного материала.

     Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения.   Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

     Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». 

Заполняется таблица из трёх граф (устно или письменно):

  • В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация, формы работы;
  • В графу «минус» записывается всё, что не понравилось, непонятная или скучная информация;
  • В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.

   В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал                               активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                    доволен/не доволен

3. Урок мне показался                              коротким/длинным

4. За урок я                                                 не устал/устал

5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                    понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

7. Домашнее задание мне

кажется                                                     лёгким/трудным

                                                                     интересно/не интересно

   Для оценивания учащимися  своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:

  • V – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
  • W – ответил по просьбе учителя , ответ правильный;
  • ! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
  • + - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
  • 0 – не ответил.

Светофор ( для 1 класса)

Дети сигналят карточками:

  • Зелёный – познавательно;
  • Жёлтый – понравилось, но не всё;
  • Красный – скучно, неинтересно.

Графическая рефлексия

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

- понравилось выполнять                              - было трудно

- не очень понравилось                                - не очень было трудно

- не понравилось вообще                              - не трудно

Таким образом, рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности

2) отражать внутреннее состояние человека

3) быть средством самопознания.         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ

Слайд 2

Рефлексия От лат. reflexio – обращение назад Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) Самоанализ ( толковый словарь русского языка) Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики)

Слайд 3

Четыре сферы человеческой сущности: физическая (успел – не успел) сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно) интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)

Слайд 4

Интеллектуальная рефлексия: Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.

Слайд 5

Выбери верное утверждение: Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи...

Слайд 6

Табличка фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально). Понятие Знал Узнал Хочу узнать

Слайд 7

Пометки на полях (маркировка) обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал «!» - новый материал (узнал) «?» - хочу узнать

Слайд 8

Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…

Слайд 9

Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии: Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Слайд 10

Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала . Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

Слайд 11

Классификация приёмов рефлексии: 11 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 12

Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Отражает внутреннее состояние ученика Самочувствие ( комфортно – дискомфортно) Является средством самопознания

Слайд 13

Рисуем настроение На листе с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски (в течение минуты). Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера :

Слайд 14

красный цвет мягких тонов ( розовый , оран-жевый ) – радостное, восторженное настрое-ние . Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии; синий цвет – грустное настроение, пассив-ность , усталость, желание отдохнуть; зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;

Слайд 15

жёлтый цвет – спокойный цвет ( цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникаю-щей пассивности ребёнка; фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

Слайд 16

чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся; коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Слайд 17

Солнышко Моё настроение похоже на: Солнышко ; Солнышко с тучкой; Тучку; Тучку с дождиком; Тучку с молнией.

Слайд 18

Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название: Крайне скверно - 1 Плохо - 2 Хорошо - 3 Уверен в своих силах - 4 Комфортно - 5 Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Слайд 19

Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом; Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Слайд 20

Огонёк общения Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко . Тот, у кого в руках сердечко, говорит: - Сегодня меня порадовало… - Сегодня меня огорчило…

Слайд 21

На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям: Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения. (Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя). - Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

Слайд 22

Дерево творчества (По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды). Плоды – дело прошло полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё. Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

Слайд 23

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

Слайд 24

Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 25

Плюс-минус-интересно Заполняется таблица из трёх граф (устно или письменно): В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация, формы работы; В графу «минус» записывается всё, что не понравилось , непонятная или скучная информация; В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.

Слайд 26

Анкетирование На уроке я работал - Своей работой я - Урок показался мне - За урок я - Материал на уроке мне был - Домашнее задание мне кажется - Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/ длинным Не устал/ устал Понятен/ не понятен Полезен/ бесполезен Интересен/ скучен Лёгким/ трудным интересно/ не интересно

Слайд 27

Условные знаки V – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; W – ответил по просьбе учителя , ответ правильный; ! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; + - ответил по своей инициативе, ответ правильный; 0 – не ответил.

Слайд 28

Светофор ( для 1 класса) Дети сигналят карточками: Зелёный – познавательно; Жёлтый – понравилось, но не всё; Красный – скучно, неинтересно.

Слайд 29

Графическая рефлексия Цель : выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию (Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок) - понравилось выполнять - было трудно - не очень понравилось - не очень было трудно - не понравилось вообще - не трудно

Слайд 30

Рефлексия может: выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности отражать внутреннее состояние человека быть средством самопознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке

«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целе...

Организация рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь...

Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...

Методика организации рефлексии на уроке в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Особенности деятельности педагога, работающего по ФГОС"....

Организация рефлексии на уроке математики.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #3f3f3f} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Суть приёма Латинское слово «reflexio» дало название термину &l...

Организация рефлексии на уроке.

В статье дано понятие "рефлексия"  в педагогике,   перечислены виды классификаций рефлексии, представлены некоторые приёмы организации рефлексии на уроке....