Организация рефлексии на уроке.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Баратова Елена Аркадьевна

В статье дано понятие "рефлексия"  в педагогике,   перечислены виды классификаций рефлексии, представлены некоторые приёмы организации рефлексии на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya._organizatsiya_reflekii_na_uroke.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Рефлексия — это то, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Она  уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:  эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Эмоциональная рефлексия помогает оценить настроение на уроке, эмоциональное восприятие учебного материала. Такую рефлексию можно проводить на любом этапе урока.  Это могут быть смайлики или знаковые картинки, показ большого пальца вверх или вниз, поднятие рук, различные сигнальные (цветовые)  карточки.

Рефлексия деятельности может быть использована при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Это помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Примеры организации такой рефлексии многим известны: «Дерево успеха» (каждый листочек имеет свой определенный цвет: зелёный — все сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, красный — много ошибок), «Лесенка успеха» (каждая ступенька — один из видов работы, и чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек), «Вагончики»   ( каждое задание соответствует вагончику) и др.

Рефлексию содержания учебного материала лучше всего проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.

В качестве примера можно рассмотреть следующие приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия «Слон».

Обучающимся дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Какие части тела преобладают на рисунке, так и интерпретируем. Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух. Глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно.  Хобот – знания, которые он приобретает,  голова – это мыслительные процессы, если  большая голова – автор рисунка больше действует головой.  Ноги тонкие – неуверенность и т.д.

2.Рефлексия с помощью синквейна.

Ещё один эффективный прём, рассчитанный на рефлексию обучающихся. Задание, которое также не требует много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих – синквейн.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими   миниатюрами хайку и  танка.

           Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

            Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств  выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя  глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение  автора синквейна к описываемому предмету или объекту

Пятая строка — одно  слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, метафора.

Составление синквейна требует от обучающегося умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

3. Пословица или фразеологизм. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

4. Итоговая рефлексия, вопросы которой обычно задаются преподавателем в конце урока

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой? Всё ли получилось, как ты хотел?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Таким образом, рефлексия – важный этап современного урока. Ученики учатся оценивать сами себя, определяют, какие знания получили, каких целей достигли и к чему стоит стремиться, а также, для чего нужны эти полученные знания в будущем. Рефлексия является обязательным условием саморазвития, и, не только детей, но и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке

«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целе...

Организация рефлексии на уроке

Как организовать рефлексию на уроке в начальных классах (ФГОС)...

Организация рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь...

Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...

Методика организации рефлексии на уроке в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Особенности деятельности педагога, работающего по ФГОС"....

Организация рефлексии на уроке математики.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #3f3f3f} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Суть приёма Латинское слово «reflexio» дало название термину &l...